ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-12051/2022 от 22.09.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2022 года

Дело №

А55-12051/2022

Резолютивная часть решения объявлена: 22 сентября 2022 года

Полный текст решения изготовлен: 29 сентября 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании  сентября 2022 года   дело по иску, заявлению

Финансового управляющего ФИО2 ФИО3

к  Главному управлению МЧС России по Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ФИО4, ФИО5а Александра Юрьевича

о признании

при участии в заседании

от заявителя – ФИО3, паспорт

от заинтересованного лица – ФИО6 по доверенности, ФИО7 по доверенности,

от третьих лиц – не явились

УСТАНОВИЛ:

Финансовый управляющий ФИО2 ФИО3 обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными бездействия ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области», выразившиеся в неперерегистрации маломерного плав средства: катер Front Cabin OB X 027RS, год постройки 2015, идентификационный номер F1-X0B7H015E515, тип двигателя или ПДМ Mercury 225 XL Verado, заводские номера двигателей 2В134913 и № ОР 592462 с ФИО5 на ФИО2; обязать ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области» произвести перерегистрацию маломерного плавсредства: катер Front Cabin OB X 027RS, год постройки 2015, идентификационный номер F1- Х0В7Н015Е515, тип двигателя или ПДМ Mercury 225 XL Verado, заводские номера двигателей 2В134913 и № ОР 592462 с ФИО5 на ФИО2 О принятом решении уведомить финансового управляющего.

Главное управление МЧС России по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО4, ФИО5.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Самарской области определением от 28.12.2017 по делу № А55-28538/2017 ввел в отношении гражданина РФ ФИО2 процедуры банкротства.

Определением Арбитражного суда Самарской области по делу А5 5-28 5 38/17 от 21.10.2021г. удовлетворено заявление финансового управляющего имуществом должника ФИО2 ФИО3 о признании сделки недействительной в редакции письменных позиций от 29.03.2020, от 06.10.2021, признан недействительным договор купли-продажи от 02.08.2018 маломерного плавсредства: катер Front Cabin OB X 027RS, год постройки 2015, идентификационный номер F1-X0B7H015E515, тип двигателя или ПДМ Mercury 225 XL Verado, заводские номера двигателей 2В134913 и № ОР 592462, судну присвоен идентификационный номер <***> RUS 63, заключенный между ФИО2 и ФИО5. Применить последствия признания сделки недействительной, в виде возврата в конкурсную массу ФИО2 катер Front Cabin OB X 027RS, год постройки 2015, идентификационный номер F1-X0B7H015E515, тип двигателя или ПДМ Mercury 225 XL Verado, заводские номера двигателей 2В134913 и № ОР 592462, идентификационный номер <***> RUS 63.

Финансовый управляющий ФИО2 ФИО3 15.03.2022г. обратился в ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области» Галактионовская ул., 193, Самара, Самарская обл., 443100 с заявлением о перерегистрации маломерного плавсредства: катер Front Cabin OB X 027RS, год постройки 2015, идентификационный номер F1-X0B7H015E515, тип двигателя или ПДМ Mercury 225 XL Verado, заводские номера двигателей 2В134913 и № ОР 592462 с ФИО5 на ФИО2 О принятом решении просил уведомить по адресу Финансового управляющего.

До настоящего момента судно не было переоформлено, ответа от ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области» в адрес Финансового управляющего не поступало.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденными Приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355 (далее - Правила), государственная регистрация маломерных судов осуществляется по заявлению гражданина Российской Федерации, юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо уполномоченного представителя гражданина Российской Федерации или юридического лица в соответствии с документом, подтверждающим право уполномоченного лица действовать от имени заявителя, при наличии оснований возникновения права собственности на маломерное судно, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 21 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного Приказом МЧС России от 15.08.2021 № 566 (далее — Регламент), установлено, что для государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно заявитель представляет:

1)          заявление по форме согласно приложению №1 (для физических лиц) или приложению № 2 (для юридических лиц) к Регламенту;

2)          документ (документы), подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход прав на маломерное судно;

3)          судовой билет, выданный ранее (при наличии);

4)          документ, подтверждающий наличие прав на двигатель маломерного судна;

5)          документ, подтверждающий категорию сложности района плавания.

Пунктом 22 Регламента установлено, что для внесения изменений в реестр маломерных судов заявитель представляет:

1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту;

2) документ (документы), предусмотренный (предусмотренные) подпунктом 2 пункта 21 настоящего Административного регламента;

3) документ, подтверждающий наличие прав на двигатель маломерного судна (в случае внесения изменений в информацию о двигателях маломерного судна);

4) судовой билет, выданный ранее.

В соответствии с п. 5 Правил, государственная регистрация осуществляется подразделениями ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 25 Регламента для получения ранее выданного, направленного в электронном виде документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, заявитель предоставляет заявление по форме согласно приложению № 6 к настоящему Регламенту.

Пунктом 66 Регламента установлено, что предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

2) формирование и направление межведомственных запросов;

3) осмотр маломерного судна;

4) выдача (направление) документа (документов), являющегося (являющихся) результатом предоставления государственной услуги;

5) повторное направление в электронном виде документа (документов), являющегося (являющихся) результатом предоставления государственной услуги.

Пунктом 84 Регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры является прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Пунктом 85 Регламента установлено, что административная процедура включает следующие административные действия:

1) подготовка к осмотру маломерного судна;

2) осмотр маломерного судна;

3) определение и фиксация результатов осмотра маломерного судна.

Пунктом 51 Регламента установлено, что проведение процедуры осмотра маломерного судна осуществляется на оборудованной акватории, предназначенной для стоянки и осмотра судов, длина которых не превышает 20 метров, расположенной вне судового хода, закрытой для купающихся, имеющей причал с возможностью безопасного подхода к нему и отхода от него судов, посадки и высадки людей, либо на площадке для стоянки прицепов с закрепленными на них судами.

Пунктом 86 Регламента установлено, что лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является уполномоченное должностное лицо ГИМС МЧС России.

Пунктом 87 Регламента установлено, что осмотр маломерного судна проводится должностным лицом ГИМС МЧС России совместно с заявителем или его уполномоченным представителем.

Пунктом 88 Регламента установлено, что в процессе осмотра маломерного судна осуществляется проверка соответствия типа, модели и подлинности заводских номеров двигателей или подвесных лодочных моторов данным технического паспорта или судового билета.

Проверка соответствия типа, модели и подлинности заводских номеров двигателей или подвесных лодочных моторов данным технического паспорта или судового билета производится путем сравнения данных, представленных в документах, необходимых для предоставления государственной услуги, с фактическими данными.

Пунктом 89 Регламента установлено, что в случае невозможности перевозки или перемещения негабаритного маломерного судна с применением транспортного средства для проведения осмотра маломерного судна заявитель вправе обратиться в ГИМС МЧС России с просьбой о выезде мобильной группы ГИМС МЧС России на место стоянки маломерного судна.

Выезд мобильной группы ГИМС МЧС России осуществляется по согласованию с заявителем или его уполномоченным представителем и при наличии возможности.

Пунктом 91 Регламента установлено, что критерием принятия решения по административной процедуре является наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 34 настоящего Административного регламента.

Пунктом 34 Регламента установлено, что основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

1) незаполнение всех пунктов заявления, подлежащих заполнению;

2) наличие в заявлении подчисток, приписок, зачеркнутых слов, иных исправлений и фактических ошибок;

3) представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в соответствии с настоящим Административным регламентом;

4) невозможность установить личность лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги, вследствие непредъявления данным лицом документа, удостоверяющего его личность, или отказа данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность;

5) неявка заявителя в ГИМС МЧС России в срок, превышающий 30 календарных дней с назначенной даты для подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

6) обращение с заявлением неуполномоченного лица;

Пунктом 35 Регламента установлено, что оснований для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Пунктом 36. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) неуплата заявителем государственной пошлины;

2) участие в осмотре маломерного судна неуполномоченного лица;

3) неисключение маломерного судна из прежнего реестра судов, на учете в котором оно находилось ранее;

4) представленение документов, не соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) правоустанавливающий документ на маломерное судно выдан лицом, не уполномоченным на распоряжение правами на маломерное судно;

6) правоустанавливающий документ на маломерное судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на маломерное судно;

7) права на маломерное судно и сделки с маломерным судном, о государственной регистрации которых просит заявитель, не являются правами и сделками, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

9) наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий в отношении маломерного судна, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) подача документов на маломерное судно, находящееся в розыске, в отношении которого в реестре маломерных судов имеется соответствующая отметка;

