ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-12446/18 от 25.12.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2018 года

Дело №

А55-12446/2018

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено   27 декабря 2018 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мехедовой В.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черных И.А.

рассмотрев в судебном заседании 25 декабря 2018 года   дело, возбужденное по заявлению Акционерного общества "ТЯЖМАШ", (ОГРН 1026303055217 ИНН 6325000660), Россия, 446010, г. Сызрань, Самарская область, ул. Гидротурбинная, д.13    

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, Россия, 443112, г. Самара, Самарская область, ул. С.Лазо, 2а  

об оспаривании постановления

при участии в заседании

от  заявителя – Мязитова Г.Р., доверенность от 31.12.2017 №21;

от заинтересованного лица – Дзюба Р.В., доверенность от 28.12.2017 №02-16/09714; 

    установил:

       Акционерное общество "ТЯЖМАШ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 20.04.2018 №№ 37, 39, 40, 41, 42, 46 согласно которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП с наложением штрафа на общую сумму 14 741,17 руб.

     Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 АПК РФ.

     В соответствии с ч. 5 ст. 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд, пришел к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

    Принимая во внимание необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, определением суда от 03.08.2018 дело было назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.

    Определением суда от 26.09.2018 производство по делу было приостановлено в соответствии с положениями ст. 143 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта по делу № А55-10886/2018.

    Судом установлено, что Решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-10886/2018 от 24.08.2018 заявленные требования удовлетворены, постановление Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № 23 от 10.04.2018 о привлечении Акционерного общества "ТЯЖМАШ" к административной ответственности по ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 39873 руб. 54 коп. признано незаконным и отменено полностью.

    Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 года Арбитражного суда Самарской области Решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-10886/2018 от 24.08.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

    Таким образом, с учетом положений ст. 180 АПК РФ по делу № А55-10886/2018 имеется вступивший в законную силу судебный акт, разрешивший спор по существу.

    На основании изложенного, арбитражный суд протокольным определением от 25.12.2018 года с учетом мнения сторон возобновил производство по делу и приступил к рассмотрению спора по существу  в данном судебном заседании.

    Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

    Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на обоснованность и законность оспариваемого постановления.

    Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

    Как следует из материалов дела, 20.04.2018г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области вынесено Постановление №№ 37, 39, 40, 41, 42, 46  согласно, которому АО «ТЯЖМАШ» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа на общую сумму 14 741,17 руб.

   Согласно Постановлениям №№37, 39, 40, 41, 42, 46  от 20.04.2018г. заинтересованное лицо вменяет АО «ТЯЖМАШ» расчеты в наличной иностранной валюте с нерезидентами.    С данным постановлением заявитель не согласен, поскольку согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

    В соответствии с ч.6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

   Из материалов административного дела усматривается, 02.12.2011 Филиал АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор зарегистрирован по адресу провинция Пичинча, катон Кито, приход Кумбайа, микрорайон Санта Люсия Альта, улица Дель Эстабло, б/н, перекресток Эль Чарро, здание Site Center, офис 109-3, номер RUC 1792345308001 (единый реестр организаций-налогоплательщиков), официальный представитель Азат Сатиков.

     В банке за пределами территории Российской Федерации - BANKO PICHINCHA С.А. Филиалу АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор открыты счета: №USD3512831304, №USD2100062455.

     АО «ТЯЖМАШ» были совершены следующие денежные операции, минуя счета представительства №USD3512831304, №USD2100062455, открытые в банке за пределами территории Российской Федерации:

     1)  26.04.2016 из кассы Филиала АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор произведены расчеты с нерезидентом Maria Lorena Bermudez Pozo (Республика Эквадор, ИНН 0103881579001) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов в размере 257,60 долларов США, что подтверждается счетом-фактурой № 003-002-000010194, № 000003872, реестром первичных документов за апрель 2016 года. За указанную операцию Инспекция вынесла постановление от 20.04.2018 № 37 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 12 872,85 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»

    2) 27.04.2016 из кассы Филиала АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор произведены расчеты с нерезидентом Victor Fernando Arregui (Республика Эквадор, ИНН 0200343135001) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов в размере 1,29 долларов США, что подтверждается счетом-фактурой № 001-002-000011681, №000003889, реестром первичных документов за апрель 2016 года. За указанную операцию Инспекция вынесла постановление от 20.04.2018 № 36 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 100 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

    3) 27.04.2016 из кассы Филиала АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор произведены расчеты с нерезидентом FARMACIAS Y COMISARIATOS DE MEDICINAS S.A. FARCOMED (Республика Эквадор, ИНН 0200343135001) в наличной иностранной валюте в счет оплаты цифровой телефонии в размере 9,82 долларов США, что подтверждается счетом-фактурой № 002-023-000494799, реестром первичных документов за апрель 2016 года. За указанную операцию Инспекция вынесла постановление от 20.04.2018 № 40 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 489,45 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

    4) 29.04.2016 из кассы Филиала АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор произведены расчеты с нерезидентом AYALA PAZMINO AMPARITO ANDREA (Республика Эквадор) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуг технической ревизии в размере 16,34 долларов США, что подтверждается счетом-фактурой № 001-001 000004198, реестр\ первичных документов за апрель 2016 года. За указанную операцию Инспекция вынеад постановление от 20.04.2018 № 41 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 797,96 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

    5) 29.04.2016 из кассы Филиала АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор произведены расчеты с нерезидентом AYALA PAZMINO AMPARITO ANDREA (Республика Эквадор) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуг технической ревизии (лампочки, предохранители) в размере 7,80 долларов США, что подтверждается счетом-фактурой № 001-000005341, реестром первичных документов за апрель 2016 года. За указанную операцию Инспекция вынесла постановление от 20.04.2018 № 42 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 380,91 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

    6) 28.04.2016 из кассы Филиала АО «ТЯЖМАШ» в Республике Эквадор произведены расчеты с нерезидентом Автономное нецентрализованное правительство региона Пичинча станции сбора дорожных пошлин «АЛОАГ» (Республика Эквадор, ИНН 1760003330001) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуг ресторана в размере 2,00 долларов США, что подтверждается счетом-фактурой № 008-004-002477650, реестром первичных документов за апрель 2016 года. За указанную операцию Инспекция вынесла постановление от 20.04.2018 № 46 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 100 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ».

     Инспекцией было установлено, что АО «ТЯЖМАШ» нарушило требования статьи 14 Закона №173-Ф3, выразившиеся в осуществлении незаконной валютной операции, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

     В статье 25 Закона №173-Ф3 установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

     Усмотрев в действиях АО «Тяжмаш» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, административный орган составил в отношении него протоколы от 17.04.2018 об административном правонарушении и вынес постановления от 20.04.2018г. №№ 37, 39, 40, 41, 42, 46  которыми привлек общество к административной ответственности в виде административного штрафа в общей сумме 14 741,17 руб.

     Не согласившись с указанными постановлениями, АО «Тяжмаш» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

    Диспозиция ч.1 ст.15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

    Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе касающиеся валютных операций.
    Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

    Субъектом ответственности является юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.

    Субъективная сторона устанавливается выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

    Как следует из оспариваемых постановлений, обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и выразившегося в выплате иностранным работникам (нерезидентам) заработной платы (аванса) путем выдачи наличных денежных средств в долларах США, то есть в совершении валютной операции по расчетам без использования счетов в уполномоченных банках.
    Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ).
    По смыслу п.6, 7 и 9 ч.1 ст.1 Закона №173-ФЗ к валютным операциям относятся операции, связанные с перечислением валюты Российской Федерации, иностранной валюты между территорией Российской Федерации и территорией иностранного государства (трансграничные операции), а также операции на территории Российской Федерации, связанные с перечислением иностранной валюты.

    Как указано в п.5 указанной статьи Закона №173-ФЗ, под валютными ценностями понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

    02.12.2011 в Республике Эквадор зарегистрирован филиал АО «Тяжмаш» по адресу: провинция Пичинча, катон Кито, приход Кумбайа, микрорайон Санта Люсия Альта, улица Дель Эстабло, б/н, перекресток Эль Чарро, здание Site Center, офис 109-3, номер RUC 1792345308001.
    В банке Республики Эквадор в соответствии со ст.12 Закона №173-ФЗ АО «Тяжмаш» открыты счета, на которые общество производит переводы денежных средств через счет, открытый в уполномоченном банке на территории Российской Федерации.

    Административным органом не оспаривается, что денежные средства на счета в иностранном банке АО «Тяжмаш» перечислены в соответствии с положением Закона №173-ФЗ.
    В соответствии с пп.«а» п.7 ч.1 ст.1 Закона №173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.«а» и «б» п.6 данной статьи.
    В рассматриваемой ситуации работники АО «Тяжмаш» являются гражданами иностранного государства.

    Выплата заработной платы работникам российского юридического лица - нерезидентам может осуществляться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте в порядке, установленном ст.ст.6 и 14 Закона №173-ФЗ.

    Валютные операции между резидентами (российскими фирмами) и нерезидентами согласно ст.6 Закона №173-ФЗ осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинированных в иностранной валюте, которые в Российской Федерации совершаются только через уполномоченные банки и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

    В соответствии с абз.1 ч.6 ст.12 Закона №173-ФЗ юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с данным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в ч.6.1 данной статьи.

    Указанная норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «Тяжмаш») и нерезидентами за пределами Российской Федерации.

    Довод административного органа о том, что ст.14 Закона №173-ФЗ устанавливает закрытый перечень случаев, когда резиденты могут осуществлять валютные операции в наличной форме без использования банковских, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с ч.2 данной статьи установлено, что если иное не предусмотрено Законом №173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

    Вместе с тем ст.6 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, за исключением операций, предусмотренных ст.11 этого закона.
Таким образом, валютные операции, осуществленные обществом, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.

    В силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

    Частью 1 ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч.3 ст.1.5 КоАП РФ).

    В силу положений ч.4 ст.1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    При таких обстоятельствах суд признает оспариваемые постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности незаконными и в соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ подлежащими отмене.

    Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу №А55-10886/2018, от 13.12.2018 по делу №А55-17419/2018 с участием тех же лиц.

    В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       Заявление удовлетворить.

       Признать незаконным и отменить Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 20.04.2018 №№ 37, 39, 40, 41, 42, 46   о привлечении Акционерного общества "ТЯЖМАШ" к административной ответственности, предусмотренной части 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на общую сумму 14 741,17 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.В. Мехедова