ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-12190/18 от 15.08.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 августа 2018 года

Дело №

А55-12190/2018

Резолютивная часть решения объявлена: 15 августа 2018 года

Полный текст решения изготовлен: 22 августа 2018 2016 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 15 августа 2018 года дело по иску, заявлению

Администрации муниципального района Борский Самарской области

к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ФИО2

о признании недействительным п. 1 Предписания

при участии в заседании

от заявителя – ФИО3 по доверенности

от заинтересованного лица - ФИО4 по доверенности

от третьего лица – ФИО5 по доверенности

В судебном заседании объявлялся перерыв с 08.08.2018г. по 15.08.2018г.

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Борский Самарской области обратилась в суд с заявлением о признании недействительным и отмене п. 1 Предписания об устранении нарушений от 02.02.2018 г. Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области принят приказ от 30.11.2016 № 567 «Об утверждении плана контрольной деятельности Министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области на 2017 год» (далее - приказ от 30.11.2016 № 567) в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 (далее - Положение о министерстве), и в целях обеспечения реализации функций министерства по осуществлению внутреннего финансового аудита, контроля за использованием межбюджетных субсидий, контроля за деятельностью подведомственных министерству учреждений, государственного контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в области социальной поддержки населения, обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, и целевым использованием финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление материальных ресурсов.

На основании приказа Министерства от 22.11.2017 № 627, в соответствии со статьями 140, 158, 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 6 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон № 115-ГД), Положением о министерстве, планом контрольной деятельности министерства на 2017 год, утвержденным приказом министерства от» 30.11.2016 № 567, проведена проверка использования муниципальным районом Борский Самарской области средств областного бюджета, в том числе сформированных за счет средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, тружеников тыла, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.

По результатам проверки главным специалистом контрольно-ревизионного управления Министерства в Администрацию муниципального района Борский направлен акт проверки использования муниципальным районом Борский Самарской области средств областного бюджета, в том числе сформированных за счет средств федерального бюджета, представленных на обеспечение жильем ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, тружеников тыла от 8 декабря 2017г.

Администрация муниципального района Борский с результатами проверки не согласилась, направила возражения от 15.01.2018 № 08-38 о целевом использовании предоставленных субвенций.

Министерством подготовлено заключение на возражения от 02.02.2018.

По итогам проведения проверки Минсоцдемографии Самарской области выдано Заявителю Предписание об устранении нарушений от 02.02.2018 (далее - предписание) в соответствии со статьей 6 Закона № 115-ГД, которым было предложено в срок устранения до 01.03.2018 года:

1. возместить из бюджета муниципального района Борский Самарской области в бюджет Самарской области 1 126 818 руб., незаконно предоставленных ФИО2 в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением,

2. усилить контроль за соблюдением требований законодательства при исполнении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, принять меры по недопущению нарушений при исполнении переданных государственных полномочий Самарской области,

3. провести работу по проверке всех личных дел граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий, на предмет наличия и достоверности документов, предоставленных заявителями для принятия на учет, а также провести повторные обследования жилых помещений граждан, признанных нуждающимися в целях исключения недостоверной информации,

4. рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в совершении выявленных нарушений.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании пункта 1 Предписания об устранении нарушений от 02.02.2018 недействительным и отмене.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Согласно статье 152 БК РФ среди участников бюджетного процесса выделяются исполнительные органы государственной власти, органы государственного финансового контроля, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств и иные лица.

Положением о министерстве осуществление государственного финансового контроля не предусмотрено.

Вместе с тем, подпунктом 25 пункта 2.2 Положения о министерстве предусмотрено осуществление финансирования в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета мероприятий, направленных на социальную защиту населения, охрану семьи и детства, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанных в абзаце пятнадцатом пункта 2.1 Положения о министерстве, других видов деятельности, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных средств.

Таким образом, министерство выступает главным распорядителем бюджетных средств, среди полномочий которого, определенных статьей 158 БК РФ, - обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что главный, распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 № 749 утвержден Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) средств областного бюджета, главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита областного бюджета.

Данный порядок соблюден (направлен акт, а после поступивших возражений - заключение) и в соответствии с Законом № 115-ГД издано предписание, согласно пункту 1 которого Администрации необходимо возместить из бюджета муниципального района Борский Самарской области в бюджет Самарской области 1 126 818 руб., незаконно предоставленных ФИО2 в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением.

