ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-6471/15 от 24.06.2016 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                      Дело № А54-6471/2015

28 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июня 2016 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2016 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи  Шишкова Ю.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Коротковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Техрембытсервис-2" (ОГРН <***>, 140200, <...> "м")

к Управлению земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (ОГРН <***>, 390046, <...>)

о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 15.10.2015 исх. № 02/4-13-5352, в предоставлении ООО "Управляющая организация Техрембытсервис-2" в аренду сроком на 5 лет в установленном порядке без проведения торгов нежилое помещение Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв. м., расположенное по адресу: <...>; об обязании устранить допущенное нарушение,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2016, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика: ФИО2, начальник правового сектора, представитель по доверенности от 11.01.2016 №05/3-15-1, личность установлена на основании удостоверения;

установил: в арбитражный суд обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Техрембытсервис-2" (далее - ООО "УО Техрембытсервис-2", общество, заявитель) с заявлением к Управлению земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (далее - управление, ответчик) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 15.10.2015 исх. № 02/4-13-5352, в предоставлении ООО "УО Техрембытсервис-2" в аренду сроком на 5 лет в установленном порядке без проведения торгов нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв. м., расположенного по адресу: <...>; об обязании управления осуществить дальнейшее рассмотрение заявления общества в соответствии с "Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление муниципального имущества в аренду" (утв. Постановлением администрации города Рязани № 3375 от 13.08.2013).

Представитель неоднократно уточнял заявленное требование, в судебном заседании 24.06.2016 просил суд:

- признать незаконным отказ Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани, оформленный письмом от 15.10.2015 №02/4-13-5352, в предоставлении ООО "УО Техрембытсервис-2" в аренду сроком на 5 лет в установленном порядке без проведения торгов нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв.м., расположенного по адресу: <...>;

- обязать управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения действий необходимых для рассмотрения Рязанской городской Думой вопроса о передаче муниципального имущества в виде нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв.м., расположенного по адресу: <...> в аренду без проведения торгов в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление муниципального имущества в аренду" (утв. постановлением администрации города Рязани  от 19.08.2013 №3375) и Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань утв. Решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 года № 923-1).

Указанное уточнение принято судом к рассмотрению по существу.

Представитель общества поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель управления по заявленному требованию возражала, указав на обоснованность отказа в предоставлении нежилого помещения без проведения торгов. Кроме того, указывает на то, что спорное нежилое помещение не свободно от прав третьих лиц.

Из материалов дела следует, что 29 мая 2015 года ООО "УО Техрембытсервис-2" обратилось в МФЦ г. Рязани с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 5 лет в установленном порядке без проведения торгов нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв.м., расположенного по адресу: <...> для оказания услуг по содержанию и обслуживанию жилого фонда.

Письмом от 17.06.2015 №02/4-13-3492исх управление сообщило заявителю о том, что ответчиком заказана оценка рыночной стоимости арендной платы за пользование вышеуказанным помещением и предпринимаются меры, направленные на предоставление спорного помещения в аренду.

Письмом от 15 октября 2015 года №02/4-13-5352исх управление отказало обществу в предоставлении в аренду спорного помещения в связи с отказом ООО "УО Техрембытсревис-2" в выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленное требование с учетом уточнения подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции, устанавливающей основания и условия предоставления государственных или муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льют, государственных или муниципальных гарантий (п. 20 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона №135-ФЗ установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, в том числе для целей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Устава города Рязани определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Рязани относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, которым является Рязанская городская Дума.

Рязанской городской Думой 11.12.2008 решением №923-I утверждено Положение о прядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань.

Муниципальное имущество может передаваться в аренду физическим или юридическим лицам.

Заключение договоров аренды имущества муниципальной казны может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ (статья 8 Положения).

Пунктом 4 статьи 8 Положения установлено, что передача в аренду имущества муниципальной казны в случаях, предусмотренных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", осуществляется уполномоченным структурным подразделением администрации города Рязани на основании решения Рязанской городской Думы в соответствии с Порядком передачи имущества муниципального образования - городской округ город Рязань в аренду без проведения торгов (приложение № 6).

