АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
03 марта 2010 года
Дело №
А55-1181/2010
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 03 марта 2010 года.
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агеенко С.В.,
рассмотрев в судебном заседании 19 февраля – 01 марта 2010 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «ВИП Компания», г. Самара
от 20 января 2010 года
к Межрегиональному Управлению по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу, г. Нижний Новгород
о признании незаконными и отмене Постановления о привлечении к административной ответственности от 25.12.2009 года № 04-09/492 и Представления от 25.12.2009 года № 04-09/492
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО2 по доверенности от 24.12.2009 года № 10, после перерыва - представитель ФИО2 по доверенности от 24.12.2009 года № 10, ФИО3 – директор, приказ № 2 от 01.12.2004г.,
от заинтересованного лица (ответчика) – не явился, извещен
Установил:
ООО «ВИП Компания» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 25.12.2009 года № 04-09/492 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей и Представления от 25.12.2009 года № 04-09/492 (с учетом изменения требований) (т. 1 л.д. 3-13, 129-130).
Заявитель в ходе судебного заседания требования поддержал в полном объеме.
Административный орган в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву просит оставить заявление Общества без удовлетворения (т. 2 л.д. 2-10). В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, административным органом в период с 12.10.2009 года по 14.12.2009 года проведена проверка соблюдения заявителем законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.
В ходе проведения проверки административным органом установлено:
1. Правила внутреннего контроля ООО «ВИП Компания» не соответствуют действующему законодательству, так как не учитывают внесенных в него изменений и дополнений в период с 2007-2009 г.г. В частности, программа по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров не соответствует требования Приказа Росфинмониторинга от 0.11.2008 № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также указанные правила внутреннего контроля не содержат порядка приостановления операций в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма» (далее – ФЗ № 115).
2. В течение длительного периода времени, а именно: с 07.11.2006 года по 15.05.2009 года в ООО «ВИП Компания» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, что отражено в акте проверки от 14.12.2009 года № 159 (т. 2 л.д. 62-70).
По данным фактам административным органом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ (т. 4 л.д. 122-127).
25.12.2009 года административным органом вынесено Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей (т. 5 л.д. 29-41).
25.12.2009 года административным органом вынесено Представление об устранении заявителем причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 04-09/492 (т. 5 л.д. 45-46).
В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Положениями ст. 3 ФЗ № 115 предусмотрено, что внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 4 ФЗ № 115 к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:
- обязательные процедуры внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 115 организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 3 Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 года № 938-р, Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 ФЗ № 115, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.
Кроме того, согласно п. 22 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию Правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, с сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 130, Правила внутреннего контроля должны включать порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 ФЗ № 115.
Из материалов дела следует, что Правила внутреннего контроля ООО «ВИП Компания» разработаны и утверждены руководителем 29.12.20004 года, направлены на согласование заинтересованному лицу 09.12.2006 года и согласованы 27.12.2006 года (т. 2 л.д. 50-61).
При этом, судом установлено, материалами дела подтверждается, что Правила внутреннего контроля ООО «ВИП Компания» не соответствуют действующему законодательству, так как не учитывают внесенных в него изменений и дополнений в период с 2007-2009 г.г. В частности, программа по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров не соответствует требованиям Приказа Росфинмониторинга от 0.11.2008 № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также указанные правила внутреннего контроля не содержат порядка приостановления операций в соответствии с п. 10 ст. 7 ФЗ № 115.
Работа ООО «ВИП Компания» по Правилам внутреннего контроля несоответствующим действующему законодательству не может свидетельствовать о надлежащем исполнении заявителем требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что внутренний контроль у ООО «ВИП Компания» организован ненадлежащим образом.
В соответствии со ст. 7 ФЗ № 115 квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Довод заявителя о том, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку Правила внутреннего контроля ООО «ВИП Компания» 27.12.2006 года прошли процедуру согласования у административного органа, суд находит необоснованным.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким требованиям относятся, в частности, разработка Правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ № 115 Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать, в том числе, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров.
Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Положениями п. 3 указанного Постановления Правительства РФ предусмотрено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливается Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 года № 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, положения которого вступили в силу 17.02.2009 года.
Положениями п. 47 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию Правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, с сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 130, установлено, что при внесении изменений и/или дополнений организацией в Правила, в том числе и изменением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Правила представляются на согласование в соответствии с действующим законодательством (вступил в силу 19.09.2008 года).
