ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-5840/2020
02 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 марта 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шишкова Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" (390013, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (390046, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Рязани (390000, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 в аренду без проведения торгов; признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 в аренду без проведения торгов; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2021 №1, личность установлена на основании предъявленного паспорта; ФИО2, представитель по доверенности от 12.01.2021 №2, личность установлена на основании предъявленного паспорта;
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 28.12.2020 №03/3-13-43, личность установлена на основании предъявленного служебного удостоверения;
от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности от 03.12.2020 №02/1/1-60-74, личность установлена на основании предъявленного служебного удостоверения;
установил: акционерное общество "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" (далее - заявитель, общество, АО "РПК "Хмелёфф") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области, с заявлением к Управлению земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (далее - заинтересованное лицо, управление), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Рязани, о признании незаконным решения от 17.06.2020 №03/3-31-2244-Исх об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 в аренду без проведения торгов; обязании подготовить, подписать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 на условиях договора от 15.03.2006 №КС 23-06 Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:004:0011:16 и направить его заявителю; признании незаконным бездействие, выразившегося в неподписании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 №С 019-20 от 16.06.2020 на условиях договора от 15.03.2006 №КС 23-06 Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:004:0011:16; обязании подписать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 №С019-20 от 16.06.2020 на условиях договора №КС 23-06 Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:004:0011:16 от 15.03.2006 и направить его заявителю.
Общество неоднократно уточняло заявленные требования, в судебном заседании 01.03.2021 просило суд:
1) признать незаконным бездействие управления, выразившееся в несовершении действий по предоставлению обществу земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 в аренду без проведения торгов;
2) в целях устранения допущенного бездействием нарушения прав и законных интересов общества обязать управление в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:
- подготовить проект постановления администрации города Рязани о предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16;
- получить подписанное уполномоченным лицом постановление администрации города Рязани о предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16;
- осуществить подготовку проектов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16, в трех экземплярах, их подписание уполномоченным лицом и скрепление печатью с воспроизведением изображения герба муниципального образования - городской округ город Рязань;
- выдать (направить) обществу проекты договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16.
3) Признать незаконным решение от 17.06.2020 №03/3-31-2244-Исх об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 в аренду без проведения торгов;
4) В целях устранения допущенного отказом нарушения прав и законных интересов общества обязать управление в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:
- принять решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 в аренду без проведения торгов на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16;
- подготовить проект постановления администрации города Рязани о предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16;
- получить подписанное уполномоченным лицом постановление администрации города Рязани о предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16;
- осуществить подготовку проектов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16, в трех экземплярах и их подписание уполномоченным лицом, скрепление печатью с воспроизведением изображения герба муниципального образования - городской округ город Рязань;
- проекты договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16 выдать (направить) обществу.
Указанное уточнение принято судом к рассмотрению по существу.
Представители общества поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица относительно заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Представитель администрации придерживается правовой позиции управления.
Из материалов дела следует, что между Управлением государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области (арендодатель) и ЗАО "Рязань Сити" (арендатор) 15 марта 2006 года был заключен договор № КС 23-06 Ю, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду на срок с 15.03.2006 по 15.03.2055 земельный участок общей площадью 129459 кв. м. с кадастровым номером 62:29:0040011:16 (том 1 л.д. 24-28).
Затем, права аренды указанного земельного участка были переданы закрытому акционерному обществу "Центр Инвест Строй".
На основании решения Арбитражного суда Рязанской области от 21.12.2016 по делу № А54-4362/2016 в счет погашения задолженности ЗАО "Центр Инвест Строй" перед АО "РПК "Хмелёфф" обращено взыскание на имущество ЗАО "Центр Инвест Строй" путем продажи с публичных торгов, в том числе обращено взыскание на право аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16, общей площадью 12459 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, для строительства торгово-общественного центра, адрес местоположение объекта: Рязанская область, городской округ Рязань, пос. Борки (Советский округ) (том 1 л.д. 32-45).
На основании постановления заместителя начальника отдела МО и ОИП УФССП России по Рязанской области о передаче не реализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю от 30.01.2018, акта о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от 30.01.2018 АО "РПК "Хмелёфф" было передано право аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16 (том 1 л.д. 46-48).
Право аренды указанного земельного участка общества зарегистрировано Управлением Росреестра по Рязанской области 19.03.2018 года за номером 62:29:0040011:16-62/001/2018-1 (том 1 л.д. 50-53).
В 2019 году АО" РПК "Хмелёфф" в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 11.4. Земельного кодекса Российской Федерации, инициировало процедуру раздела земельного участка кадастровым номером с 62:29:0040011:16 (том 1 л.д. 54).
Постановлением администрации города Рязани от 17.10.2019 № 4285 утверждена схема расположения земельных участков, образуемых в результате раздела из земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16 на кадастровом плане территории в отношении:
- земельного участка площадью 115320 кв.м., расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Борки (Советский район);
- земельного участка площадью 14150 кв.м., расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Борки (Советский район) (том 1 л.д. 56-59).
Обществу было предписано обеспечить проведение кадастровых работ в отношении образуемых земельных участков и осуществить их государственный кадастровый учет.
Во исполнение данного постановления общество обеспечило проведение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16 на два участка: площадью 115320 кв.м. и площадью 14150 кв.м.
По результатам проведения кадастровых работ 13 декабря 2019 года осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков:
- с кадастровым номером 62:29:0040011:164, площадью 115320 кв.м., расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Борки (Советский район);
- с кадастровым номером 62:29:0040011:165, площадью 14150 кв.м., расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Борки (Советский район).
Одновременно с государственным кадастровым учетом была осуществлена запись в Едином государственном реестре недвижимости об обременении правом аренды земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0040011:164 и 62:29:0040011:165 на срок до 15.03.2055 года в пользу АО "РПК "Хмелёфф" (том 1 л.д. 60-67).
22 апреля 2020 года общество обратилось в Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани с заявлением № 20/0181 о заключении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0040011:164 и 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16 от 15.03.2006 года № КС 23-06 Ю на основании пункта 4 статьи 11.4. Земельного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 19-20).
17 июня 2020 года письмом № 03/3-31-2244Исх управление отказало в заключении договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164. Свой отказ управление мотивировало тем, что поскольку на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0040011:164 расположен объект недвижимости, в связи с этим, по мнению управления, обществу надлежит обратиться с заявлением об оформлении права аренды в порядке реализации исключительного права, установленного для собственников зданий, расположенных на испрашиваемых земельных участках в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (том 1 л.д. 22-23).
Управление предложило Обществу повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 в порядке, предусмотренном ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 управление дало согласие на заключение договора аренды в порядке п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ. По мнению управления, поскольку на данном участке отсутствует объект недвижимости, то отсутствуют препятствия для заключения договора аренды указанного земельного участка в порядке реализации обществом права, установленного п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ.
Управление, давая согласие на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165, по мнению общества, в нарушение пункта 1 пункта 5 ст. 37.17 Земельного кодекса Российской Федерации, направило обществу договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 № С 019-20 от 16.06.2020, не подписав его со своей стороны (том 1 л.д. 78-84).
Общество, получив неподписанный проект договор аренды № С 019-20, подписало его в трех экземплярах и письмом № 20/0261 от 26.06.2020 предоставило в управление с просьбой подписать договор и вернуть в адрес общества подписанный договор (том 1 л.д. 85-86).
На момент обращения АО "РПК "Хмелёфф" в суд, подписанный договор аренды указанного земельного участка обществом не получен.
Полагая, что отказ управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 и бездействие, выраженные в неподписании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165, являются незаконными и нарушающими права АО "РПК "Хмелёфф" в предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что уточненные заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК Российской Федерации либо иным Федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых или измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов и аукционов).
Пункт 4 ст. 11.8 ЗК РФ направлен в свою очередь на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 306-КГ15-8301).
Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон № 341-ФЗ) в п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ внесены изменения, закрепившие право арендатора на сохранение права аренды в отношении образуемых и измененных земельных участков, используемых на основании договоров аренды.
В соответствии с п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ в редакции Закона № 341-ФЗ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок по внесению в ЕГРН записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка установлен ч. 12 ст. 41 Закона № 218-ФЗ, согласно которому в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в ЕГРН зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
В данном случае указанные требования закона соблюдены, поскольку на образованные в результате разделения земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:0040011:164 и 62:29:0040011:165 перенесена запись об ограничении (обременении) в виде аренды с исходного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16 в пользу АО "РПК "Хмелёфф".
