Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-7783/2015
10 мая 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 10 мая 2016 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Рязань, ОГРНИП <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области, г. Рязань (ОГРН <***>)
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО2, представитель по доверенности от 02.03.2016, личность установлена на основании паспорта;
от ответчика - ФИО3, специалист 1 разряда по доверенности №2.4-12/027438 от 11.11.2015, личность установлена на основании удостоверения; ФИО4, старший государственный налоговый инспектор по доверенности №2.4-12/021154 от 14.09.2015, личность установлена на основании удостоверения,
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области (далее - ответчик, налоговый орган) о признании незаконными действий по направлению сообщения №2.11-21/155 от 29.09.2015 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-5) и отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Представитель заявителя поддерживает заявленные требования о признании незаконными действий, основания изложены в заявлении, объяснениях (том 1 л.д. 4-8, 92-96, 148-152).
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве, дополнениях к отзыву (том 1 л.д. 52-55, том 2 л.д. 16-19).
Из материалов дела следует, что ФИО1 была поставлена на учет в налоговом органе 24.10.2001 (свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе №002251982) (том 1 л.д.105, 154).
28.03.2013 ФИО1 зарегистрирована налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***> и 28.03.2013 поставлена на налоговый учет как индивидуальный предприниматель (том 1 л.д. 11,29, 64)
17.04.2014 предпринимателем в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013 год (том 1 л.д. 12-14).
29.04.2015 предпринимателем в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год (том 1 л.д. 15-17, 65-67,81-83).
15.05.2014 в адрес налогоплательщика налоговым органом направлено сообщение (с требованием представления пояснений) №2.11-21/102052 (том 1 л.д. 75-80), в котором налогоплательщику разъяснялось, что он отчитывается по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, однако соответствующее уведомление в налоговым орган не представлено.
В связи с тем, что в лицевом счете предпринимателя ФИО1 имелась задолженность по налогу, налоговым органом предпринимателю выставлено требование №463312 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 20.05.2015 (том 1 л.д. 19, 71), с суммой налога к уплате, исчисленной налогоплательщиком и указанной в налоговой декларации, а именно 59736 руб.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены требования №15657, №15658 о представлении пояснений от 29.07.2015, в котором сообщалось, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по УСН за 2014 год, выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля (том 1 л.д. 20-21).
23.09.2015 предпринимателем в налоговый орган подано уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2013 года (с 28.03.2013, т.е. момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - том 1 л.д. 18).
Сообщением от 29.09.2015 № 2.11-21/155 2059 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (том 1 л.д. 22) налоговый орган проинформировал заявителя о том, что указанное уведомление подано с нарушением сроков, установленных п.п. 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, и разъяснил срок подачи уведомлений.
Не согласившись с данным сообщением, предприниматель обжаловал действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган (жалоба от 30.10.2015 - том 1 л.д. 62-63).
Решением УФНС России по Рязанской области №2.15-12/13735 от 18.11.2015 жалоба предпринимателя на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области, выразившиеся в направлении налогоплательщику сообщения от 29.09.2015 №2.11-21/155, оставлена без удовлетворения (том 1 л.д. 23-28).
Полагая, что порядок перехода на упрощенную систему налогообложения соблюден, соответствующее заявление (уведомление) в налоговый орган направлено, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы заявителя и ответчика, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя при этом из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Сообщение, направленное налоговым органом в адрес предпринимателя, по своей сути является действием государственного органа, в связи с чем требование заявителя подлежит рассмотрению арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения (далее УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса (пункт 1 статьи 346.12 Кодекса).
Пунктом 1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя до 31 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
На основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно пункту 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось).
Уведомление о переходе на УСН подается по форме №26.2-1, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 №ММВ-7-3/829@.
Подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, начиная с 01.01.2013 вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не вправе применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, если он уведомил налоговый орган с нарушением соответствующего срока.
Судом из материалов дела установлено, что постановка на налоговый учет ФИО1 как физического лица произведена 24.10.2001, что подтверждается свидетельством 62 №002261982 (том 1 л.д. 105,154).
Однако, в соответствии с данными ЕГРНИП, постановка на налоговый учет как индивидуального предпринимателя ИП ФИО1 произведена лишь 28.03.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя №62 002308561 (том 1 л.д. 11).
23.09.2015 предпринимателем в налоговый орган подано уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2013 года (с 28.03.2013, т.е. момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - том 1 л.д. 18).
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (п.2 ст. 346.13, п.2, 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации) истечение установленного тридцатидневного срока выпадает на 28.04.2013, который является выходным днем, следовательно, уведомление о применении УСН должно быть подано не позднее 29.04.2013, однако, в налоговый орган оно поступило 23.09.2015 (том 1 л.д. 18).
