ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-7550/19 от 17.12.2019 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                      Дело № А54-7550/2019

17 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании декабря 2019 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2019 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи  Ушаковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соломатиной Ж.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" (ОГРН <***>; г.Москва) в лице Филиала ООО "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны" (г.Нижний Новгород)

к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области (ОГРН <***>; <...>) (Управление Росгвардии по Рязанской области),

к Центру лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Рязанской области ( 390005, <...>)

о признании незаконным предписания от 08.07.2019 №4/2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 21.10.2019 № 161, личность установлена на основании предъявленного паспорта, предъявлен диплом в подтверждение наличия высшего юридического образования;

от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области: ФИО2, представитель по доверенности от 13.11.2019 № 46, личность установлена на основании предъявленного паспорта; предъявлен диплом в подтверждение наличия высшего юридического образования;

от Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Рязанской области: не явился, извещен надлежащим образом.

установил: общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" в лице Филиала ООО "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области, Центру лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Рязанской области о признании незаконным предписания от 08.07.2019 №4/2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6.

Ответчик требование не признает.

Из материалов дела следует: во  исполнение  приказа  начальника  Управления  Росгвардии  по Рязанской области от 03.06.2019 № 298 «О проведении плановой выездной проверки» (т.5л.д.61) в период с 10 июня по 08 июля 2019 года комиссией Управления Росгвардии по Рязанской области проведена плановая выездная проверка отряда «Рязанский» (команда по охране ЛПДС «Рязань», команда по охране НПО «Рязань», команда по охране НПО «Ермишь», команда по охране ГПС «Шилово 3», команда по охране НПО «Рязань» и офиса РРНУ, группа по охране БПО РРНУ) филиала ООО «Транснефть-Охрана» «Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны»

Результаты проверки оформлены актом от 08.07.2019 №13/2019 (т.1л.д.147)

08.07.2019  директору филиала было выдано предписание № 4/2019 (т.1л.д.55) об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Заявитель не согласен с Предписанием в части следующих  нарушений (пункты 1, 2, 3, 4, 6):

Пункт 1. Устранить нарушение пункта 4.2. приказа генерального директора ООО «Транснефть-Охрана» от 31.10.2014 №131 «О введении в действие Положения об организации кинологической деятельности в ООО «Транснефть-Охрана», в подразделении охраны в комплекте специального снаряжения должны быть электрошоковые ошейники, который закрепляется за каждой служебной собакой, согласно Приложению №2 «Специальное снаряжение для служебных собак и предметы ухода за ним». Срок устранения до 08.10.2019.

Пункт 2. Устранить нарушение пункта 4.2. приказа генерального директора ООО «Транснефть-Охрана» от 31.10.2014 №131 «О введении в действие Положения об организации кинологической деятельности в   ООО «Транснефть-Охрана», в подразделении охраны в комплекте специального снаряжения должен быть парфорсы, которые закрепляется за каждой служебной собакой, согласно Приложению №2 «Специальное снаряжение для служебных собак и предметы ухода за ним». Срок устранения до 08.10.2019.

Пункт 3. Устранить нарушение п. 8.7.9 Отраслевого регламента магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов «Руководство по организации охраны объектов и линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефть» ОР-13.310.00-КТН-032-15 должностное лицо - начальник караула (старший наряда) должен производить запись о проверке работоспособности ТСО в журнал учета выполнения технического обслуживания и контроля технического состояния ИТСО (раздел II «Контроль технического состояния ТОО должностными лицами»). Срок устранения до 08.10.2019.

Пунктом 4 предписания предусмотрено «Книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов в команде по охране НПО «Рязань» вести в соответствии с требованиями п.123, п.п. «а» п.133 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 №288 (далее - Инструкция), п.2.1 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования ведомственной охраной ОАО «АК «Транснефть» специальных средств, служебного огнестрельного и боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, утвержденной приказом ОАО «АК «Транснефть» от 03.08.2015 №133. Срок устранения до 08.10.2019.

Пунктом 6 предписания предусмотрено:  При проведении инвентаризации оружия и патронов к нему в группе по охране БПО, Команде по охране ЛПДС «Рязань», Команде по охране ГПС «Шилово 3» и Команде по охране НПС «Ермишь» иметь средства пломбирования, реквизиты которых отличаются от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия в соответствии с п.п. «в» п.7.6 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования ведомственной охраной ОАО «АК «Транснефть» специальных средств, служебного огнестрельного и боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, утвержденной приказом ОАО «АК «Транснефть» от 03.08.2015 №133, п.п. «в» п.151 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 №288.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями пункта 16 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» и статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

В силу пункта 2 Положения о Федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 660, Федеральный государственный контроль осуществляется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) ее территориальными органами (далее - орган государственного контроля) путем проведения плановых и внеплановых проверок подразделений охраны (далее - проверка) в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Пунктом 5 данного Положения определено, что при проведении проверки проверяется соблюдение подразделением охраны обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделения охраны.