При таких обстоятельствах, управление в силу ст. 11.8 ЗК РФ обязано было заключить с АО "РПК "Хмелёфф" договоры аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0040011:164 и 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16.
В силу п. 2.3.2. и п. 2.3.2.1. постановления администрации города Рязани № 3960 от 28.08.2015, а также Устава города Рязани, в форме постановлений администрации города Рязани издаются правовые акты по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Постановлением администрации города Рязани от 16 сентября 2019 года № 3733 заместителю начальника управления по земельным вопросам управления земельных ресурсов и имущественных отношений ФИО4 предоставлены полномочия по рассмотрению и подписанию договоров аренды земельных участков, заключаемых администрацией города Рязани с физическими и юридическими лицами, во исполнение принятых постановлений администрации города Рязани, а также соглашений о внесении изменений, расторжении вышеуказанных договоров.
Согласно постановлению администрации города Рязани от 08.07.2020 года № 2237 (приложение № 3, пункт 3.1.), удостоверяются гербовыми печатями подписи главы администрации города Рязани, первого заместителя главы администрации, руководителя аппарата, заместителей главы администрации и иных должностных лиц администрации города Рязани, которым глава администрации делегировал свои полномочия. Гербовая печать не ставится на внутренние документы администрации города Рязани.
Как следует из Положения об Управлении земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (утв. решением Рязанской городской Думы от 9 апреля 2015 года №107-11), управление является структурным подразделением администрации города Рязани, осуществляющим управленческие функции в области земельных и имущественных отношений. Управление обладает правами юридического лица, финансируется из средств бюджета города Рязани, имеет бланки, печать установленного образца со своим наименованием и символикой города Рязани (герб с шапкой Мономаха), необходимые штампы, согласованные в установленном порядке, лицевые счета, открываемые в установленном действующим законодательством порядке.
К функциям управления относится оформление договоров аренды, купли-продажи земельных участков, подготовка проектов постановлений, распоряжений администрации города Рязани по предоставлению земельных участков, а также другой документации в сфере земельных правоотношений.
Согласно постановлению администрации города Рязани от 2 марта 2015 года № 925 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов на предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" муниципальную услугу предоставляет Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани.
Административная процедура по предоставлению (оказанию) муниципальной услуги возбуждается подачей заявителем соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Оканчивается административная процедура по предоставлению (оказанию) муниципальной услуги выдачей (получением) заявителю документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги
Согласно пункту 2.3.2. Административного регламента, в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем и/или выдача (направление) заявителю проектов договора аренды земельного участка (если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ) либо надлежащим образом заверенной копии постановления администрации города Рязани о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ) либо решения об отказе в предоставлении земельного участка (далее - отказ в предоставлении земельного участка).
Согласно п. 2.4.4. Административного регламента, сроки прохождения отдельных административных действий и процедур составляют:
а) прием заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, от одного заявителя - не более 45 минут;
б) направление заявления и документов в Управление - в течение 1 рабочего дня с даты приема документов;
в) рассмотрение Управлением, структурными подразделениями представленных документов, подготовка заключений о возможности размещения объекта, если целью использования испрашиваемого земельного участка является строительство объекта, - в течение 2 рабочих дней, следующих за днем поступления документов;
г) межведомственное информационное взаимодействие - не более 7 рабочих дней, а в случае направления повторного запроса - не более 13 рабочих дней, в том числе:
- подготовка и направление запроса в ФНС России - в течение 1 рабочего дня, следующего за днем окончания административной процедуры по рассмотрению Управлением представленных документов;
- подготовка и направление запроса в Росреестр - в течение 1 рабочего дня, следующего за днем окончания административной процедуры по рассмотрению Управлением представленных документов;
- проверка полноты документа (информации), полученного в результате межведомственного информационного взаимодействия, - в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения запрашиваемого документа (информации);
д) рассмотрение на Комиссии представленных документов, принятие решения о возможности размещения объекта, если целью использования испрашиваемого земельного участка является строительство объекта, - не более 5 рабочих дней со дня поступления документов;
е) подготовка результата предоставления муниципальной услуги:
- подготовка проекта решения о предварительном согласовании предоставления (решения о предоставлении) земельного участка либо отказа в предварительном согласовании предоставления (отказа в предоставлении) земельного участка - в течение 2 рабочих дней;
- передача проекта решения о предварительном согласовании предоставления (решения о предоставлении) земельного участка либо отказа в предварительном согласовании предоставления (отказа в предоставлении) земельного участка на согласование - в течение 1 рабочего дня;
- рассмотрение проекта постановления о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельного участка правовым управлением администрации города Рязани -не более 2 рабочих дней;
- подписание заместителем главы администрации в соответствии с делегированием отдельных полномочий главы администрации города Рязани проекта постановления о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельного участка - в течение 2 рабочих дней;
- регистрация постановления о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельного участка - в течение 1 рабочего дня;
ж) направление результата предоставления муниципальной услуги в уполномоченную организацию - в течение 1 рабочего дня;
з) выдача (направление) заявителю результата предоставления муниципальной услуги - в течение 3 рабочих дней (уполномоченной организацией) со дня извещения заявителя уполномоченной организацией о результате предоставления муниципальной услуги.