Администрация указывает на невозможность применения в рассматриваемой ситуации статьи 306.2 БК РФ в качестве обоснования своей позиции о признании пункта 1 предписания недействительным и отмене.

Между тем, довод о невозможности применения в рассматриваемой ситуации статьи 306.2 БК РФ не может являться основанием для признания пункта 1 предписания недействительным и его отмены в связи со следующим.

Согласно статье 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Органы государственного финансового контроля являются органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного финансового контроля, бюджетные полномочия которых определены статьей 157 БК РФ.

Однако осуществление внутреннего государственного финансового контроля Положением о министерстве не предусмотрено.

Положением, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21 ноября 2008 г. N 447, таким органом названо министерство управления финансами Самарской области

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 БК РФ, под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Учитывая, что органом государственного финансового контроля уведомления о применении бюджетных мер в установленном порядке не направлялись, основания для применения бюджетных мер принуждения в рамках действующего бюджетного законодательства отсутствуют.

Таким образом, предписание, изданное министерством в соответствии с Законом № 115-ГД, не относится к документам органов внутреннего государственного финансового контроля и не может быть основанием для применения бюджетных мер принуждения.

Администрация в своем заявлении ссылается на положения части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также на часть 1 статьи 198 АПК РФ, полагая, что предписание является неправомерным.

По мнению заявителя, в 2016 году субвенция, направленная в бюджет муниципального района Борский была предоставлена ФИО2 признанной нуждающейся и стоящей на учете с 2013 года в улучшении жилищных условий по соответствующей категории граждан (труженица тыла) подлежащей обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 №5ФЗ «О ветеранах» статьей 2 Закона Самарской области №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и постановлением Правительства Самарской области №77 от 21.06.2006 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:

-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение прав и законных интересов заявителя.

Между тем, поименованные обязательные условия в рассматриваемом деле отсутствуют, наоборот, имеет место соответствие законам и иным нормативным правовым актам, а также договору, подписанному Администрацией, содержащему права и обязанности заявителя в связи с реализацией переданных государственных полномочий.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Труженики тыла обеспечиваются жильем в соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее - Закон № 87-ГД).

Законом № 115-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 2 Закона № 87-ГД, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе тружеников тыла).

Согласно Закону № 87-ГД, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях.

Частью 1 статьи 3 Закона № 87-ГД установлен закрытый перечень категорий граждан, постоянно проживающих на территории Самарской области, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом.

Подпунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 87-ГД установлено, что нуждающимися признаются граждане, «не являющиеся ... членами семьи собственника жилого помещения».

Частью 4 статьи 2 Закона № 87-ГД установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2-4 части 2 статьи 2 (в том числе тружеников тыла), осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее - Порядок) администрации муниципальных образований Самарской области обеспечивают жилыми помещениями за счет средств областного бюджета (путем предоставления социальной выплаты) отдельные категории граждан, в том числе тружеников тыла.

Порядком установлен перечень документов, необходимых для включения отдельных категорий граждан в список лиц, подлежащих обеспечения жилыми помещениями.

Проведенной Министерством проверкой документов установлено, что на момент постановки на учет ФИО2 (20.12.2013) в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она проживала в жилом доме по адресу <...> совместно с дочерью ФИО6, которая являлась собственником данного жилого дома.

Совместное проживание подтверждено представленной Администрацией с.п.Борское Самарской области копией справки от 29.11.2013 №4579/1, согласно которой в жилом доме по адресу: <...> одновременно с ФИО2 зарегистрированы и проживали ее дочь ФИО6 (собственник жилого помещения), ее зять, внук и правнук. Проживание (регистрация) по указанному адресу также подтверждается записями о месте жительства в паспортах ФИО2 и И-ных, согласно которым граждане с 2007 года зарегистрированы по адресу: <...>.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также площадь жилого помещения - 92,4 м2, которая превышает учетную норму, установленную постановлением собрания депутатов Борского района Самарской области третьего созыва от 27.10.2005 № 67 в муниципальном районе Борский - 15 м2 на одного человека и составляет 18,48 м2 (92,4 кв.м/5 человек), в 2013 году отсутствовали основания для признания ФИО2 нуждающейся.

Поскольку в личном деле ФИО2 имеется справка от 18.08.2016 № 2200 о составе лиц, зарегистрированных и совместно проживающих с ФИО2 в жилом доме по адресу: <...>, согласно которой вместе с ней зарегистрированы и проживают 4 человека (дочь (собственник жилого дома), зять, внук и правнук), факт отсутствия оснований для признания ее нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями администрации был известен.

Согласно подпункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) «при выявлении в представленных документах ... сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

На основании вновь представленного документа (справка от 18.08.2016 № 2200), администрация, в лице жилищной комиссии, должна была осуществить проверку обоснованности отнесения граждан к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом вновь представленных документов и принять решение о снятии ФИО2 с учета в соответствии с пунктом 3.7 Порядка. Однако проверка администрацией (жилищной комиссией) не осуществлена и решение о снятии с учета принято не было.

В целях подтверждения права на признание нуждающейся в обеспечении жилым помещением ФИО2 в августе 2016 года произведена смена места регистрации. ФИО2 представлена справка от 25.08.2016 № б/н о зарегистрированных и совместно проживающих с ней лицах по адресу: <...>, согласно которой совместно с ней проживают 3 человека, не состоящие с ней в родственных связях. Данная справка была принята уполномоченным органом администрации в качестве подтверждения оснований для предоставления социальной выплаты ФИО2 для обеспечения ее жилым помещением.

Заявление от ФИО2 на предоставление социальной выплаты подано в администрацию 26.08.2016 гражданином ФИО5, действующим по доверенности 63АА3704421.

Решение о предоставлении социальной выплаты ФИО2 принято постановлением администрации от 30.08.2016 № 736.

Учитывая срочность проведенных мероприятий по смене места регистрации ФИО2 непосредственно перед предоставлением социальной выплаты, Министерство констатировало намерение в получении документов, позволяющих подтвердить право на признание нуждающейся и получение социальной выплаты.

Актом обследования от 29.08.2016 комиссией в составе начальника юридического отдела ФИО3 и главного специалиста ФИО7 подтверждено, что по адресу: <...>, ФИО2 проживает одна, собственником помещения является ФИО8, площадь жилого помещения составляет 74,4 кв.м., при этом в акте отсутствует информация о наличии проживания других лиц, указанных в справке от 25.08.2016 №б/н.

Учитывая наличие расхождений информации о составе проживающих по адресу: <...> в справке от 25.08.2016 №б/н и акте обследования, обоснованность признания ФИО2 нуждающейся не подтверждена.

Также в справке от 25.08.2016 №б/н у ФИО2 отсутствует степень родства с другими лицами, проживающими по адресу: <...>, в том числе с собственником жилого помещения, но это не подтверждает и не опровергает того факта, что ФИО2 относится к членам семьи собственника жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане. При наличии спорных ситуаций о признании членами семьи, данный вопрос должен рассматриваться судами общей юрисдикции. Данные положения также подтверждаются пунктом 11 постановления Пленума Верховного суда России от 02.07.2009 № 14.

Кроме того, согласно статье 53 ЖК РФ, части 2 статьи 3 Закона № 87-ГД, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно договору № 86 от 11.04.2016 между Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрацией муниципального района Борский Самарской области о предоставлении и расходовании в 2016 году субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями лиц, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - договор № 86), Администрация выразила согласие на осуществление министерством проведения проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субвенции в сумме 1 126 818 рублей, предоставленной на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями тружеников тыла (раздел 2 договора № 86).

Договором № 86 также предусмотрено, что Администрация в соответствии с Законами № 87-ГД и 115-ГД (преамбула) обязуется осуществить предоставление социальной выплаты труженику тыла согласно постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», обеспечить целевое и эффективное использование субвенции (раздел 3), несет ответственность за надлежащее исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении государственных полномочий (раздел 4).

Таким образом, необходимость возврата Администрацией субвенции в сумме 1 126 818 рублей обусловлена требованиями действующего законодательства, в том числе положениями ЖК РФ, Законов № 87-ГД и 115-ГД, постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 11 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», договора № 86.

Конституционный Суд РФ в Определении от 17.12.2009 № 1563-0-0 указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный законодатель предоставил субъекту РФ установление порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 7 ст. 52 ЖК РФ) и порядка признания граждан малоимущими (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).

В целях реализации названных положений Законом Самарской области «О жилище» установлены условия и порядок признания граждан малоимущими для предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (статья 3), основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях (статья 6) и принятие на учет указанных граждан (статья 9).

К вопросам местного значения федеральный законодатель отнес и возложил на органы местного самоуправления полномочия по учету и предоставлению указанным гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда (статьи 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ, статьи 14, 19, 52, 57 ЖКРФ).

