АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
390000, ул. Почтовая, 43/44
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-720/2007
17 мая 2007 г. С3
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2007 г.
Полный текст решения объявлен 17 мая 2007 г.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Савина Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области, Рязань
к индивидуальному предпринимателю Стрелкову Анатолию Александровичу, г. Рязань,
о взыскании налоговых санкций в общей сумме 38652,21 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Ефимов Н.М., начальник юридического отдела, действующий на основании доверенности от 11.01.2007 г.;
от ответчика -Стрелков А.А., индивидуальный предприниматель, Оводова О.В., представитель по доверенности №1-1016 от 28.02.2006г.;
Установил: Межрайонная ИФНС России № 3 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Стрелкову А.А. о взыскании налоговых санкций в общей сумме 38652,21 руб.
Представитель налогового органа доводы заявления поддержал.
В обоснование заявления представитель налогового органа указал на то, что предприниматель Стрелков А.А. в проверяемый период кроме осуществления деятельности по оказанию услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий (бытовых услуг) населению, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, осуществлял деятельность по оказанию услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий юридическим лицам, подлежащую налогообложению по общей системе налогообложения. При этом налогоплательщик не исчислял и не уплачивал НДС,НДФЛ,ЕСН, не вел раздельный учет.
Индивидуальный предприниматель Стрелков А.А. заявление отклонил как необоснованное, ссылаясь на то, что он не является плательщиком НДС, налога на доходы физических лиц, единого социального налога. Также просил при исчислении НДФЛ, ЕСН учесть расходы за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля, расходы на рекламу, при исчислении НДФЛ также учесть стандартный налоговый вычет и уменьшить размер штрафа в связи со смягчающими ответственность обстоятельствами.
Из материалов дела следует: Стрелков А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.01.2003г. Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 17.03.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 304623007700083.
Межрайонной ИФНС России №3 по Рязанской области была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г.
Нарушения, выявленные в ходе проведения выездной налоговой проверки, были отражены в акте от 18.08.2006 г. № 13-12/142 дсп.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 18.08.2006 г. № 13-12/142 дсп, налоговый орган принял решение 04.09.2006 г. № 13-12/145 дсп о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно указанному решению на индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А. наложен штраф по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление деклараций по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г. в сумме 16840,44 руб., за непредставление декларации по НДФЛ за 2004 г. в сумме 8835 руб., за непредставление декларации по ЕСН за 2004 г. в сумме 8971,37 руб.
Также на предпринимателя Стрелкова А.А. наложен штраф по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г. в сумме 1631,16 руб., НДФЛ за 2004 г. в сумме 1178,06 руб., ЕСН за 2004 г. в сумме 1196,18 руб.
Кроме того указанным решением налогоплательщику предложено уплатить НДС в сумме 8155,8 руб., НДФЛ в сумме 5890 руб., ЕСН в сумме 5980, 92 руб.; пени по НДС в сумме 2287,49 руб., по ЕСН -1015,98 руб., по НДФЛ-1000,53 руб.
Налоговый орган направил предпринимателю Стрелкову А.А. требования от 07.09.2006 г.№2124 и № 2125 об уплате налоговых санкций .
Поскольку предприниматель Стрелков А.А. налоговые санкции в добровольном порядке не уплатил, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. Принимая решение, суд исходил из следующего.
Согласно подп. 1 п. 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг населению, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса для целей применения главы 26.3 Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.
Согласно пунктам 1 и 6 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, оплата бытовых услуг осуществляется потребителем услуг, под которым понимается гражданин, заказывающий или использующий эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) также установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворить бытовые и другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
Таким образом, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.
При проверке налоговым органом установлено, что индивидуальный предприниматель Стрелков А.А. в 2003 и 2004 г.г. кроме осуществления деятельности по оказанию услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий (бытовых услуг) населению, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, осуществлял деятельность по оказанию услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий юридическим лицам, по безналичному расчету. Расходы предпринимателем документально не подтверждены.