Пунктом 9 статьи 8 Положения установлено, что в рамках имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Рязанская городская Дума вправе утверждать перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Муниципальное имущество, включенное в перечень муниципального имущества города Рязани, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), может быть передано в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках предоставления муниципальных преференций в соответствии с муниципальной программой (подпрограммой), содержащей мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, утверждаемой администрацией города Рязани.

Положения настоящего порядка, за исключением положений пунктов 4 - 5, 7, применяются к отношениям, возникающим при предоставлении в аренду муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества города Рязани, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Пунктом 4 Порядка установлено, что физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) в целях получения объекта муниципального имущества в аренду без проведения торгов обращается в уполномоченное структурное подразделение администрации города с заявлением с указанием технических характеристик объекта аренды (месторасположение, площадь и т.п.) и предполагаемого вида деятельности.

Пунктом 4.1 Порядка установлен перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о передаче муниципального имущества в аренду без проведения торгов: копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями на день подачи заявления, заверенные надлежащим образом; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная надлежащим образом; копия свидетельства о постановке на налоговый учет, заверенная надлежащим образом; копия документа, подтверждающего полномочия руководителя, заверенная уполномоченным органом; копия паспорта (для граждан).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, предусмотренные подпунктами 2, 3, 4 пункта 4.1 настоящего Порядка. В случае непредставления указанных документов они подлежат запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (пункт 4.2 Порядка).

В силу пункта 5 Порядка администрация города Рязани для рассмотрения Рязанской городской Думой вопроса о передаче муниципального имущества в аренду без проведения торгов представляет следующие документы: копию обращения заявителя; выписку из отчета независимого оценщика об определении размера месячной арендной платы; выписку из Реестра муниципального имущества на передаваемое имущество; заключение главы администрации о целесообразности передачи имущества в аренду без проведения торгов.

Передача имущества в аренду без проведения торгов осуществляется уполномоченным структурным подразделением администрации города по акту приема-передачи на основании договора аренды имущества, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Порядка).

Администрацией города Рязани от 19.08.2013 № 3375 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление муниципального имущества в аренду", согласно которому соответствующую муниципальную услугу предоставляет управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани.

Для предоставления муниципальной услуги необходимы следующие документы:

а) заявление о предоставлении в аренду муниципального имущества с указанием технических характеристик объекта аренды (месторасположение, площадь и т.п.) и предполагаемого вида деятельности;

б) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта со всеми изменениями и дополнениями на день подачи заявления;

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

г) копия документа, подтверждающего полномочия руководителя, заверенная уполномоченным органом;

д) копия паспорта (для граждан);

е) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения (в случае предоставления муниципальной услуги в соответствии со ст. 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции");

ж) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции (в случае предоставления муниципальной услуги в соответствии со ст. 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции");

з) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством РФ о налогах и сборах документация (в случае предоставления муниципальной услуги в соответствии со ст. 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции");

и) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу (в случае предоставления муниципальной услуги в соответствии со ст. 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Пунктом 2.8 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

- муниципальное имущество, о передаче в аренду которого просит заявитель: находится во владении и (или) в пользовании у иного лица; планируется к использованию или используется для муниципальных нужд, и передача его в аренду не предполагается;

- заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в то же время муниципальное имущество, на предоставление в аренду которого он претендует, включено в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предоставляемого на долгосрочной основе во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- в установленных случаях отсутствует решение Рязанской городской Думы о предоставлении муниципального имущества в аренду без конкурса или аукциона.

Как установлено судом, ООО "УО Техрембытсервис-2" является субъектом малого предпринимательства и осуществляет деятельность по управлению и обслуживанию 25 домами, расположенными в городе Рязани.

Заверенные копии соответствующих договоров были представлены обществом в МФЦ.

Спор между сторонами относительно указанного обстоятельства отсутствует.

