ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-6192/2020
07 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании ноября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2020 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Соломатиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесных А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Серебрянский цементный завод" (Рязанская область, Михайловский район, р.п. Октябрьский, ОГРН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)
о признани и незаконным и отмене постановления №18-АО/2020 от 17.07.2020 по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 25.02.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта;
от ответчика - ФИО2, представитель по доверенности от 22.06.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта.
в судебном заседании 23.11.2020 был объявлен перерыв до 30.11.2020.
установил: общество с ограниченной ответственностью "Серебрянский цементный завод" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области №18-АО/2020 от 17.07.2020 по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа.
Определением арбитражного суда от 27.08.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А54-6192/2020. Дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 26.10.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика возражал относительно заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует: 03 июля 2020 ведущим специалистом-экспертом отдела статистики труда, науки, образования и культуры на имя начальника отдела была составлена докладная записка об обнаружении факта нарушения законодательства о представлении федеральной статистической отчетности в отношении ООО "Серебрянский цементный завод", а именно: отчет по форме №4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за 2019 год, срок представления - 20 мая 2020 года, обществом не представлен (т. 1 л.д. 113).
03 июля 2020 в адрес общества было направлено уведомление о выявленном нарушении и предложении явиться 09.07.2020 к 14 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 25, 114).
07 июля 2020 обществом был сдан отчет по форме №4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за 2019 год (т. 1 л.д. 90-101).
09 июля 2020 в присутствии представителя общества ФИО3 (доверенность - т. 1 л.д. 121-125) был составлен протокол об административном правонарушении №18-АО/2020 по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ (т. 1 л.д. 115,116). Обществом представлены письменные пояснения (т. 1 л.д. 118-120).
Определением от 09.07.2020 №18-АО/2020 ООО "Серебрянский цементный завод" извещено о месте и времени рассмотрения дела об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 26, 117).
Постановлением от 17.07.2020 № 18-АО/2020 ООО "Серебрянский цементный завод" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 35000 рублей (т. 1 л.д. 17-21, т. 2 л.д. 5-9).
Постановление направлено в адрес общества 13.08.2020 и получено адресатом 18.08.2020 (т. 2 л.д. 11).
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
С объективной стороны это административное правонарушение выражается, в том числе, в нарушении установленного законом срока предоставления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 03.07.2013, ответ на вопрос 6), из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции ст. 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон о статучете).
В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (п. 1 ст. 2).
Пунктом 1 статьи 8 Закона о статучете установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Как указано в п. 9 ст. 8 Закона о статучете, условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение № 620).
В силу пункта 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.
Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении (пункт 4 Положения № 620).
Как указано в п. 14 Положения №620, непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 30.12.2019 № 825 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере инноваций" утверждена форма федерального статистического наблюдения № 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" (приложение № 1).
Предоставление статданных по указанной форме установлено за 2019 год (годовой отчет).
Как указано в форме отчета, сроки представления сведений об инновационной деятельности организации - 2 апреля после отчетного периода.
25 марта 2020 Указом Президента Российской Федерации с 30 марта по 03 апреля 2020 были установлены нерабочие дни в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ.
В связи с чем, Росстат 26 марта 2020 на официальной странице в сети интернет разместил информацию о переносе сроков предоставления отчетности до 09.04.2020 (т. 2 л.д. 14-16).
Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 нерабочие дни установлены с 04 по 30 апреля 2020 года.
В связи с чем, Росстат на официальной странице в сети интернет разместил информацию о переносе сроков предоставления отчетности до 20.05.2020 (т. 2 л.д. 14-16, 23).
Как следует из материалов дела и ООО "Серебрянский цементный завод" не оспаривается, форма федерального статистического наблюдения № 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за период 2019 год была предоставлена в Рязаньстат 07.07.2020, в то время как последним днем предоставления отчета являлось 20.05.2020.
Таким образом, в деянии ООО "Серебрянский цементный завод" имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
ООО "Серебрянский цементный завод" в силу положений Приказа Росстата от 30.12.2019 № 825 является лицом, обязанным по предоставлению названной выше формы № 4-инновация, и соответственно, надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по своевременному предоставлению отчета по форме федерального статистического наблюдения № 4-инновация общество не приняло необходимых мер по соблюдению своей публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Как указывает общество, административным органом неправильно установлено лицо, виновное в совершении административного правонарушения, считает, что к ответственности должен быть привлечен главный бухгалтер общества, на которого приказом №514 от 30.12.2019 была возложена обязанность по представлению сведений об инновационной деятельности (т. 1 л.д. 27-30).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).