Органы местного самоуправления осуществляют постановку на учет нуждающихся в жилых помещений различных категорий граждан, включая, например, малоимущих граждан, которые должны быть обеспечены жилыми помещениями по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.

Также органы местного самоуправления осуществляют постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях и тех категорий граждан, реализация жилищных прав которых производится не за счет местного бюджета. Среди последних - труженики тыла, которым предоставляется социальная выплата для обеспечения жилыми помещениями за счет средств бюджета Самарской области.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено четыре вида оснований признания нуждающимися в жилых помещениях.

Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Между тем, на момент постановки на учет ФИО2 указанному основанию не соответствовала, поскольку являлась членом семьи собственника жилого помещения и была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Согласно пункту 3.7 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 77 (далее - Порядок), уполномоченный орган местного самоуправления (до изменений, внесенных постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2016 № 134, - жилищная комиссия) ежегодно в срок до 1 января уточняет списки очередников, и, при наличии оснований, должен осуществить проверку обоснованности отнесения граждан к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом вновь представленных документов. В случае если основания для постановки на учет отпали, уполномоченный орган местного самоуправления решает вопрос о снятии очередника с учета.

Редакция пункта 3.11 Порядка (о снятии с учета), действовавшая до внесения изменений, внесенных постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2016 № 134, по сути, дублировала положения статьи 56 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2016 № 134 в пункт 3.11 Порядка были внесены изменения, согласно которым очередник снимается с учета в случаях и порядке, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ.

Согласно статье 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в таких случаях, как утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1), выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1).

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Таким образом, выявление нарушений при постановке гражданина на учет и дальнейшее снятие данного гражданина с учета является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления

При этом полномочия по контролю за осуществлением органами местного самоуправления указанных полномочий на органы исполнительной власти субъекта РФ не возложены.

Между тем, факты неправомерной постановки на учет, а в дальнейшем неустранение данного нарушения органом местного самоуправления в ходе ежегодного уточнения списков очередников, а также при получении справки от 18.08.2016 № 2200, содержание которой противоречило справке от 20.12.2013, повлекли в дальнейшем незаконное предоставление ФИО2 1 126 818 руб. социальной выплаты на обеспечение жилым помещением, что и было выявлено министерством в ходе осуществления плановой проверки использования муниципальным районом Борский Самарской области средств областного бюджета.

Ссылка заявителя на положения статей ст.54, ст. 56 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие, что решение об отказе в принятии на учет, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обжалуются в судебном порядке, являются необоснованной, поскольку в рассматриваемом случае комиссия Администрации решения об отказе в принятии на учет и решения о снятии с учета не принимала.

Доводы заявителя о том, что контрольно-ревизионный орган Министерства не вправе давать правовую оценку действиям коллегиального органа жилищной комиссии, поскольку Министерство не осуществило действий по оспариванию коллегиального решения жилищной комиссии, суд также считает необоснованным.

Согласно абзацу 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В рассматриваемом случае суд считает, что указанное положение подлежит применению в отношении незаконного решения комиссии Администрации о постановке на учет третьего лица без законных на то оснований.

Довод заявителя о том, что изменение жилищных условий, с наступлением которых очередник (труженика тыла) утратил бы статус лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не произошло, суд считает ошибочным.

Третье лицо в 2013г. статус лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, получило без законных на то оснований, то есть фактически не имело. В 2016г. третье лицо предприняло действия, направленные на формальное соответствие статусу, предусмотренному подпунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 87-ГД, в результате чего ухудшило свои жилищные условия.

Фактически, в случае надлежащего исполнения Администрацией своих обязанностей, предусмотренных ст.55,56 ЖК РФ, в 2016г. мог бы рассматриваться вопрос о постановке третьего лица на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не о предоставления социальной выплаты как лицу законно стоящему на таком учете.

Ссылка заявителя на положения статей ст.31 Жилищного кодекса РФ является необоснованной.

Согласно части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Однако в контексте указанной правовой нормы договор найма, на который ссылается заявитель, может рассматриваться лишь как соглашение между собственником и членом его семьи об ответственности по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, то есть имущественным правам и обязанностям, но не изменяет статус третьего лица как члена семьи собственника жилого помещения.

То обстоятельство, что жилое помещение является совместной собственностью дочери третьего лица и её супруга, также не изменяет статус третьего лица как члена семьи собственника жилого помещения.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, суд исследовав в совокупности представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1