ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-1025/2012 от 11.03.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 марта 2012 года

Дело №

А55-1025/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 12 марта 2012 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чугуновой С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании 02-11 марта 2012 года

дело по иску, заявлению ФГБУ «Волжское ГООХ» с. Шигоны

к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Самара

о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении

при участии в заседании

от истца, заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 12.08.2011 №26/2011

от ответчика, заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 10.01.2012 №3/12

Установил:

ФГБУ «Волжское ГООХ» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.12.2011 года №3933-11-Р/666-169-Ю о назначении административного наказания, которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400000 рублей. Учреждение в обоснование заявления ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности в связи с отсутствием надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении. Учреждение также полагает, что к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо – и.о. главного механика.

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган) считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку факт административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности (л.д.16-20).

В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 10 минут 11 марта 2012 года в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 15.12.2011 года по 21.12.2011 года в соответствии с распоряжением административного органа от 06.12.2011 года №3933-11-Р административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения учреждением ранее выданного предписания и было установлено невыполнение пунктов этого предписания, а именно: не проведена перерегистрация опасного производственного объекта; не представлен полис страхования от причинения вреда другим лицам при эксплуатации ОПО; нe представлено положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности; не представлены акты целевых и комплексных проверок состояния промышленной безопасности на производственных участках предприятия; не представлен отчет по производственному контролю за 2010 год; не представлены производственные инструкции крановщиков и стропальщиков; не представлены должностные инструкции лица, ответственного за содержание грузоподъемных механизмов в исправном состоянии, лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов; не представлен приказ об организации технического надзора; не представлен приказ о работе грузоподъемными кранами вблизи ЛЭП; не представлены удостоверения и протоколы о проверки знаний ответственных специалистов; не представлены удостоверения и протоколы о проверки знаний крановщиков и стропальщиков; не представлены графики ремонта и ТО; не представлен приказ о допуске обслуживающего персонала к самостоятельной работе; не представлены журналы «Ремонтный», «Вахтерный», «Осмотра ГЗП и тары»; не представлен договор со специализированной организацией на обслуживание приборов безопасности; не представлены проекты производства работ и технологические карты; не представлены схемы строповок грузов; крану не проводилось ни одно техническое освидетельствование со дня его приобретения; не проведена экспертиза промышленной безопасности технического состояния крана; в паспорте крана нет записей о месте нахождения крана и лиц, ответственного за его содержание; на борту крана отсутствует информационная табличка (акт проверки - л.д.25-26).

21.12.2011 года по результатам проверки административным органом по факту невыполнения ранее выданного предписания в присутствии главного механика учреждения ФИО3, действующего на основании генеральной доверенности от 30.05.2011 года №19/2011, был составлен протокол №3933-11-Р/666-169-Ю об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.30-33).

Постановлением от 23.12.2011 года №3933-11-Р/666-169-Ю по делу об административном правонарушении учреждение привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400000 рублей (л.д.4-7).

Частью 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы учреждения о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности суд находит обоснованными исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении вручено 20.11.2011 года ФИО3 (л.д.28), который на основании генеральной доверенности от 30.05.2011 года №19/2011 (л.д.55) присутствовал при составлении протокола №3933-11-Р/666-169-Ю от 21.12.2011 года об административном правонарушении.

По объяснениям представителя административного органа, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении другим способом (посредством факсимильной связи, почтой, телефонограммой и т.п.) законному представителю учреждения не направлялось, т.к. ФИО3 действовал на основании генеральной доверенности от 30.05.2011 года №19/2011, которой ему предоставлено в т.ч. право представлять интересы учреждения в государственных и муниципальных учреждениях, организациях и предприятиях любой принадлежности и любой организационно-правовой формы и собственности; во всех органах государственной и муниципальной власти и управления РФ и совершать в интересах учреждения действия, в том числе визировать и подписывать входящую и исходящую документацию учреждения.

Однако в названной генеральной доверенности, выданной заместителю директора ФИО3, не содержатся полномочия этого лица на участие в административных делах.

Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 года №71), положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года №10).

При таких обстоятельствах, административным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Вместе с тем, довод учреждения о привлечении к административной ответственности должностного лица – и.о. главного механика отклоняется судом, т.к. рассматриваемой нормой КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности как должностного лица, так и юридического лица.

Руководствуясь ст. ст. 167, 180, 182, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.12.2011 года №3933-11-Р/666-169-Ю о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Степанова И.К.