Как указано в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" так же указано, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Исходя из изложенного, выявление должностного лица, по вине которого обществом совершено правонарушение, не исключает привлечение самого юридического лица к административной ответственности.
Таким образом, довод общества о том, что оно не подлежит привлечению к административной ответственности, суд признает несостоятельным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Права лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.
В судебном заседании 23.11.2020 представитель общества пояснил, что довод о допущении административным органом процессуальных нарушений (п. 3 мотивировочной части заявления), не поддерживает.
Вместе с тем, судом установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя общества, копию протокола получил представитель общества ФИО1 09.07.2020 (т. 1 л.д. 116); ФИО1 были разъяснены его права. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении №18АО от 17.07.2020, ФИО1 указал, что "замечания отсутствуют", в протоколе отражено, что обществу назначен штраф в сумме 35000 руб. (т. 2 л.д. 1-3). Нарушение сроков составления мотивированного постановления и его направление обществу, не является существенным нарушением процедуры производства по делу об административном правонарушении и не может являться основанием для отмены оспариваемого постановления.
Общество, оспаривая постановление, указывает, что Росстат незаконно осуществил перенос даты представления отчетности, в связи с чем, нарушил срок привлечения к ответственности.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Суд считает, что с учетом п. 4 Положения №620 Росстат, как орган, который устанавливает сроки представления соответствующих форм отчетности, имеет право изменять сроки предоставления отчетов, в том числе, путем размещения такой информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информация о переносе сроков предоставления статистической отчетности была заблаговременно доведена до неопределенного круга лиц путем размещения ее на официальном сайте.
Таким образом, суд считает, что административный орган правомерно считает срок давности привлечения к ответственности, начиная с 21.05.2020 года. Оспариваемое постановление было вынесено в рамках установленного срока.
Как указано в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Предупреждение как мера наказания, предусмотренное ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, не может быть применено в настоящем случае, так как ООО "Серебрянский цементный завод" не является субъектом среднего и малого предпринимательства (т. 2 л.д. 13).
Суд считает, что по настоящему делу отсутствуют основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума №10, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку по своему правовому характеру оно является формальным, а не реальным. Угроза охраняемым общественным отношениям связана с препятствиями для осуществления деятельности контролирующего органа и степенью пренебрежения правонарушителя к формальным требованиям публичного права; деяние посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок формирования статистической информации, который должен носить своевременный и устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Суд полагает, что непредставление статистической отчетности повлекло выгрузку на федеральный уровень недостоверной первичной статистической информации, в результате чего, заинтересованные пользователи статистической информацией были лишены возможности получить статистические данные в достоверном виде.
Суд считает, что указанные обстоятельства наносят ущерб авторитету органов государственной статистики, что впоследствии негативно отражается на качестве официальной статистической информации и управленческих решениях, принимаемых на ее основе.
Доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Факт того, что отчетность сдана с "нулевыми" показателями, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, а может учитываться при назначении наказания. Кроме того, форма содержит разделы, которые заполняют все юридические лица, независимо от того, осуществляют они инновационную деятельность или нет. Данные сведения так же учитываются при составлении статистического отчета.
Перевод сотрудников в связи с распространением коронавирусной инфекции на "удаленную" работу (т. 1 л.д. 103) с учетом срока фактического представления отчетности, не является фактором, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения. Режим "удаленной" работы не свидетельствует о том, что сотрудники могли не выполнять часть своих должностных обязанностей.
Суд обращает внимание, что нерабочие дни были введены с 26.03.2020 по 08.05.2020. Отчетность необходимо было представить по первоначально установленному сроку - до 02.04.2020, с учетом переноса - до 20.05.2020. О необходимости представления отчета общество было извещено уведомлением Росстата, направленного 16.03.2020 обществу (т. 2 л.д. 12); общество представило отчет 07.07.2020, то есть, по истечении 48 календарных дней с установленной даты и после получения уведомления административного органа о выявленном нарушении (получено 06.07.2020 - т. 1 л.д. 25). Данные обстоятельства свидетельствуют о длительном пренебрежении обществом выполнения своих обязанностей, и рассматривается судом как отягчающие вину обстоятельства.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что административный орган правомерно привлек общество к ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и взыскал штраф в сумме 35000 руб. Штраф наложен в пределах санкции.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных обществом требований следует отказать.
Госпошлина за рассмотрение настоящей категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.В. Соломатина