Согласно п. 3.2.6. Административного регламента подготовка результата предоставления муниципальной услуги осуществляется в следующем порядке:
- 3.2.6.1. Основанием для начала административной процедуры по подготовке результата предоставления муниципальной услуги является поступление в Управление одного из следующих документов:
- схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории после согласования в управлении градостроительства и архитектуры;
- выписки из протокола заседания Комиссии после принятия решения о возможности размещения объекта, если целью использования испрашиваемого земельного участка является строительство объекта.
- 3.2.6.2. В случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 2.8 Административного регламента, должностное лицо Управления, ответственное за рассмотрение поступившего заявления, осуществляет подготовку проекта отказа. Максимальный срок подготовки проекта отказа - 2 рабочих дня.
Отказ оформляется письмом на бланке администрации города Рязани и в срок, не превышающий 2 рабочих дней подписывается заместителем главы администрации в соответствии с делегированием отдельных полномочий главы администрации города Рязани. В отказе указываются основания отказа со ссылкой на нормативные акты.
Направление отказа в уполномоченную организацию осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.2.7 настоящего Административного регламента.
Выдача (направление) заявителю отказа осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.2.8 настоящего Административного регламента:
- 3.2.6.3. В случае отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего Административного регламента, должностное лицо Управления, ответственное за рассмотрение поступившего заявления, в течение 2 рабочих дней осуществляет подготовку:
1) в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе;
2) проекта постановления администрации города Рязани о предварительном согласовании предоставления (предоставлении) земельного участка.
Проект постановления администрации города Рязани о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельного участка с комплектом прилагаемых документов и землеустроительным делом (при наличии) направляется на согласование в правовое управление администрации города Рязани в течение 1 рабочего дня.
Передача землеустроительного дела в правовое управление администрации города Рязани или возврат в Управление осуществляется по описи передачи землеустроительных дел.
Срок рассмотрения проекта постановления о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельного участка правовым управлением администрации города Рязани - не более 2 рабочих дней.
Согласованный правовым управлением администрации города Рязани проект постановления о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельного участка в срок, не превышающий 2 рабочих дней подписывается заместителем главы администрации в соответствии с делегированием отдельных полномочий главы администрации города Рязани.
Регистрация постановления о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельного участка осуществляется в течение 1 рабочего дня.
- 3.2.6.4. В случае принятия постановления о продаже земельного участка, предоставлении в аренду или безвозмездное пользование, должностное лицо Управления, ответственное за рассмотрение поступившего заявления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования земельного участка в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве.
Основанием для подготовки проекта договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования земельного участка является принятие решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве.
Выдача (направление) заявителю постановления о предварительном согласовании предоставления (предоставлении) земельного участка и/или проекта договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования земельного участка осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.2.8 настоящего Административного регламента.
Как следует из Приложения № 4 к Административному регламенту "Блок-схема предоставления муниципальной услуги", по итогам административной процедуры осуществляется подготовка проектов договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю.