Пунктом 5 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, утвержденного приказом от 21.12.2018 № 651 установлено, что предметом государственного контроля является соблюдение подразделениями охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделениями ведомственной охраны (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями) обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделений охраны.

Из положений статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения; при этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Требование о том , что в подразделении охраны в комплекте  специального снаряжения должны быть электрошоковые ошейники (п.1 предписания), которые закрепляются за каждой служебной собакой, а также парфорсы  (п.2 предписания) предусмотрено приложением №2 "Специальное снаряжение для служебных собак и предметы ухода за ним" Положения об организации кинологической деятельности в ООО «Транснефть-Охрана» (т.1л.д.78-80), утвержденного приказом ООО «Транснефть-Охрана» от 31.10.2014 №131 (п.4.2).

Указанный приказ не относится к актам законодательства Российской Федерации и не устанавливает обязательные правила в сфере соблюдения подразделением охраны обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделения охраны. Таким образом, проверка соблюдения положений указанного приказа не могла быть предметом государственного контроля. Следовательно, контроль за исполнением данного приказа к полномочиям должностных лиц Росгвардии не относится. Более того, в ходе судебного процесса представители ответчика подтвердили, что какие-либо нормативные правовые акты, обязывающие заявителя иметь  в комплекте  специального снаряжения должны быть электрошоковые ошейники  и парфорсы отсутствуют. С учетом изложенного, ответчик не имел правовых оснований для вынесения предписания в части пунктов 1, 2.

Пункт 3 предписания также указывает на обязательность выполнения  обществом требования п. 8.7.9  введенного в действие  приказом ООО "Транснефть-Охрана" от 15.02.2016 №76 Отраслевого регламента магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов «Руководство по организации охраны объектов и линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефть» ОР-13.310.00-КТН-032-15, согласно которому должностное лицо - начальник караула (старший наряда) должен производить запись о проверке работоспособности ТСО в журнал учета выполнения технического обслуживания и контроля технического состояния ИТСО.

Руководство по организации охраны объектов и линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефть» (приказ генерального директора ООО «Транснефть-Охрана» от 15.02.2016 №76 «О введении в действие нормативных документов») относится к локальному нормативному акту юридического лица и не входит в систему законодательства Российской Федерации, издано и введено в действие юридическим лицом, не уполномоченным на издание нормативных правовых актов Российской Федерации, не зарегистрировано в Минюсте России и не опубликовано, невыполнение пунктов указанного положения не может быть основанием для вынесения Предписания об устранении выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах, предписание в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права заявителя путем возложения на него обязанностей, не предусмотренных нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В пункте 4 предписания изложено требование в команде по охране НПС "Рязань" вести книгу номерного учета и персонального закрепления  оружия и патронов в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 133 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288, согласно которому юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся  книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов, а также пункта 2.1 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования ведомственной охраной ОАО «АК «Транснефть» специальных средств, служебного огнестрельного и боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, утвержденной приказом ОАО «АК «Транснефть» от 03.08.2015 №133

Установлено, что книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов ведется обществом в двух частях: часть 1 - учет оружия и патронов №1287-32 (т.5л.д.90) зарегистрирована инспектором подразделения УМВД России по г.Рязани, часть 2 - закрепление оружия и патронов №1287-17 (т.5л.д.86, содержит  учет персонального закрепления, зарегистрирована инспектором соответствующего подразделения УМВД России по г.Рязани.

Согласно приложению № 69 к Инструкции №288, книга номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов состоит из двух частей, при этом указанным нормативным актом оформление частей в отдельные книги не запрещено. Во исполнение требований пунктов 125, 126 Инструкции обе части книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов зарегистрированы в подразделении лицензионно-разрешительной работы и ведутся до момента их закрытия.

Относительно  указания в этом же пункте предписания (п.4) устранения нарушений п.2.1. Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования ведомственной охраной ОАО «АК «Транснефть» специальных средств, служебного огнестрельного и боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, утвержденной приказом ОАО «АК «Транснефть» от 03.08.2015 №133, следует указать, что  приказ, изданный обществом не относится  к нормативным актам, контроль за  исполнением которых отнесен к полномочиям должностных лиц Росгвардии.