Системное толкование вышеуказанных положений действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что на организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в том числе и на заявителя, законодателем возложена обязанность не только по разработке, утверждению и согласованию с уполномоченным органом Правил внутреннего контроля, но и по приведению положений указанных Правил в соответствии с действующим законодательством, в том числе и в связи с изменениями законодательства, регулирующего правоотношения в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В связи с тем, что Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 вступил в силу 17.02.2009 года, именно с данного момента у заявителя возникла обязанность по приведению положений Правил внутреннего контроля по обучению кадров в соответствии с положениями вышеуказанного Приказа во исполнение положений п. 2 ст. 7 ФЗ № 115.
Неисполнение данного требования свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что специальными должностными лицами, ответственными за соблюдение Правил внутреннего контроля в ООО «ВИП Компания», в проверяемом периоде являлись:
- с 07.11.2006 по 14.05.2007 - администратор Щербинина СВ. (приказ от 07.11.2006 № 44),
- с 15.05.2007 по настоящее время - главный бухгалтер ФИО4 (приказ от 15.05.2007 № 48).
Из материалов дела следует, что Щербинина Светлана Викторовна имеет высшее профессиональное образование по специальности «Специалист по связям с общественностью» (диплом от 30.06.2005 серии ВСВ № 1540627). Согласно представленным документам и сведениям Щербинина СВ. проходила обучение в соответствии с программой обучения сотрудников Общества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к правилам внутреннего контроля..
Таким образом, судом установлено, что в период нахождения в должности лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, Щербинина С.В. не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715, так как у нее отсутствовало высшее профессиональное образование по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», а также опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Из материалов дела следует, что ФИО4 имеет среднее техническое профессиональное образование по специальности «Планирование на предприятиях легкой промышленности» квалификации «Техник - плановик» (диплом от 26.06.1978 серии Я № 860771). ФИО4 проходила обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается сертификатом от 16.03.2007 о принятии участия в 3-ем ежегодном научно практическом семинаре «Вопросы исполнения организациями, подконтрольными Росфинмониторингу, требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма».
Таким образом, судом установлено и заявителем не оспаривается, что в ходе проверочных мероприятий установлено, что ФИО4 на момент назначения (15.05.2007 года) специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля не имела высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», либо опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При таких обстоятельствах, в течение длительного периода времени, а именно: с 07.11.2006 года по 15.05.2009 года в ООО «ВИП Компания» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, что свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля в ООО «ВИП Компания».
При этом, довод заявителя о том, что административному органу было известно о том, что указанные лица не соответствовали требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, суд находит необоснованным, поскольку заявителем каких-либо доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, суду не представлено.
Более того, в материалах учетного дела № 1976, находящегося у административного органа, данная информация также отсутствует.
Факт соответствия ФИО4 вышеуказанным требованиям Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 на момент возбуждения дела об административном правонарушении не может каким-либо образом влиять на наличие, либо отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку срок давности по эпизоду назначения специальными должностными лицами Щербининой С.В. и ФИО4 истек, соответственно, 07.11.2007 года и 15.05.2008 года (с даты назначения на специальную должность), суд также находит необоснованным.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, выражается в нарушении, то есть неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Длящемся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правовой анализ объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, свидетельствует о том, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля (несоответствие Правил внутреннего контроля заявителя положениям действующего законодательства, а также несоответствие специальных должностных лиц требованиям Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715) является длящимся административным правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения следует исчислять с момента его обнаружения административным органом (с даты составления акта проверки – 14.12.2009 года).
При таких, обстоятельствах срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ, не истек.
Довод заявителя о том, что административным органом нарушена процедура привлечения ООО «ВИП Компания» к административной ответственности (заявитель не извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении), суд также находит необоснованным.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении составлен административным органом – 16.12.2009 года в 16 часов 00 минут. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель уведомлен телеграммой, которая получена заявителем 16.12.2009 года в 09 часов 45 минут.
В этот же день – 16.12.2009 года заявителем в адрес административного органа направлено факсом письмо, согласно которому заявитель просит административный орган составить протокол об административном правонарушении в его отсутствие и в отсутствие его представителя (т. 4 л.д. 121).
Таким образом, наличие волеизъявления заявителя о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие свидетельствует о надлежащем извещении заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о соблюдении административным органом процедуры привлечения ООО «ВИП Компания» к административной ответственности. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель заявителя участвовал и представлял возражения.
Вышеуказанные обстоятельства также свидетельствует о том, что оспариваемое Представление об устранении заявителем причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 04-09/492 от 25.12.2009 года полностью соответствует положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствует основания для удовлетворения требований заявителя.
Вопрос о судебных расходах судом не рассматривается, так как в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1