Как установлено судом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 управление дало согласие на заключение договора аренды в порядке п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ. По мнению управления, поскольку на данном участке отсутствует объект недвижимости, то отсутствуют препятствия для заключения договора аренды указанного земельного участка в порядке реализации обществом права, установленного п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ.
Управление, давая согласие на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165, по мнению общества, в нарушение пункта 1 пункта 5 ст. 37.17 Земельного кодекса Российской Федерации, направило обществу договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 № С 019-20 от 16.06.2020, не подписав его со своей стороны (том 1 л.д. 78-84).
Общество, получив неподписанный проект договор аренды № С 019-20, подписало его в трех экземплярах и письмом № 20/0261 от 26.06.2020 предоставило в управление с просьбой подписать договор и вернуть в адрес общества подписанный договор (том 1 л.д. 85-86).
На момент обращения АО "РПК "Хмелёфф" в суд, подписанный договор аренды указанного земельного участка обществом не получен.
Таким образом, в нарушение положений ст. 11.8 ЗК РФ и Постановления администрации города Рязани от 02.03.2015 № 925 управление не совершило всех необходимых действий по направлению заявителю подписанного уполномоченным должностным лицом и скрепленного гербовой печатью договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16; отдельный властно-распорядительный акт не издавался.
При таких обстоятельствах требование общества о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непредоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 в аренду без проведения торгов, подлежит признанию незаконным.
При этом в силу п. 3 ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными возлагает на органы местного самоуправления обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
В связи с этим суд полагает необходимым обязать управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем совершения действий в соответствии с Постановлением администрации города Рязани от 02.03.2015 № 925 и статьей 11.8 ЗК РФ, направленных на предоставление АО "РПК "Хмелёфф" в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16.
Рассмотрев основания управления по отказу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164, арбитражный суд считает их неправомерными в связи со следующим.
Как уже было отмечено судом ранее, право общества на заключение договора аренды в отношении земельного участка 62:29:0040011:164 основано на положениях статьи 11.8 ЗК РФ.
При этом ни положения п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ, ни нормы п. 1 ст. 46 ЗК РФ, ни нормы ГК РФ не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела, а следовательно, и раздела тоже.
Доводы Управления об отсутствии у заявителя права на реализацию полномочий, предоставленных п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ ввиду достижения цели, для которой земельный участок был предоставлен, судом признаются несостоятельными.
Договор аренды земельного исходного земельного участка заключен на срок до 15 марта 2055 года, соответственно, срок действия договоров аренды в отношении земельных участков, образованных результате раздела - до 15 марта 2055 года, в силу гарантий, установленных п. 4 ст. 11.8. ЗК РФ о сохранении условий ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Кроме того, ст. 37.16 ЗК РФ, содержащая исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка не содержит такое основание для отказа как достижение целей, указанных в договоре аренды земельного участка.
Ссылка управления на наличие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю и препятствующие реализации обществом права в порядке ч 4 ст. 11.8. ЗК РФ, судом не принимаются во внимание.
Реализацию права в порядке п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ на получение в аренду участка, образуемого из ранее арендованного земельного участка, закон не связывает с оценкой того обстоятельства, занят ли участок объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
Именно заявителю предоставлено право выбора основания предоставления земельного участка: в связи его образованием из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пп.5 п. 2 ст. 39.6 во взаимосвязи с п. 4 ст. 11.8. Земельного кодекса) или связи с наличием на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ во взаимосвязи со ст. 39.20 ЗК РФ).
В своем заявлении от 22.04.2020 № 20/0181 общество обратилось с просьбой заключить договоры аренды земельных участков, образованных из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на прежних условиях, без проведения торгов, что соответствует положениям пункта 4. ст. 11.8. и пп. 5 п.2 ст. 39.6. Земельного кодекса.
Судом отклоняются доводы управления о невозможности предоставления заявителю земельных участков в порядке п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ по причине наличия на участке сооружений, принадлежащих иным лицам и как, следствие, невозможности предоставления указанным лицам земельного участка в порядке реализации их права, предусмотренного ст. 39.20 ЗК РФ.
Так, на указанном земельном участке располагаются:
- ранее располагались объекты с кадастровыми номерами 62.29:0040011:51 и 62.29:0040011:51, сняты с учета 20.03.2020, что подтверждается выписками из ЕГРП от 20.03.2020, а также сведениями с официального сайта Росреестра в сети Интернет (https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/online_request) по состоянию на настоящее время;
- сооружение трубопроводного транспорта - газопровод среднего давления, кадастровый номер 62:29:0000000:2101, принадлежащий АО "Рязаньгоргаз";
- водопроводная сеть, кадастровый номер 62:29:0000000:2511, находящаяся в хозяйственном ведении МП "Водоканал города Рязани".
Также на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0040011:164 расположены следующие здания, сооружения, принадлежащие АО "РПК "Хмелёфф":
- здание, кадастровый номер 62:29:0040011:35, адрес: <...> район, д. 131, площадь 17207,8 кв.м., назначение: нежилое здание, количество этажей - 2.в том числе подземных - 0;
- сооружение, кадастровый номер 62:29:0040011:37, адрес: <...> район, 131, назначение: сооружение дорожного транспорта, наименование: асфальтированная площадка;
- сооружение, кадастровый номер 62:29:0040011:39, адрес: Рязанская область, городской округ Рязань, <...> район, д. 131 (Советский округ), площадь 418 кв.м., назначение: иное назначение (для очистки ливневых стоков), наименование: очистные сооружения ливневых стоков;
- сооружение, кадастровый номер 62:29:0040011:42, адрес: Рязанская область, городской округ Рязань, <...> район, д. 131 (Советский округ), протяженность 477 м., назначение: иное назначение (электроснабжение универсального рынка п. Борки г. Рязани), наименование: кабельные линии напряжением 6 кВ от ПС "Разлив" до ранее запроектированного РП-6 кВ универсального рынка п. Борки г. Рязани;
- сооружение, кадастровый номер 62:29:0040011:43, адрес: Рязанская область, городской округ Рязань, <...> район, д. 131 (Советский округ), протяженность 396 м., назначение: иное назначение (для отвода канализационных стоков), наименование: наружные сети водоснабжения и канализации;
- сооружение, кадастровый номер 62:29:0040011:44, адрес: Рязанская область, городской округ Рязань, <...> район, д. 131 (Советский округ), протяженность 698 м., назначение: иное назначение (для водоснабжения универсального рынка в районе п. Борки г. Рязань), наименование: наружные сети водоснабжения и канализации;
- ливневая канализация, инвентарный номер: 0004.6.1 (кадастровый номер 62:29:0040011:40), адрес: Рязанская область, городской округ Рязань, <...> район, д. 131 (Советский округ);
- наружный газопровод, инвентарный номер: 000004.4 (кадастровый номер 62:29:0040011:41), адрес: Рязанская область, городской округ Рязань, <...> район, д. 131 (Советский округ).
Все указанные объекты, включая ливневую канализацию (инв. № 0004.6.1, кадастровый номер 62:29:0040011:40) и наружный газопровод (инв. № 000004.4, кадастровый номер 62:29:0040011:40) ранее принадлежали ЗАО "Центр Инвест Строй" и являлись предметом залога. На основании решений Арбитражного суда Рязанской области от 21.12.2016 по делу № А54-4362/2016 и от 12.07.2018 по делу № А54-2460/2018 обращено взыскание на предмет залога, принадлежащий ЗАО "ЦентрИнвестСтрой" путем продажи с публичных торгов.
Реализация имущества должника осуществляется в соответствии со статьями 91, 92, ч. 12 ст. 87, ч. 14 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ).
В силу части 3 статьи 92 Закона № 229-ФЗ в случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном статьей 87 названного закона.
Согласно части 12 статьи 87 Закона № 229-ФЗ нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи (часть 14 статьи 87 Закона № 229-ФЗ).
Поскольку имущество ЗАО "ЦентрИвестСтрой" повторно не было реализовано с торгов, АО "РПК "Хмелёфф" приняло решение об оставлении нереализованного имуществ за собой. О передаче нереализованного имущества должника взыскателю вынесены Постановления судебными приставом-исполнителем от 30.01.2018 и от 14.02.2020. Передача нереализованного имущества в АО "РПК "Хмелёфф" подтверждаются актами о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от 30.01.2018 и от 14.02.2020.
Ливневая канализация (инв. № 0004.6.1, кадастровый номер 62:29:0040011:40) и наружный газопровод (инв. № 000004.4, кадастровый номер 62:29:0040011:40) предназначены для отвода дождевых стоков и газоснабжения универсального рынка в районе п. Борки г. Рязань. Адрес их расположения - <...> район, д. 131. По данному адресу располагается принадлежащее заявителю здание (кадастровый номер 62:29:0040011:35), используемый заявителем для размещения объекта торговли (Торговый центр "Солнечный"). Никаких иных объектов торговли, принадлежащих иным лицам и для которых могли предназначаться указанные ливневая канализация и наружный газопровод по указанному адресу не имеется и доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
При этом наличие каких-либо объектов, принадлежащих третьим лицам, не препятствует им реализовать свое право на выкуп земельного участка исходя из следующего.
Так, согласно статьи 39.20 ЗК РФ лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
При этом регистрация права собственности на такой объект не может служить безусловным основанием для предоставления занятого этим объектом земельного участка в собственность по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 2 ст. 39.16 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен в аренду или в собственность заявителя, если земельный участок уже предоставлен в аренду другому лицу.
Поскольку ранее заключенный договор аренды исходного земельного участка не прекратил свое действие, и внесение изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков, образованных в результате раздела, производно от ранее заключенного договора аренды земельного участка, то собственники коммунальных, инженерных сетей и сетей трубопроводов в силу пункта 2 ст. 39.16 ЗК РФ не могут претендовать на заключение договора аренды земельного участка.
Кроме того, газопровод среднего давления с кадастровым номером 62:29:0000000:2101, построен в 1992 году, а водопроводная сеть с кадастровым номером 62:29:0000000:2511 построена в 1970 году. При этом в 2006 году нахождение указанных сооружений на земельном участке не являлось препятствием для предоставления его в аренду по договору № КС23-06 Ю от 15.03.2006.
Исходя из вышеизложенного, наличие на земельном участке коммунальных, инженерных сетей и сетей трубопроводов, в том числе с кадастровыми номерами 62:29:0000000:2101, 62:29:0000000:2511, 62:29:0040011:40, 62:29:0040011:41 не могут являться основанием, препятствующим заявителю в реализации права, предусмотренного п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ.
Ссылка управления на определение Верховного суда Российской Федерации от 10.04.2017 № 307-ЭС172389 в обоснование отказа по несоответствию вида разрешенного использования земельного участка, не принимается судом, поскольку указанный судебный акт основан на иных обстоятельствах дела.
Управление, отказывая обществу в заключении договора аренды, мотивировало свой отказ несоответствием вида разрешенного использования "для строительства торгового центра" земельного участка фактическому использованию земельного участка в виде размещения торгового центра.
Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон № 218-ФЗ) сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее - Классификатор).
Требования части 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливают, что до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 13 статьи 34 закона № 171-ФЗ установлено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменении видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
На основании вышеизложенных норм, орган местного самоуправления в пределах полномочий статьи 34 закона № 171-ФЗ не устанавливает новый либо изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему Классификатору.
Для земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16 в 2006 году установлен вид разрешенного использования "для строительства торгового центра".
13 декабря 2019 года образованы земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:0040011:164 и 62:29:0040011:165. На вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически перенеслось разрешенное использование исходного земельного участка (что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.05.2012 № 13016/11).
24 декабря 2019 года Решением Рязанской городской думы № 425-Ш, в соответствии с частью 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, внесены изменения в статью 38 Правил землепользования и застройки города Рязани (утв. решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 897-1) в части приведения видов разрешенного использования в соответствие Классификатору видов разрешенного использования.
Пунктом 2 настоящего решения поручено администрации города Рязани направить в Росреестр сведения о соответствующих изменениях градостроительных регламентах для внесения сведений в ЕГРН.
Такой вид разрешенного использования как "для строительства торгового центра" не предусмотрен ни Классификатором, ни Правилами землепользования и застройки города Рязани.
Классификатором и Правилами землепользования и застройки города Рязани с 24 декабря 2019 года предусмотрен такой вид использования земельного участка как "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", который применяется для размещения торговых центров.