Выводы по настоящему пункту соответствуют  оценке обстоятельств дела №12-148/19, изложенных в решении Железнодорожного районного суда г.Рязани от 13.08.2019 (т.2л.д.55) по жалобе сотрудника ООО "Транснефть-Охрана"  ФИО3 (приказ, протокол, постановление - т.5л.д.81-85) на постановление инспектора ЦЛРР Управления Росгвардии  по Рязанской области о привлечении к административной ответственности за ведение номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов в отдельных книгах: часть 1 и часть 2. Суд пришел к выводу, что осуществление  учета ведением двух книг  не нарушает требований Инструкции №288.

Пунктом 6 предписания предусмотрено:  При проведении инвентаризации оружия и патронов к нему в группе по охране БПО, Команде по охране ЛПДС «Рязань», Команде по охране ГПС «Шилово 3» и Команде по охране НПС «Ермишь» иметь средства пломбирования, реквизиты которых отличаются от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия в соответствии с п.п. «в» п.7.6 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования ведомственной охраной ОАО «АК «Транснефть» специальных средств, служебного огнестрельного и боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, утвержденной приказом ОАО «АК «Транснефть» от 03.08.2015 №133, п.п. «в» п.151 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 №288.

В графе "срок исполнения" по данному пункту указано "постоянно (при проведении инвентаризации)"

Согласно объяснениям ответчика вывод о нарушении сделан на основании объяснений работников, ответственных  за сохранность оружия.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 151 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 перед началом инвентаризации члены комиссии должны: проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

Согласно документам и объяснениям заявителя во исполнение Инструкции №288 филиалом ООО «Транснефть-Охрана» «Верхневолжское МУВО» были изданы  приказы, а именно:

- Приказ от 19.08.2018 №648 «О закреплении средств пломбирования» (с изменениями, внесенными приказом №33 от 17.01.2019 «О закреплении средств пломбирования») - т.1л.д.59;

- Приказ от 21.12.2018 №1136 «О проведении ежегодной инвентаризации служебного оружия и патронов к нему по состоянию на 01.01.2019» (т.1л.д.70), которыми закреплены средства пломбирования и определен порядок их использования при проведении ежегодной инвентаризации, при этом при проведении инвентаризации председателями инвентаризационных комиссий используются средства пломбирования, реквизиты которых отличаются от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

  Указанными приказами  в группе по охране  БПО РНУ, по охране  ЛПДС "Рязань" председателем инвентаризационной  комиссии назначен начальник отряда  ведомственной охраны отряда "Рязанский" ФИО4, закреплена печать №35, указанная печать хранится у председателя инвентаризационной  комиссии ФИО4 и никому не передается, ее наличие  членами комиссии  проверяется перед началом инвентаризации.

Аналогичным образом  закреплены печати  в командах по охране ГПС "Шилово З" и НПС  "Ермишь"

В соответствии с п.176 Инструкции МВД России №288 в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись, в которой в том числе  указывается количестве сейфов, шкафов и   номера печатей и оттисков пломбирования которыми они опечатываются. Описи подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия.

Поскольку в период проведения  Управлением Росгвардии проверки  инвентаризация в перечисленных командах не проводилась, то в соответствующих описях  не требовалось указания средства пломбирования, реквизиты которых отличаются от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что материалами дела выводы о нарушениях, изложенных в пунктах 1,2,3,4,6 предписания, не подтверждены, в связи с этим заявление подлежит удовлетворению с отнесением судебных расходов на ответчика.

Согласно положению  о Центре лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Рязанской области, утвержденному приказом Управления Росгвардии от 18.09.2018 №412 (т.2л.д.91,93) Центр является структурным подразделением Управления, правами юридического лица не наделен, соответственно в силу положения статей 28, 29 АПК РФ не может являться  лицом, участвующим в деле в качестве ответчика. Производство по делу в отношении Центра лицензионно-разрешительной работы подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Предписание Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области  от 08.07.2019 №4/2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, проверенное в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6 на соответствие Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии», признать недействительным.

Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" (ОГРН <***>; г.Москва) в лице Филиала ООО "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны" (г.Нижний Новгород), вызванное пунктами 1, 2, 3, 4, 6 предписания от 08.07.2019  №4/2019.

2. Взыскать с Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области (ОГРН <***>; <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" (ОГРН <***>; г.Москва) в лице Филиала ООО "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны" (г.Нижний Новгород) судебные расходы по уплате госпошлины 3000руб.

2. В отношении Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Рязанской области производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.

Судья                                                                                 И.А. Ушакова