Сообщением от 29.09.2015 № 2.11-21/155 2059 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (том 1 л.д. 22) налоговый орган проинформировал заявителя о том, что указанное уведомление подано с нарушением сроков, установленных п.п. 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, и разъяснил срок подачи уведомлений.
Довод предпринимателя о том, что ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении УСН, в т.ч. и в связи с нарушением сроков подачи заявления в налоговый орган, не может быть принят судом. Суд считает необходимым отметить, что судебная практика, на которую ссылается заявитель, сформирована в отношении спорных ситуаций по применению положений гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2013 года (до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2012 №94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В то время как действующая с 1 января 2013 года редакция гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации исключает подобные споры, так как Федеральный закон от 25.06.2012 №94-ФЗ, зафиксировав в ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации сроки подачи уведомления о переходе на УСН, определил и последствия их нарушения: согласно пп. 19 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные п. п. 1 и 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, начиная с 01.01.2013 вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не вправе применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, если он уведомил налоговый орган с нарушением соответствующего срока.
В ходе судебного разбирательства доказательств подачи в налоговый орган уведомления о переходе на УСН с даты регистрации и по 22.09.2015 предпринимателем в материалы дела не представлено. При этом бремя доказывания своевременности уведомления налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения лежит на налогоплательщике.
Кроме того, документы, свидетельствующие о своевременной подаче данного уведомления нарочным либо отправкой почтой или по ТКС налогоплательщиком так же в материалы дела не представлены. Налоговый орган указывает, что факт несвоевременного представления данного уведомления подтверждается самим налогоплательщиком в письме (вх. №21841 ЗГ от 23.09.2015), в котором предприниматель просит перевести ее на УСН с 28.03.2015, так как она не знала о необходимости представления указанного уведомления.
Предприниматель ФИО1 указывает, что ею были поданы налоговые декларации по УСН за 2013 и 2014 годы, уплачивались авансовые платежи. При этом налоговым органом о необходимости уплаты налогов по общей системе налогообложения не заявлялось.
Суд отмечает, что из материалов дела следует, что действительно, налогоплательщиком были поданы налоговые декларации по УСН за 2013 год и за 2014 год. При этом налоговым органом в ходе камеральной проверки налоговой декларации по УСН за 2013 год в адрес налогоплательщика было направлено сообщение от 14.05.2014 № 2.11-21/102052 о необходимости подачи уведомления о переходе на УСН либо о представлении уточненных налоговых деклараций (том 1 л.д. 75-76). Данное сообщение было оставлено без ответа. Также при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2014 год налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены требования от 29.07.2015 №2.11-21/15658 и №2.11-21/15658 (том 1 л.д. 20-21).
Таким образом, суд считает, что утверждение налогоплательщика о том, что налоговый орган не сообщал о необходимости подачи уведомления о переходе на УСН, является необоснованным.
Кроме того, отсутствие отказа со стороны налогового органа в принятии налоговых деклараций по УСН не является подтверждением права на применение специального налогового режима.
Суд учитывает редакцию подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 25.06.2012 №94-ФЗ, согласно которого не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса.
Иное означало бы, что подача налоговой декларации за предыдущие периоды и принятие их налоговым органом освобождает налогоплательщика от установленной законом обязанности по направлению уведомления.
Следовательно, бремя доказывания своевременности уведомления налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения лежит на налогоплательщике. В данном случае доказательств этому заявителем в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Предпринимателем не доказан факт своевременного уведомления Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Судом учтено, что 21.12.2015 в налоговый орган поступило заявление предпринимателя о переходе на упрощенную систему налогообложения. 28.12.2015 подано заявление о подтверждении перехода на упрощенную систему налогообложения. 01.01.2016 предприниматель ФИО1 с учетом надлежащего уведомления налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения, переведена на упрощенную систему налогообложения.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании оценки совокупности представленных по делу доказательств и приведенных выше норм права суд пришел к выводу, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области по направлению сообщения № 2.11-21/155 от 29.09.2015 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-5) соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд считает, что основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области по направлению сообщения № 2.11-21/155 от 29.09.2015 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-5) и отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения - отсутствуют. Правовые основания для выдачи уведомления о переходе на УСН с 28.03.2013 - отсутствуют.
Расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб. соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя. Государственную пошлину в сумме 2700 руб. соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует возвратить предпринимателю, как излишне уплаченную.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требования о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>) по направлению сообщения № 2.11-21/155 от 29.09.2015 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-5) и отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения, проверенных на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, отказать.
2. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (г. Рязань, ОГРНИП <***>) из дохода федерального бюджета излишне уплаченную по чеку - ордеру от 18.12.2015 государственную пошлину в сумме 2700 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.И. Котлова