Испрашиваемый земельный участок используется для размещения объекта торговли (торгового центра), принадлежащего обществу, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Использование земельного участка для размещения объекта торговли (торгового центра) также соответствует как Классификатору, так и Правилам землепользования и застройки города Рязани для зоны Д-1, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
При таких обстоятельствах, администрация города Рязани, как орган местного самоуправления, в силу требований частей 12-13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ была обязана привести действующий вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с видом, установленным Классификатором.
Однако орган местного самоуправления как собственник земельного участка, зная, что земельный участок используется для размещения объекта торговли (торгового центра) и, зная, что сведения в ЕГРН не соответствуют ни Классификатору, ни Правилами землепользования и застройки города Рязани, не привел действующий вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с видом, установленным Классификатором.
Напротив, администрация 24 марта 2020 года отказывает обществу в приведении действующего вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором, мотивируя отсутствием у общества прав на земельный участок и предлагает обществу заключить договор аренды земельного участка в порядке п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ.
Далее, орган местного самоуправления, не приведя по своей инициативе в соответствие вид разрешенного использования земельного участка Классификатору и отказав обществу в приведении такого соответствия, отказывает заявителю в предоставлении земельного участка в порядке п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ на основании того, что вид разрешенного использования земельного участка "для строительства торгового центра" не соответствует фактическому использованию земельного участка в виде размещения торгового центра.
Лишь после обращения общества в суд с настоящими требованиями, администрация на основании постановления от 31.08.2020 №3120 привела в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 действующему Классификатору.
Постановление от 31.08.2020 № 3120 вынесено без каких-либо повторных обращений общества. Кроме того, без заявлений Общества приведен в соответствие вид разрешенного использования на второй земельный участок с кадастровым номером 62:29:0040011:165.
Указанное подтверждает, что подобные действия администрация носят редакционный характер и такие действия администрация могла осуществить до вынесения решения об отказе в предоставлении обществу земельного участка по основаниям о несоответствии вида разрешенного использования.
Кроме того, в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Все указанные действия в совокупности и в их последовательности во времени: не приведение органом местного самоуправления по своей инициативе в приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка Классификатору; отказ обществу в приведении соответствие вида разрешенного использования земельного участка Классификатору; отказ обществу в предоставлении земельного участка на основании несоответствия вида разрешенного использования; последующее приведение администрацией по собственной инициативе вида разрешенного использование в соответствие с Классификатором; затем последующий довод управления и администрации в ходе судебного разбирательства о наличии препятствий уже в настоящее время в предоставлении земельного участка по причине несоответствия вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию; направление обществу договоров аренды на спорный земельный участок, несмотря на их доводы о несоответствии вида разрешенного использования (при этом не имеющих юридическую силу), являются свидетельством злоупотребления правом со стороны управления и третьего лица.
При таких обстоятельствах, управление неправомерно отказало обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 в аренду без проведения торгов.
Применительно к положениям п. 3 ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем совершения действий в соответствии с Постановлением администрации города Рязани от 02.03.2015 № 925 и статьей 11.8 ЗК РФ, направленных на предоставление АО "РПК "Хмелёфф" в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение настоящего дела относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Бездействие Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани, выразившееся в непредоставлении акционерному обществу "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" (390013, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 в аренду без проведения торгов, проверенное на соответствие Земельного кодекса Российской Федерации, признать незаконным.
Обязать Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (390046, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов акционерного общества "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" (390013, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) путем совершения действий в соответствии с Постановлением администрации города Рязани от 02.03.2015 № 925 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов на предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов", статьей 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, направленных на предоставление акционерному обществу "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:165 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16.
2. Отказ Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани в предоставлении акционерному обществу "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" (390013, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 в аренду без проведения торгов, проверенный на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признать незаконным.
Обязать Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (390046, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов акционерного общества "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" (390013, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) путем совершения действий в соответствии с Постановлением администрации города Рязани от 02.03.2015 № 925 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов на предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов", статьей 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, направленных на предоставление акционерному обществу "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:164 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040011:16.
3. Взыскать с Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (390046, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу акционерного общества "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" (390013, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Ю.М. Шишков