Cогласно п.4 ст. 346. 26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно п.7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
Оказание услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий юридическим лицам, за безналичный расчет не подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поэтому предприниматель обязан был уплачивать с полученного дохода налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и представлять в налоговый орган соответствующие налоговые декларации.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектами налогообложения НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Статьей 166 НК РФ, регулирующей порядок исчисления налога, установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общий порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определен в статье 154 НК РФ, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Судом установлено, что налоговая база для исчисления НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г. налоговым органом определена как сумма выручки, полученная на расчетный счет предпринимателя за оказанные услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий юридическим лицам. В 3 квартале 2004 г.выручка, поступившая на расчетный счет составила - 40000 руб., за 4 квартал 2004 г. -5310 руб.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для проведения как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению или освобожденных от налогообложения хозяйственных операций (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Абзацем 8 п. 4 ст. 170 НК РФ установлено, что, если налогоплательщик не ведет такого учета, сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Из документов, представленных в материалы дела следует, что ответчик осуществлял деятельность по оказанию услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий юридическим лицам, что является объектом налогообложения НДС.
Таким образом, вышеуказанная деятельность, облагалась НДС, следовательно, ответчик в 3 и 4 кварталах 2004 г. являлся плательщиком данного налога. Заявления об освобождении от обязанности уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ предприниматель не представлял.
Предприниматель не вел раздельного учета сумм НДС по операциям подлежащим налогообложению и не подлежащих налогообложению.
Поскольку предприниматель не вел раздельный учет сумм НДС по операциям, подлежащим налогообложению и не подлежащим налогообложению, то суммы НДС, уплаченные им при приобретении товаров, вычету не подлежат.
При таких обстоятельствах налоговый орган начислил НДС в сумме 8155, 8 руб. правомерно. Таким образом, сумма НДС, подлежащая к уплате , составила -8155, 8 руб., в том числе: за 3 квартал 2004 г. -7200 руб., за 4 квартал 2004 г.-955,8 руб.
Поскольку предприниматель наряду с оказанием услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий (бытовых услуг) населению за наличный расчет, осуществлял деятельность по оказанию услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий юридическим лицам, по безналичному расчету, которая в соответствии со ст. 346.26 НК РФ не подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход, то в соответствии со ст.ст. 207, 235 НК РФ также является плательщиком НДФЛ и единого социального налога.
Согласно п. 2 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Из ст. 221 Кодекса следует, что при исчислении базы, облагаемой НДФЛ, в соответствии с п. 2 ст. 210 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав расходов, учитываемых для целей обложения НДФЛ и ЕСН, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, предприниматель при исчислении НДФЛ и ЕСН вправе уменьшить доход на суммы понесенных им расходов при условии, что они непосредственно связаны с доходом от предпринимательской деятельности в конкретном налоговом периоде.
Предприниматель в целях защиты своих прав представил в судебное заседание товарные чеки в подтверждение понесенных расходов по закупке слесарных инструментов, автомобильных запчастей.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исходя из изложенного, а также согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
Проверив представленные заявителем товарные чеки, суд установил, что в них отсутствуют данные о том, что товар приобрел предприниматель Стрелков А.А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, в том числе наименование организации, от имени которой составлен документ, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
В соответствии с пунктом 10 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 г. № 86 н/БГ-3-04/430, первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем.
При рассмотрении спора суд установил и подтверждается материалами дела, что предприниматель в нарушение порядка учета доходов и расходов просит включить в затраты расходы на приобретение запасных частей на автомобиль, слесарных инструментов, оформленные товарными чеками, которые не содержат подписи предпринимателя.
Таким образом, понесенные предпринимателем расходы подтверждены первичными документами - товарными чеками, не соответствующими требованиям Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п.1 ст. 252 НК РФ. Следовательно, данные расходы, не являясь документально подтвержденными, не могут быть учтены при исчислении налоговой базы.