11) несоответствие фактических данных о маломерном судне сведениям, указанным в представленных документах;

12) представление заявителем документов, являющихся утраченными или похищенными;

13) неявка заявителя в ГИМС МЧС России в срок, превышающий 30 календарных дней с назначенной для проведения осмотра маломерного судна даты.92. Результатом выполнения административной процедуры является принятие уполномоченным должностным лицом ГИМС МЧС России решения о государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно либо мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Пунктом 93 Регламента установлено, что способом фиксации результата выполнения административной процедуры является внесение сведений о маломерном судне и (или) праве собственности на маломерное судно в реестр маломерных судов либо информирование заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги.

Согласно пункту 119 Административного регламента формирование заявления заявителем осуществляется посредством заполнения электронной формы на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Как следует из материалов дела, в автоматизированной информационной системе Государственной инспекции по маломерным судам Самарской области содержатся следующие сведения о регистрации маломерного судна FRONT CABIN OBXQ27QRS с заводским номером FIXOB7HQ15E515:

Ф. и. о.

судовладельца, год рождения

Модель судна, зав. №

Дата

регистрации

Дата снятия с учета(судна)

Регистрационый

номер

Тип, марка двигателя зав. №

Мощность

(л.с)

Дата регистрации (двигателя)

Дата снятия с учета

ФИО2

29.04. 1968

FRONT CABIN OBXO270RS Зав. №

FIXOB7HO15Е515

16.06.

2015

16.08.

2017

Р6952КО

MERCURY VERADO Зав.№ ОР5 92462

225

16.06.

2015

16.08.

2017

MERCURY VERADO Зав.№ 2В13 4913

225

16.06.

2015

16.08.

2017

ФИО4

Шаукат

Рифкатович

22.01.1980

FRONT CABIN OBXO270RS Зав. №

FIXOB7H015Е515

13.09.

2017

На

учете

CA0550R

US63

MERCURY VERADO Зав.№ ОР592462

225

13.09.

2017

На

учете

MERCURY VERADO Зав.№ 2В134913

225

13.09.

2017

На

учете

ФИО2

29.04. 1968

FRONT CABIN OBXO270RS Зав. №

FIXOB7HO15E515

31.07.

2018

02.08.

2018

HA0387R

US63

MERCURY VERADO Зав.№ ОР592462

225

31.07.

2018

02.08.

2018

MERCURY VERADO Зав.№ 2B134913

225

31.07.

2018

02.08.

2018

ФИО5

Александр

Юрьевич

12.03.1970

FRONT CABIN OBXO270RS Зав. №

FIXOB7H015E515

02.08.

2018

13.08.

2020

HA0393R

US63

MERCURY VERADO Зав.№ OP592462

225

02.08.

2018

13.08.

2020

MERCURY VERADO Зав.№ 2B134913

225

02.08.

2018

13.08.

2020

23.03.2022 в адрес Главного управления поступило заявление Финансового управляющего ФИО3 о перерегистрации маломерного судна Front Cabin OB X 027RS с идентификационными номерами <***>. Указанное заявление не соответствовало требованиям установленными Правилами государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденными Приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355.

Письмом от 21.04.2022 № 2755-19-28 Финансовому управляющему ФИО3 был дан ответ на заявление, в котором подробно была описана процедура регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов (направлено электронной почтой 21.04.2022).

Копия заявления от 23.03.2022 имеется в материалах арбитражного дела (т.1 л.д.11).

Как установлено судом, заявление от 23.03.2022 ни по форме, ни по содержанию не соответствует заявлению по форме согласно приложению №1 (для физических лиц) или приложению № 2 (для юридических лиц) к Регламенту, а также заявлению по форме согласно приложению N 3 к Административному регламенту.

Кроме того, маломерное судно к осмотру не представлено. Сведений и невозможности перевозки или перемещения негабаритного маломерного судна с применением транспортного средства для проведения осмотра маломерного судна, а также  просьбы о выезде мобильной группы ГИМС МЧС России на место стоянки маломерного судна указанное заявление не содержит.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что заявителем не соблюден порядок обращения за получением государственной услуги, установленный Регламентом, в связи с чем основания для предоставления испрашиваемой заявителем государственной услуги у заинтересованного лица отсутствовали.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) Главному управлению МЧС России по Самарской области является законным и не нарушает прав заявителя.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1