ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-11229/10 от 28.07.2010 АС Самарской области

А55-11229/2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 июля 2010 года

Дело №А55-11229/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 30 июля 2010 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Кулешовой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баусовой С.И.

рассмотрев в судебном заседании 26-28.07.10 г дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "БНК", Представителю ООО "БНК" ФИО1,443099, Самарская область, Самара, Водников,119; , 446205, <...>

к Самарской таможне, 443051, Самарская область, Самара, Алма-Атинская,29,корп.41

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от истца, заявителя –.предст. Кислицина Е..Л. /дов.от 11.05.10 г./;

от таможни: предст. ФИО2 /дов.от 14.07.10 г./; предст. ФИО3 /дов. от 30.12.09 г./;

Установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Самарской таможни от 11.05.10 г. 10412000-314/2010 о привлечении ООО «БНК» г. Самара к административной ответственности, предусмотренной 16.22 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие у него обязанности по уплате таможенных платежей при вывозе нефтепродуктов на территорию Белоруссии согласно международному договору.

Таможня с заявлением не согласна, ссылаясь на то, что обязанность по уплате вывозных таможенных платежей установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.10 г. № 88, а также п. 2 Соглашения между Правительство Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 12.01.07 г..

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 24.03.10 на Новокуйбышевский таможенный пост Самарской таможни таможенным брокером ООО «Сток Транс Сервис» в режиме «ЭК 20» была подана ГТД № 10412010/240310/0001223 . Декларантом по данной ГТД является ООО «БНК», товар «топливо технологическое (мазут)» (код по ТН ВЭД России 2710196309), поставляемый по контракту 01-03/10 от 11.03.10 г. в адрес ООО «НАФТАН» (республика Беларусь). В указанной ГТД таможенным брокером вывозная пошлина в размере 1 470 592 руб. 46 коп. заявлена как условно начисляемая, т.е. не подлежащая оплате и заявлена в статистических целях. ( т. 3 л.д.11).

В адрес декларанта было предъявлено требование от 24.03.10 г. об уплате начисленной пошлины, которая уплачена платежным поручением № 10 от 25.03.10 г.

По данному факту 26.03.10 г. таможенным органом было возбуждено дело об административном правонарушении № 10412000-314/2010 по ст. 16.22 КоАП РФ. Затем составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.10 г. ( т. 1 л.д. 21-25).

Постановлением от 11.05.10 г. 10412000-314/2010 таможенный орган привлек ООО «БНК» г. Самара к административной ответственности, предусмотренной 16.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп. ( т. 1 л.д. 16-20).

При оценке названного постановления суд исходит из положений п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ст. 16.22 КоАП РФ нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) при перемещении товаров через таможенную границу, в частности при вывозе товаров, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 329 Таможенного кодекса предусмотрено, что при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено названным Кодексом.

Из содержания п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" следует, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 88 внесены изменения в названное Постановление, в соответствии с которыми эти пошлины применяются на «нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (буквально по тексту).

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 753 "О применении вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, вывозимой с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия" следует применять ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в отношении нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород (код ТН ВЭД России 2709 00), вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия.

Таможенный орган, ссылаясь на указанные постановления, полагает, что при вывозе с территории Российской Федерации в Республику Беларусь нефтепродуктов подлежат уплате таможенные пошлины.

При этом согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Соглашением от 20.01.1995 "О таможенном союзе" между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан образована единая таможенная территория государств - участников Таможенного союза путем отмены при торговле товарами, происходящими на их территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений. В соответствии с этим международным договором приняты Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь".

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г. определены ставки вывозных таможенных пошлин для нефти сырой, вывозимой с территории Российской Федерации в Республику Беларусь. В отношении нефтепродуктов соответствующие ставки в Соглашении не установлены.

Следовательно, анализ приведенных выше законодательных и иных нормативных актов в их взаимосвязи и взаимозависимости свидетельствует о наличии явных противоречий между российским законодательством и международными соглашениями относительно обязательности уплаты и размере вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты(код по ТН ВЭД России 2710196309), вывозимые за пределы территории Российской Федерации на территорию Белоруссии.

В ходе судебного разбирательства таможенным органом не представлены доказательства либо обоснование возможности устранения данного несоответствия. Напротив, в материалах дела имеются сведения о том, что в период с 01.01.10 г. по 19.07.10 г. в отношении другого участника Таможенного союза – Таджикистана вывозные таможенные пошлины начислялись условно. ( т. 4 л.д. 90-91). Какие-либо пояснения и доказательства относительного того, почему постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 88 действует только в отношении одного участника Таможенного союза – Белоруссии административный орган не представил.

В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности.

В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует сделать вывод о наличии сомнений в виновности лица, привлеченного к ответственности, которые не могут быть устранены судом при рассмотрении настоящего дела по материалам административного дела, представленным административным органом.

С учетом изложенного заявление следует удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление Самарской таможни от 11.05.10 г. 10412000-314/2010 о привлечении ООО «БНК» г. Самара к административной ответственности, предусмотренной 16.22 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.110,167-170,176

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Самарской таможни от 11.05.10 г. 10412000-314/2010 о привлечении ООО «БНК» г. Самара к административной ответственности, предусмотренной 16.22 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г.Самара в течение 10 дней с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области

Судья

/

Кулешова Л.В.