Довод налогового органа о том , что правом на включение в состав расходов компенсаций работникам, использующим личные автомобили в служебных целях, наделены только организации - плательщики налога на прибыль, является несостоятельным.
Согласно ст.ст.221, 237 НК РФ состав расходов, учитываемых для целей обложения НДФЛ и ЕСН, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта), расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.
Нормы расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Таким образом предприниматель, применяющий общую систему налогообложения, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и ЕСН на сумму расходов, связанных с использованием личного легкового автомобиля в служебных целях.
Таким образом, предприниматель, применяющий общую систему налогообложения, вправе уменьшить налоговую базу по НДФЛ, ЕСН на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с использованием в служебных целях личного легкового автомобиля, в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (п. 1 ст. 221 и п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В подтверждение произведенных расходов в сумме 7200 руб., связанных с использованием в служебных целях личного легкового автомобиля предприниматель представил в суд паспорт транспортного средства.
Суду не представлены кассовые чеки, путевые листы. Таким образом, предприниматель не представил документы, свидетельствующие о том, что транспортное средство использовалось им в деятельности по оказанию услуг по ремонту и изготовлению металлоизделий юридическим лицам, то есть в деятельности, в отношении которой плательщик должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Поскольку расходы, связанные с использованием в служебных целях личного легкового автомобиля, используемого предпринимателем для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально не подтверждены, следовательно, они не подлежат отнесению на расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход по НДФЛ, ЕСН.
В подтверждение расходов на рекламу в сумме 1800 руб., опубликованную в журнале "Дом и офис" за 2004 г. предприниматель представил в материалы дела квитанцию к приходному кассовому ордеру №1599 от 22.12.2004г., кассовый чек от 22.12.2004 г., Акт №003457 от 20.12.2004г., счет-фактуру 00004518 от 20.12.2004г.
В соответствии с п.4 ст.264 НК РФ к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
В рассматриваемом случае суд установил, что понесенные предпринимателем расходы подтверждены первичными документами, соответствующими требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 252 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что произведенные предпринимателем расходы на рекламу в сумме 1800 руб. непосредственно связаны с получением дохода, документально подтверждены, поэтому произведенные расходы уменьшают налоговую базу по НДФЛ и ЕСН. Также налоговый орган неправомерно не учел при определении налоговой базы для исчисления НДФЛ стандартные вычеты в сумме 3200 руб.
Доказательств, указывающих на то, что характер произведенных предпринимателем расходов на рекламу не связан с предпринимательской деятельностью налогоплательщика и получением им дохода, в материалы дела налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно начислил НДФЛ в сумме 5240 руб. ( 45310 -3200 -1800)х13%), ЕСН в сумме 5743 руб. ( 45310-1800)х13,2%.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая
декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Пунктом статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, уплачивающие НДС ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
Согласно п.4 статья 289 НК РФ налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок исчисления, сроки уплаты единого социального налога, сроки предоставления налоговой декларации по итогам налогового периода налогоплательщиками - работодателями установлен нормами ст. 243 НК РФ.
В силу пункта 7 статьи 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев.
Судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Стрелковым А.А. декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г. и декларации по НДФЛ и ЕСН за 2004 г. в налоговый орган не представлены.
Пунктом 2 статьи 119 НК РФ установлено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Поскольку декларации по НДС за второй и третий кварталы 2004 г., декларации по НДФЛ и ЕСН за 2004 г. ответчиком не представлены, применение налоговым органом налоговых санкций на основании ст.119 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 33315 руб., в том числе за непредставление декларации по НДС в сумме 16840,44 руб., декларации по НДФЛ в сумме 7860 руб., декларации по ЕСН в сумме 8615 руб. является правомерным.
Привлечение предпринимателя к ответственности по п.2 ст.119 НК РФ в виде штрафа в сумме 1511, 81 руб. ( 34646,81 руб.- 33315 руб.) является необоснованным.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 114 НК РФ определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в ст. 112 НК РФ, и, в частности, установлено, что судом могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства.
Предприниматель Стрелков А.А. просил снизить размер взыскиваемых налоговых санкций в связи с тем, что он предпринимательской деятельностью временно не занимается, значительной для него суммой штрафа, ранее к налоговой ответственности не привлекался, недоимки по налогам не имеет.
Учитывая изложенное и принимая во внимание степень вины правонарушителя, характер совершенного деяния, значительный размер суммы штрафа для физического лица, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, расценивает данные обстоятельства, в соответствии со ст. 112 НК РФ, смягчающими ответственность и считает возможным в соответствии со ст. 114 НК РФ снизить размер налоговых санкций по п.2 ст.119 НК РФ до 4000 руб., в том числе: штраф в сумме 1000 руб. за непредставление декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г.; штраф в сумме 1000 руб. за непредставление декларации по НДФЛ за 2004 г.; штраф в сумме 2000 руб. за непредставление декларации по ЕСН за 2004 г.
Таким образом, с индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А. подлежит взысканию штраф в сумме 4000 руб.
В остальной части заявленных требований следует отказать.
Производство по делу по требованию налогового органа в части взыскания с индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А. штрафа в сумме 1631,16 руб., начисленного по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС, штрафа в сумме 1178,06 руб., начисленного по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДФЛ, и в сумме 1196,18 руб. по п. 1 ст.122 НК РФ за неуплату ЕСН, подлежит прекращению в связи с нижеследующим.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в том числе споры о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно п.1 ст.103.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005г. №137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2006г. Законом предусматривается иной порядок взыскания налоговых санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов без обращения в суд.
В связи с изложенным и поскольку решение о привлечении к налоговой ответственности принято налоговой инспекцией 04.09.2006г., а заявление о взыскании в суд подано 14.02.2007г., спор о взыскании налоговой санкции с индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А. в сумме 1631,16 руб. по НДС и в сумме 1178,06 руб. по НДФЛ, в сумме 1196, 18 руб. по ЕСН в силу ст.29 АПК РФ не может рассматриваться арбитражным судом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2006г. №105 указано, что в целях правильного и единообразного применения положений Федерального закона от 04.11.2005г. № 137-ФЗ следует учитывать, что при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Учитывая изложенное, производство по делу в части взыскания с индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А. налоговых санкций по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 1631,16 руб. по НДС и в сумме 1178,06 руб. по НДФЛ, в сумме 1196, 18 руб. по ЕСН подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. Налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 110, 150, 167-170, 176, 215, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Взыскать с индивидуального предпринимателя Стрелкова Анатолия Александровича, 06.12.1975 года рождения, уроженца г. Рязани, проживающего по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д.23. корпус 1, кв.119, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623007700083, в доход соответствующего бюджета штраф на основании п.2 ст.119 НК РФ в сумме 4000 руб., в том числе: налоговых санкций по п.2 ст.119 НК РФ до 4000 руб., в том числе: штраф в сумме 1000 руб. за непредставление декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г.; штраф в сумме 1000 руб. за непредставление декларации по НДФЛ за 2004 г.; штраф в сумме 2000 руб. за непредставление декларации по ЕСН за 2004 г.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
2. Производство по требованию Межрайонной ИФНС России №3 по Рязанской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А . по п.1 ст. 122 НК РФ штрафа в сумме 1631,16 руб. за неуплату НДС, штрафа в сумме 1178,06 руб. за неуплату НДФЛ и штрафа в сумме 1196,18 руб. за неуплату ЕСН, прекратить.
3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Стрелкова А.А., 06.12.1975 года рождения, уроженца г. Рязани, проживающего по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д.23, корпус 1, кв.119, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623007700083, расходы по госпошлине в сумме 160 руб.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Судья Савина Н.Ф.