ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-10818/11 от 26.07.2011 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

02 августа 2011 года

Дело №

А55-10818/2011

Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2011 года, в полном объеме решение изготовлено 02 августа 2011 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании 26 июля 2011 года дело по заявлению

Министерства имущественных отношений Самарской области

к Судебному приставу-исполнителю Октябрьского Отдела судебных приставов г. Самары Танченко А.А.,

к ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП по Самарской области

третьи лица: УФССП по Самарской области

Региональный общественный фонд «Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии»

о признании незаконным постановления от 25.05.2011 года

при участии в заседании

от заявителя – представитель Жалнин С.Н., доверенность от 13.05.2011 года

от ОСП – не явился, извещен

от судебного пристава-исполнителя – судебный пристав-исполнитель Танченко А.А., удостоверение

от УФССП – представитель Старченкова Н.А., доверенность от 05.03.2011 года

от Регионального общественного фонда – представитель Баландина О.А. , доверенность от 19.04.2011 года.

Установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным Постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары от 25.05.2011 года о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5000 рублей в рамках исполнительного производства № 10889/11/39/63.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

Судебный пристав-исполнитель Танченко А.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, просит отказать.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области возражает относительно заявленных требований, просит отказать в их удовлетворении.

Представитель Регионального общественного фонда «Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии» в судебном заседании возражал относительно заявленных требований.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в совокупности доказательства по делу, выслушав пояснения представителей участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, 14.04.2011 года судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Танченко А.А. возбуждено исполнительное производство № 10889/11/39/63 на основании представленного взыскателем – Региональным общественным Фондом «Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии», исполнительного листа серия АС 002969036, выданного 30 марта 2011 года, в котором указано: «признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Региональному общественному фонду «Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии» в собственность земельного участка площадью 56663,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Барбошина поляна, ул. Сквозная, 191 от 23 марта 2010 года № 12/2177; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Регионального общественного фонда «Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии».

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению – немедленно.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства в пункте 2 также было указано, что должнику в срок – немедленно со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

Пунктом 3 Постановления о возбуждении исполнительного производства должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

Указанное постановление было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес Министерства и вручено Министерству 25 апреля 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении и не отрицается представителем заявителя в судебном заседании.

Материалами дела подтверждается, что судебным приставо-исполнителем 16.05.2011 года в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области направлено Требование об исполнении решения суда в срок до 20 мая 2011 года.

Данное требование поступило в Министерство имущественных отношений Самарской области нарочно 16 мая 2011 года.

20 мая 2011 года Министерство имущественных отношений Самарской области в адрес судебного пристава-исполнителя направило письмо в котором указывает на исполнение решения суда путем принятия Приказа Министерства № 1391 от 17.05.2011 года о предоставлении взыскателю в собственность за плату земельного участка.

К данному письму Министерство также приобщило копию Приказа № 1391 от 17.05.2011 года.

25.05.2011 года судебным приставом-исполнителем выносится Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

26 мая 2011 года в адрес судебных приставов-исполнителей поступает письмо Министерства имущественных отношений Самарской области с приложением копии приказа Министерства.

В связи с чем, Постановлением от 27.05.2011 года исполнительное произвосдтво оканчивается в связи с фактическим исполнением исполнительного дкоуента.

Министерство имущественных отношений Самарской области полагая, что требования исполнительного документа добровольно исполнены в срок, установленный судебным приставом – до 20 мая 2011 года, обратилось в суд с настоящими требованиями о признании незаконным Постановления от 25.05.2011 года.

В соответствии со статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу части 1 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Таким образом, срок добровольного исполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению императивно установлен законом – в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, за нарушение которого у судебного пристава возникает право на вынесение Постановления о взыскании исполнительского сбора.

Учитывая, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Министерством имущественных отношений Самарской области 25 апреля 2011 года, в указанном Постановлении было указано, что исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, должник был предупрежден о последствиях неисполнения требований, изложенных в исполнительном документе в установленный срок, в силу прямого указания статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», требования исполнительного документа подлежали добровольному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, исполнительный документ подлежал добровольному исполнению до 26 апреля 2011 года.

Вместе с тем, в указанный срок исполнительный документ добровольно исполнен не был, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем обоснованно было вынесено оспариваемое Постановление.

Довод Министерства о том, что срок для добровольного исполнения установлен был приставом до 20 мая 2011 года в Требовании от 16 мая 2011 года и Министерство исполнило обязанность в данный срок, судом отвергается.

Срок, установленный в требовании от 16 мая 2011 года, имеет доказательственное значение для возможного последующего привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что следует из содержания данного Требования, но не влияет на обязанность соблюдения сроков, установленных законом.

Тот факт, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 25.05.2011 года вынесено после установления приставом нового срока для исполнения не свидетельствует о его незаконности и не может служить основанием для его отмены.

Вместе с тем, никакие сроки, установленные самостоятельно судебным приставом-исполнителем не могут исключить прямого действия статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей немедленное исполнение, то есть в течение суток с момента получения Постановления о возбуждении исполнительного производства и ответственности должника за несоблюдение указанных сроков.

В срок до 26 апреля 2011 года Министерством требования исполнительного документа добровольно исполнены не были, в связи с чем, судебный пристав обоснованно в соответствии со статьями 105, 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» 25 мая 2011 года вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое Постановление от 25 мая 2011 года соответствует положениям ФЗ «Об исполнительном производстве», а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова