АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26 http://www.samara.arbitr.ru,е-mail: info@samara.arbitr.ru Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||
г.Самара | |||||
Дело № А55-11123/2014 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 07 октября 2014 года. | |||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Медведева А.А. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., рассмотрев в судебном заседании 02 октября 2014 года дело по заявлению (иску) Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежития г.о. Самара, ИНН <***>, 443110, <...> к Государственной жилищной инспекции Самарской области, 443010, <...> с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, Департамента управления имуществом городского округа Самара, 443010, <...> о признании недействительным предписания при участии в заседании: от заявителя – представитель ФИО2 по доверенности от 08.07.2014, представитель ФИО3 по доверенности от 23.07.2014, от заинтересованного лица – представитель ФИО4 по доверенности от 11.03.2014г., представитель ФИО5 по доверенности от 10.12.2013, от третьих лиц – не явились, извещены | |||||
УСТАНОВИЛ: | |||||
Определением суда от 15 сентября 2014 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения следующие дела: № А55-11123/2014 и №А55-11125/2014, с присвоением единого номера № А55-11123/2014. Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежития городского округа Самара обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит суд признать незаконными и отменить Предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 22 апреля 2014 года № ССов-4880 и № СКГ-5157 от 15.04.2014г. В судебном заседании представитель заявителя требования поддерживает. Представитель заинтересованного лица возражает в отношении заявленных требований по доводам представленных отзывов (т.1 л.д. 27-30, т.2 л.д.25-30). От третьих лиц яка представителей не обеспечена в судебное заседание. Суд в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассматривает дело без участия третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания. Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, ответчика, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Управление многоквартирными домами по адресам: <...> и г.Самара, <...> «Самара», д.3, осуществляет МПЭСО г. о. Самары. Согласно информации, представленной в адрес жилищной инспекции МПЭСО г. о. Самары, многоквартирные дома по адресам: <...> и г.Самара, <...> «Самара», д.3, оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии (Э/Э). Поводом для проведения проверки послужили обращения потребителей на действия общества по начислению платы за коммунальные услуги (т.1 л.д. 31, т.2 л.д.48). На основании распоряжений № СПр-4880 от 31.03.2014 г. (т. 1 л.д.40-42) и № СКГ-5157 от 01.04.2014г. (т.2 л.д. 40-42) руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара. В ходе документарной проверки установлены факты, несоблюдения МПЭСО г.о.Самара жилищного законодательства, а именно нарушение установленного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 и Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 г. №197 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области» порядка начисления платы за электроэнергию. Государственная жилищная инспекция Самарской области выдала МПЭСО г.о.Самара предписания № ССов-4880 от 22.04.2014г. и № СКГ-5157 от 15.04.2014г. об устранении нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации в части не правомерного расчета платы за коммунальные услуги. Данным предписанием на заявителя возложена обязанность производить начисления платы за электроэнергию потребителям, проживающим по адресам: <...> и г.Самара, <...> «Самара», д.3, в помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии в соответствии с пунктами 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 и требованиями Приказа № 197 от 27.08.2012 г. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области». Полагая, что Предписание № ССов-4880 от 22.04.2014г. и № СКГ-5157 от 15.04.2014г. противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего. Пункты 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., (далее - Правила), по которым Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, предписано начислять плату за электроэнергию потребителям, проживающим по адресу: <...> «а», распространяются на потребителей коммунальных услуг проживающим в многоквартирных домах. Согласно выписок из реестра муниципальной собственности № 15-07-06/58453 от 18.12.2013 г. объекты недвижимости, расположенные по адресам: <...> и г.Самара, <...> «Самара», д.3, являются общежитиями (т.1 л.д.13; т.2 л.д.12). Данные дома переданы на эксплуатацию Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара на основании Договора № 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного фонда от 01.05.2008 г. (л.д.14-19, 13-17). Переданы данные дома как здания общежития. Жилые помещения в общежитии не соответствуют характеристикам квартиры и не оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. В соответствии с п. 1.3. Положения о порядке изменения правового статуса муниципальных общежитий в городе Самаре Изменение статуса муниципальных общежитий в городе Самаре осуществляется на основании Постановления Самарской Государственной Думы в соответствии с Уставом города Самары. В соответствии с п. 2.2. Положения техническими условиями, при наличии которых допускается изменение правового статуса муниципального общежития, являются: возможность обеспечения поквартирного (покомнатного) учета потребляемой электроэнергии. Общежития по адресам: <...> и г.Самара, <...> «Самара», д.3, не соответствуют вышеуказанным требованиям. В соответствии с п. 4.1. Положения Постановление Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития является основанием для внесения соответствующих сведений в материалы технического учета органом технической инвентаризации жилищного фонда, в реестр муниципальной собственности города Самары и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п. 4.2 Положения Копия Постановления Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития направляется в управляющую организацию. Постановления Самарской Городской Думы об исключении данных общежитий из состава специализированного жилищного фонда и о включении их в состав муниципального жилищного фонда социального использования как многоквартирные дома в соответствии с п.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ в материалах дела отсутствуют. При указанных обстоятельствах основания применять в отношении данных объектов недвижимости правовые нормы (пп.40 и 44 Правил), предназначенные для потребителей коммунальных услуг проживающих в многоквартирных домах, отсутствуют. В соответствии с пунктом 51 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. В соответствии с пунктом 50 Правил Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии. Как указывает заявитель, между Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара и Муниципальным предприятием городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» был заключен Агентский договор, который действовал с января 2013 по декабрь 2013 года. В соответствии с условиями данного Договора МП ЕИРЦ производило начисление платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях. МП ЕИРЦ до заключения Агентского договора с Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара не работало со специализированным жилым фондом и при расчете платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях, применяло нормы законодательства применимые для многоквартирных домов и граждан потребляемых коммунальные услуги в изолированных квартирах. Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, расторгнув Агентский договор с МП ЕИРЦ, начало производить начисление за электроэнергию в соответствии со специальными нормами законодательства - Пунктами 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354. До заключения Агентского договора с МП ЕИРЦ в 2012 году начисления за электроэнергию, гражданам проживающим в общежитиях по адресам: <...> и г.Самара, <...> «Самара», д.3, производилось Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара аналогичным образом, что и в 2014 году. В феврале, марте, апреле 2014 года начисление платы за электроэнергию производилось согласно пунктов 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, в которых предусмотрено, что расчет размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, в данном случае - общедомовым прибором учета, и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире. Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. В настоящее время данное соглашение между жильцами общежитий отсутствует, вследствие чего расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к вышеуказанным Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии, то есть равными долями между всеми жильцами общежития. Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области № ССов-4880 от 22.04.2014г. и № СКГ-5157 от 15.04.2014г. не соответствуют требованиям ст.ст. 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания их недействительными. При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителя обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению в полном объеме. | |||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||
Р Е Ш И Л: | |||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительными Предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области № ССов-4880 от 22.04.2014г. и № СКГ-5157 от 15.04.2014г. | |||||
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||
Судья | / | Медведев А.А. | |||