Основанием для отказа в предоставлении обществу муниципальной услуги послужил отказ Государственной жилищной инспекцией Рязанской области в выдаче обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Между тем, согласно подпункту 2 пункту 1 статьи 20 Закона №135-ФЗ орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом, с приложением среди прочего следующих документов: перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.

Исходя из положений указанной нормы, заявитель должен был представить в управление документы, подтверждающие оказание услуг по управлению многоквартирными домами в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года.

Обстоятельства отказа в выдаче ООО "Управляющая организация Техрембытсервис-2" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами были предметом спора по делу №А54-2411/2015.

Согласно решению Арбитражного суда Рязанской области от 09.12.2015 по делу №А54-2411/2015 протокол лицензионной комиссии для обеспечения деятельности Государственной жилищной инспекции Рязанской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Рязанской области  от 28.04.2015 № 10 в части отказа в выдаче ООО "УО Техрембытсервис-2" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; приказ Государственной жилищной инспекции Рязанской области от 30.04.2015 № 139 об отказе обществу в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами признаны незаконными. Суд обязал Государственную жилищную инспекцию Рязанской области, лицензионную комиссию для обеспечения деятельности государственной жилищной инспекции Рязанской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Рязанской области выдать обществу соответствующую лицензию по управлению многоквартирными домами, расположенными в г. Рязани по следующим адресам: ул. Вокзальная, <...>

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа обществу в предоставлении муниципальной услуги.

Сам факт непредставления обществом на момент обращения соответствующей лицензии не может служить безусловным основанием для отказа в представлении спорной муниципальной услуги, поскольку представленные обществом договоры по управлению домами не были признанны незаконными в судебном порядке. У общества на момент обращения в управление имелись права и обязанности по исполнению соответствующих договоров.

Судом не принимается во внимание довод управления о том, что спорное помещение не свободно от прав третьих лиц, поскольку занято ООО "УО Техрембытсервис-2", поскольку исходя из буквального прочтения подпункта "а" пункта 2.8.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является нахождение муниципального имущества, о передаче в аренду которого просит заявитель во владении и (или) в пользовании у иного лица. То есть спорное имущество должно находится у иного лица, не заявителя.

Управление представило суду акты осмотра, из которых следует, что в спорном помещении находится непосредственно заявитель, а не иное лицо.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд считает, что отказ Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани, оформленный письмом от 15.10.2015 №02/4-13-5352, в предоставлении ООО "УО Техрембытсервис-2" в аренду сроком на 5 лет в установленном порядке без проведения торгов нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв.м., расположенного по адресу: <...> подлежит признанию незаконным.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части

В связи с этим суд считает необходимым обязать управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения действий необходимых для рассмотрения Рязанской городской Думой вопроса о передаче муниципального имущества в виде нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв.м., расположенного по адресу: <...> в аренду без проведения торгов в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление муниципального имущества в аренду" (утв. постановлением администрации города Рязани  от 19.08.2013 №3375) и Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань утв. Решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 года № 923-1).

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказ Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани, оформленный письмом от 15.10.2015 №02/4-13-5352, в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Техрембытсервис-2" в аренду сроком на 5 лет в установленном порядке без проведения торгов нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв.м., расположенного по адресу: <...> проверенный на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", признать незаконным.

2. Обязать Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Техрембытсервис-2" (ОГРН <***>, 140200, <...> "м") путем проведения действий необходимых для рассмотрения Рязанской городской Думой вопроса о передаче муниципального имущества в виде нежилого помещения Н3, лит. А общей площадью 113,4 кв.м., расположенного по адресу: <...> в аренду без проведения торгов в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление муниципального имущества в аренду" (утв. постановлением администрации города Рязани  от 19.08.2013 №3375) и Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань утв. Решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 года № 923-1).

3. Взыскать с Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (ОГРН <***>, 390046, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Техрембытсервис-2" (ОГРН <***>, 140200, <...> "м") судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                        Ю.М. Шишков