ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-1038/19 от 16.04.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2019 года

Дело №

А55-1038/2019

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2019 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курушкиным А.В. 

рассмотрев в судебном заседании   апреля 2019 года   дело по иску, заявлению

Открытого акционерного общества "Самарагаз"

к  Центральному банку Российской Федерации, в лице отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении 

при участии в заседании

от заявителя – Лаптева И.В. по доверенности от 01.01.2019

от ответчика – Ивлева Т.А. по доверенности от 31.08.2018

установил:

Открытое акционерное общество "Самарагаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя управляющего Отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по делу об административном правонарушении № 18-21254/3110-1 от 19.12.2018, которым  заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Банка России были установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ОАО «Самарагаз» требований действующего законодательства, регулирующего порядок и сроки раскрытия информации, касающейся изменения текста Ежеквартального отчета за 1 квартал 2018 г.

По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол № ТУ-36-ЮЛ-18-21254/1020-1 об административном правонарушении от 07.12.2018 по факту совершения им правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В дальнейшем, заместителем управляющего Отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 18-21254/3110-1 от 19.12.2018, которым  заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Считая названное постановление незаконным заявитель обратился в арбитражный суд.

Часть 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

Заявителю вменено в вину нарушение срока опубликования на странице в сети Интернет информации, касающейся изменения текста Ежеквартального отчета за 1 квартал 2018 г.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с вышеназванным законом.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ) обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг распространяется на следующие непубличные акционерные общества:

-   непубличные акционерные общества с количеством акционеров более 50;

-   непубличные акционерные общества, осуществившие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах.

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (с изменениями, далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) акционерные общества, созданные до 01.09.2014 (дата вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если по состоянию на 01.09.2014 такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (с изменениями), либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законодательством о рынке ценных бумаг.

Открытое акционерное общество «Самарагаз» создано при приватизации государственного предприятия. Ценные бумаги Общества размещались в соответствии с планом приватизации, утвержденным Комитетом по управлению государственным имуществом Самарской области 16.12.1993 (код регистрации: 42-1П-595). Согласно пункту 14 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721, план приватизации ОАО «Самарагаз» на дату его утверждения являлся проспектом эмиссии ценных бумаг.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области 13.06.1995 в план приватизации были внесены изменения (код регистрации 42-1-916).

План приватизации не предусматривал возможность отчуждения акций Общества неограниченному кругу лиц, в том числе на открытых чековых и (или) денежных аукционах.

Согласно плану приватизации (с изменениями) 27,4% акций было размещено по закрытой подписке среди членов трудового коллектива. В соответствии с данными справки о составе акционеров на дату утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг ОАО «Самарагаз» (на 26.05.1999) в реестре акционеров ОАО «Самарагаз» зарегистрировано 816 акционеров.

Самарским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг 02.03.2004 указанные регистрационные номера аннулированы, выпуску обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Самарагаз» присвоен государственный регистрационный номер 1-01-00590-Е.

В настоящее время в обращении находится 115 396 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Самарагаз» номинальной стоимостью 1 рубль каждая (государственный регистрационный номер 1-01-00590-Е).

Согласно данным отчета регистратора, представленного в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 27.11.2017 № 4621-У «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации», по состоянию на 31.03.2018 количество акционеров Общества составляет 537. Данными о количестве акционеров на текущую дату Банк России не располагает.

Ценные бумаги Общества публично не обращаются. Документы на регистрацию иных выпусков ценных бумаг в регистрирующий орган не представлялись.

ОАО «Самарагаз», исходя из анализа имеющейся в распоряжении Банка России информации об обращении и размещении ценных бумаг, не имеет признаков публичного акционерного общества.

Состав, порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлены Положением Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (с изменениями, далее - Положение № 454-П).

В соответствии с пунктом 11.1. Положения № 454-П в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее пяти лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

Пунктом 11.3. Положения № 454-П предусмотрено, что одновременно с опубликованием текста ежеквартального отчета с внесенными изменениями на странице в сети Интернет должно быть опубликовано сообщение об изменении текста ежеквартального отчета.

При этом в силу пункта 11.4. Положения № 454-П сообщение об изменении текста ежеквартального отчета должно содержать:

вид документа (ежеквартальный отчет) и отчетный период (квартал и год), за который составлен документ, в который внесены изменения;

описание внесенных изменений и причины (обстоятельства), послужившие основанием для их внесения;

дата опубликования текста ежеквартального отчета, в который внесены изменения, на странице в сети Интернет;

дата опубликования текста ежеквартального отчета с внесенными изменениями на странице в сети Интернет.

Сообщение об изменении текста ежеквартального отчета должно быть доступно на странице в сети Интернет с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета с внесенными изменениями и до истечения срока, установленного настоящим Положением для обеспечения доступа на странице в сети Интернет к тексту ежеквартального отчета, в который внесены изменения.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что текст Ежеквартального отчета за 1 квартал 2018 года в сети Интернет был опубликован ОАО «Самарагаз» 03.10.2018. Вместе с ним было опубликовано сообщение об изменении текста ежеквартального отчета. При этом в тексте этого сообщения был указан пункт 2.2 в следующей редакции: «Описание внесенных изменений и причины (обстоятельства), послужившие основанием для их внесения: Корректировка информации в пункте 6.2. ежеквартального отчета за 1 квартал 2018 года».

В последующем, 23.11.2018 заявитель опубликовал новое сообщение об изменении текста ежеквартального отчета, в котором содержалось подробное описание внесенных изменений и причин (обстоятельств), послуживших основанием для их внесения.     

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя действительно имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлены полномочия административного органа, соблюдение им сроков давности, а также порядка привлечения нарушителя к ответственности.

Вместе с тем, согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Суд полагает, что совершенное заявителем административное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что фактически сообщение об изменении текста ежеквартального отчета, опубликованное 03.10.2019 хотя и не отвечало  в полной мере требованиям пункта 11.4 Положения № 454-П,  однако содержало  сведения о корректировке пункта 6.2. ежеквартального отчета за 1 квартал 2018 года,  и тем самым позволяло заинтересованным лицам в случае необходимости провести сравнительный анализ его содержания с предыдущей редакцией. Таким образом, цель правового регулирования по раскрытию информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг и обеспечению прозрачности деятельности Общества, направленная на реализацию гарантий прав акционеров и потенциальных участников рынка ценных бумаг в данном случае была достигнута, поскольку фактически доступ к информации, подлежащей раскрытию заявителем был обеспечен. 

Оценив все обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое административное правонарушение в данном конкретном случае не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также не причинило существенного имущественного ущерба гражданам или государству.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое  постановление  следует отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду малозначительности деяния, и ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Постановление заместителя управляющего Отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по делу об административном правонарушении № 18-21254/3110-1 от 19.12.2018 о наложении на Открытое акционерное общество "Самарагаз" административного штрафа по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить  в виду малозначительности деяния, и ограничиться устным замечанием.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко