АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
апреля 2022 года | Дело № | А55-12521/2021 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 14 апреля 2022 года Полный текст решения изготовлен: 23 апреля 2022 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Максимовой В.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 14 апреля 2022 года дело по иску, заявлению | |||||||
Администрация городского округа Тольятти к Управлению Росреестра по Самарской области к Кадастровому инженеру ФИО2 с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства», Министерство имущественных отношений Самарской области, ООО «ТехноПлан» Об установлении реестровой ошибки | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя –ФИО3 по доверенности от заинтересованного лица–Кудинова В.В. по доверенности от ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» - ФИО4 по доверенности от иных лиц –не явился, извещен | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Администрация городского округа Тольятти обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области и Кадастровому инженеру ФИО2, в котором просит: 1. Установить наличие реестровой ошибки воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости в отношении объектов: Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 1042,4 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:643; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 321,9 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:644; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 967 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:646; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 3293 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:647; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 103 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:648. 2. Установить, что по вступлению в законную силу решения суда, настоящее решение является основанием для ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области» для снятия с государственного кадастрового учета: Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 1042,4 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:643; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 321,9 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:644; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 967 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:646; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 3293 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:647; Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 103 кв.м, адрес: Российская Федерация. Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:648. Управление Росреестра по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства», Министерство имущественных отношений Самарской области, ООО «ТехноПлан». В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, Муниципальное образование городской округ Тольятти является собственником следующих объектов недвижимости: 1. Сооружение: Плескательный бассейн входит в Единый недвижимый комплекс КН 63:09:0000000:9427, что подтверждается записью о регистрации права муниципальной собственности в ЕГРН №63:09:0000000:9427-63/009/2018-1 от 21.03.2018, кадастровый номер 63:09:0105020:862; 2. Сооружение: Причальная стенка входит в Единый недвижимый комплекс КН 63:09:0000000:9427, что подтверждается записью о регистрации нрава муниципальной собственности в ЕЕРН №63:09:0000000:9427-63/009/2018-1 от 21.03.2018, кадастровый номер 63:09:0000000:9149; 3. Сооружение: Набережная со стальным шпунтом входит в Единый недвижимый комплекс КН 63:09:0000000:9427, что подтверждается записью о регистрации права муниципальной собственности в ЕЕРН №63:09:0000000:9427- 63/009/2018-1 от 21.03.2018, кадастровый номер 63:09:0105020:861. В связи с исполнением мероприятий, необходимых для реализации проекта строительства объекта «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского района городского округа Тольятти» выявлены объекты недвижимого имущества с двойным кадастровым учетом. Администрация городского округа Тольятти обратилась в ФНБУ «ФКП Росреестра по Самарской области» с заявлением о снятии с двойного кадастрового учета объектов: 1. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 1042.4 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:643 (дублирующий объект Сооружение: Плескательный бассейн); 2. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 321,9 кв.м, адрес: Российская Федерация. Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:644 (дублирующий объект Сооружение: Причальная стенка); 3. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 967 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань кадастровый номер 63:09:0105020:646 (дублирующий объект Сооружение: Причальная стенка); 4. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 3293 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:647 (дублирующий объект Сооружение: Причальная стенка); 5. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 103 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:648 (дублирующий объект Сооружение: Набережная со стальным шпунтом). Письмом от 14.12.2020 года ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области» указано, что необходимыми для снятия с кадастрового учета объектов документами является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта, либо вступившее в законную силу решение суда. По мнению заявителя, у администрации городского округа Тольятти отсутствует возможность восстановления нарушенных прав и снятия объектов е двойного кадастрового учета во внесудебном порядке. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с ч. 2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений. Государственной регистрации прав на недвижимое имущество часть 3 указанной статьи признает юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества В настоящее время, в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений, является Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а не государственный кадастр недвижимости. Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона N 218-ФЗ). Таким образом, как ранее действовавшее законодательство, так и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривают возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов по решению суда. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в реестре, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. Таким образом, при разрешении требований об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Ссылаясь на письмо Росреестра от 20.12.2013 №09-исх/1 1234-ЕЕ/13 «О направлении Алгоритма», Администрация указывает, что допускается исключение из ГКН ошибочно внесенных сведений о ранее учтенном ОКС при наличии уже учтенного в ГКН такого ОКС. Если права ни на одно из зданий, дублирующие сведения о которых содержатся в ГКН, не зарегистрированы в ЕГРП, при соблюдении рекомендаций, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Алгоритма, приоритет отдается зданию, в отношении которого в ГКН имеются данные о более поздней дате проведения инвентаризации. По мнению заявителя, сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 63:09:0105020:643, 63:09:0105020:644, 63:09:0105020:646, 63:09:0105020:647, 63:09:0105020:648 внесены в 2012 году, тогда как инвентаризация основных объектов осуществлена в 2015 году. Предполагаемые для снятия с кадастрового учета объекты: 1. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 1042,4 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:643, 2. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 321,9 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:644, 3. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 967 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район. Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:646, 4. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 3293 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:647, 5. Сооружение (3) (Сооружения гидротехнические), площадь 103 кв.м, адрес: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ] Спортгавань, кадастровый номер 63:09:0105020:648, поставлены на кадастровый учет на основании технических планов, подготовленных кадастровым инженером ФИО2 на основании декларации об объекте недвижимости. Таким образом, по мнению заявителя, реестровая ошибка содержится (допущена) в технических планах, подготовленных кадастровым инженером ФИО2 на основании декларации об объекте недвижимости, по заявлению ФИО5, так как наименование, протяженность и местоположение сооружений, не соответствуют ранее изготовленным техническим документам и на сегодняшний день сведениям Единого государственного реестра недвижимости. В настоящее время на объект «Единый недвижимый комплекс Набережная Автозаводского района с объектами инженерно-технического обеспечения и элементами благоустройства зарегистрировано право собственности Самарской области, что подтверждается записью о государственной регистрации права: 63:09:0000000:9427-63/461/2021-3 от 04.02.2021 года. Указанный объект передан в оперативное управление Государственному казенному учреждению Самарской области «Управление капитального строительства (ИНН: <***>), что подтверждается записью о регистрации 63:09:0000000:9427-63/461/2021-4 от 04.02.2021 года. Администрация считает, что наличие на кадастровом учете спорных объектов препятствует реализации проекта строительства объекта «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского района г.о. Тольятти. ФГБУ ФКП Росреестра в отзыве указало следующее. В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объектах капитального строительства: - с кадастровым номером 63:09:0105020:643, вид объекта - сооружение, расположенном: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, площадью 1042,4 кв.м. Государственный кадастровый учет указанного объекта осуществлен 13.12.2012г. по заявлению от 06.12.2012 № 63-0-1-61/3001/2012-5015 о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленного технического плана сооружения, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, в соответствии с декларацией об объекте недвижимости; - с кадастровым номером 63:09:0105020:644, вид объекта - сооружение, расположенном: Российская Федерация, Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, площадью 321,90 кв.м. Государственный кадастровый учет указанного объекта осуществлен 13.12.2012г. по заявлению от 06.12.2012 № 63-0-1-61/3001/2012-5016 о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленного технического плана сооружения, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, в соответствии с декларацией об объекте недвижимости; - с кадастровым номером 63:09:0105020:646, вид объекта - сооружение, расположенном: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, площадью 3293 кв.м. Государственный кадастровый учет указанного объекта осуществлен 13.12.2012г. по заявлению от 06.12.2012 № 63-0-1-61/3001/2012-5013 о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленного технического плана сооружения, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, в соответствии с декларацией об объекте недвижимости; - с кадастровым номером 63:09:0105020:647, вид объекта - сооружение, расположенном: Российская Федерация, Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, площадью 967 кв.м. Государственный кадастровый учет указанного объекта осуществлен 13.12.2012г. по заявлению от 06.12.2021 № 63-0-1-61/3001/2012-5014 о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленного технического плана сооружения, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, в соответствии с декларацией об объекте недвижимости; - с кадастровым номером 63:09:0105020:648, вид объекта - сооружение, расположенном: Российская Федерация, Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, Спортгавань, площадью 103 кв.м. Государственный кадастровый учет указанного объекта осуществлен 13.12.2012г. по заявлению от 06.12.2021 № 63-0-1-61/3001/2012-5011 о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленного технического плана сооружения, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, в соответствии с декларацией об объекте недвижимости. С учетом изложенного, государственный кадастровый учет объектов капитального строительства осуществлен в соответствии с Порядком осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 № 577. Доводы и доказательства, подтверждение двойного учета объектов недвижимого имущества регистрирующий орган не представил. Управление Росреестра по Самарской области в своем отзыве указывает следующее. В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. Исходя из приведенного определения реестровой ошибки надлежащим ответчиком по иску об исправлении реестровой ошибки является лицо, которое внесло недостоверные сведения в документы, послужившие основанием для осуществления учетно-регистрационных действий. По этой же причине орган регистрации прав не может являться ответчиком по таким искам, в том числе в силу предоставленного законом права на самостоятельное обращение в суд с такими исками. Управление ни коим образом не нарушало прав истца, какой-либо спор между истцом и Управлением отсутствует. Кроме того, требования об исправлении реестровой ошибки рассматриваются судом по правилам искового производства. При этом, лицо, заявляющее подобные требования, должно указать, в чем заключается ошибочность сведений, а также доказать наличие такой ошибки. Администрация г.о. Тольятти указывает, что имеет место двойной кадастровый учет объектов, которые, по ее мнению, должны быть сняты с кадастрового учета, и объектов с кадастровыми номерами 63:09:0105020:862, 63:09:0000000:9149 и 63:09:0105020:861, входящих в Единый недвижимый комплекс (ЕНК) с кадастровым номером 63:09:0000000:9427. Вместе с тем, Управление не располагает информацией об ошибочности каких-либо сведений ЕГРН ни в отношении объектов, которые, по мнению Администрации г.о. Тольятти, должны быть сняты с кадастрового учета, ни в отношении объектов, составляющих ЕНК с кадастровым номером 63:09:0000000:9427. Сооружения с кадастровыми номерами 63:09:0105020:643, 63:09:0105020:644, 63:09:0105020:646, 63:09:0105020:647, 63:09:0105020:648, и сооружения с кадастровыми номерами 63:09:0105020:862, 63:09:0000000:9149 и 63:09:0105020:861, входящие в ЕНК с кадастровым номером 63:09:0000000:9427, имеют различные характеристики, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости в разное время и по разным основаниям. Администрация г.о. Тольятти не указывает, в чем конкретно заключается наличие реестровой ошибки и из каких документов это следует, а также не представлю \ доказательств наличия такой ошибки. Кроме того, Администрация г.о. Тольятти не указывает, каким образом наличие в ЕГРН сведений об объектах с кадастровыми номерами 63:09:0105020:643, 63:09:0105020:644, 63:09:0105020:646, 63:09:0105020:647, 63:09:0105020:648 нарушает права органа местного самоуправления, учитывая, что ЕНК с кадастровым номером 63:09:0000000:9427 с 04.02.2021г. находится в собственности Самарской области. На основании изложенного, требования Администрации г.о. Тольятти, заявленные к Управлению, являются необоснованными. Министерство имущественных отношений Самарской области в отзыве указывает следующее. Как следует из представленных документов, в обоснование требований, заявленных но делу №А55-12521/2021, администрацией приведен довод о том, что в 2016 году муниципальное образование г.о. Тольятти Самарской области на основании решений Автозаводского районного суда г.Тольятти о признании права муниципальной собственности в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации является собственником следующих, входящих в единый недвижимый комплекс с кадастровым номером 63:09:0000000:9427, объектов гидротехнического сооружения: 63:09: 0105020:862- плескательный бассейн; 63:09:0000000:9149-причальная стенка; 63:09: 0105020:861-набережная со стальным шунтом. Вместе с тем, как указывает администрация, в связи с исполнением мероприятий, необходимых для реализации проекта строительства объекта «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского района городского округа Тольятти» было выявлено наличие двойного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, входящих в единый недвижимый комплекс с кадастровым номером 63:09:0000000:9427. По мнению администрации, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 63:09:0105020:643, 63:09:0105020:644, 63:09:0105020:646, 63:09:0105020:647, 63:09:0105020:648 были поставлены на государственный кадастровый учет ошибочно. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, определен статьей 61 Федерального закона от 13.07.20215 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ №218-ФЗ). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке. При этом, лицо, заявляющее требования об исправлении реестровой ошибки обязано доказать в чем заключается ошибочность сведений и доказать наличие такой ошибки. В рассматриваемом случае администрация не приводит доводов и доказательств, конкретно подтверждающих наличие реестровых ошибок, а также оснований их возникновения. Соответствующее заключение кадастрового инженера, подтверждающее факт наложения сооружений, в отношении которых заявлены требования истца в рамках настоящего дела, на объекты с кадастровыми номерами 63:09:0105020:862 (плескательный бассейн), 63:09:0000000:9149 (причальная стенка), 63:09: 0105020:861 (набережная со стальным шунтом) истцом в материалы настоящего дела не представлено. Вместе с тем, в материалах дела №Л55-12521/2021 имеется письмо филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии» по Самарской области №17626 от 14.12.2020, где указано, что несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 63:09:0105020:643; 63:09:0105020:862; 63:09:0105020:644; 63:09:0105020:646; 63:09:0105020:647; 63:09:0105020:648; 63:09:0105020:861; 63:09:0000000:9149 не выявлено, а также то, что в связи с расхождением сведений в части указания основных характеристик и года завершения строительства есть основания полагать, что указанные объекты не являются одним и тем же объектом учета. Обосновывая заявленные по делу №А55-12521/2021 требования истец указывает на то, что наличие в ЕГРН сведений об объектах с кадастровыми номерами 63:09:0105020:643, 63:09:0105020:644, 63:09:0105020:646, 63:09:0105020:647, 3:09:0105020:648 нарушает права органа местного самоуправления, вместе с тем, указанные объекты входят в границы единого недвижимого комплекса с кадастровым номером 63:09:0000000:9427, который числится в реестре имущества Самарской области, как набережная Автозаводского района с объектами инженерного обеспечения и элементами благоустройства площадью 102 537, 00кв.м., протяженностью 102 537 м, кадастровый номер 63:09:0000000:9427, расположенная по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводской район, юго-западнее и юго-восточнее здания, имеющего адресу: ул. Спортивная, 9; а также ливнеспуски протяженностью 7 565,00 кв.м., кадастровый номер 63:09:0000000:9148, расположенный по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводской район, южнее ул. Спортивной, сооружение 8. Право собственности па указанные объекты зарегистрировано в установленном законодательством порядке. Согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79 (далее - положение), министерство является органом исполнительной власти, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Приказом министерства от 11.01.2021 №02 «О принятии имущества, находящегося в собственности городского округа Тольятти Самарской области, в собственность Самарской области» (далее - приказ), акта приема- передачи от 19.01.2021 указанные объекты недвижимого имущества переданы и находятся у государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства» на праве оперативного управления. Также в соответствии с приказом в собственность Самарской области были приняты и земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0105020:874, 63:09:0105020:678, 63:09:0000000:778, 63:09:0000000:780, 63:09:0000000:779, 63:09:0105019:510, 63:09:0105020:510, 63:09:0105019:513, 63:09:0105019:514, 63:09:0105019:666, 63:09:0000000:777, 63:09:0105020:506, 63:09:0105020:873, 63:09:0000000:2. Данные земельные участки включены в реестр имущества Самарской области. Кроме того, в границах кадастровых кварталов 63:09:0000000; 63:09:0105020, 63:09:0105019 и 63:0103035 в реестре имущества Самарской области числятся 34 земельных участка, в числе которых земельные участки с кадастровыми номерами 63:0000000:776, 63:09:0105019:515, 63:09:0105020:518; 63:09:0105019:892. Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 63:09:0000000:9427 (набережная) данный объект расположен в пределах земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 63:09:0000000:2; 63:09:0000000:776; 63:09:0000000:777; 63:09:0000000:778; 63:09:0000000:779; 63:09:0000000:780; 63:09:0000000:823; 63:09:0103035:3; 63:09:0103035:52; 63:09:0105019:509; 63:09:0105019:510; 63:09:0105019:513; 63:09:0105019:514; 63:09:0105019:515; 63:09:0105019:666; 63:09:0105020:1; 63:09:0105020:506; 63:09:0105020:510; 63:09:0105020:514; 63:09:0105020:517; 63:09:0105020:5 18;63:09:0105020:873;63:09:0105020:9; 63:09:00000000:10038; 63:09:0105020:1084; 63:09:0105020:1086; 63:09:0105019:892. В целях всестороннего изучения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного спора и исследования всех возможных доказательств министерством, в рамках информационного взаимодействия, были получены сведения из ЕГРН в отношении объектов недвижимости, указанных в исковом заявлении истца, и земельных участках, информация о которых содержалась в выписке из ЕГРН на набережную с кадастровым номером 63:09:0000000:9427. Полученные сведения, позволяют сделать вывод о том, что являющаяся собственностью Самарской области набережная с кадастровым номером 63:09:0000000:9427, а также указанные истцом в исковом заявлении объекты недвижимого имущества расположены в границах одних и тех же земельных участков при этом министерство указывает на то, что объекты недвижимости, являющиеся, как указывает истец в рассматриваемом иске, дублирующими друг друга, а именно: 63:09:0105020:861 и 63:09:0105020:648 - набережная со стальным шунтом; 63:09:0000000:9149 и 63:09:0105020:644; 63:09:0105020:646; 63:09:0105020:647 - причальная стенка; 63:09:0105020:862 и 63:09:0105020:643 - плескательный бассейн, не расположены в границах одних и тех же земельных участков. Иными словами расположение налагающихся, по мнению администрации г.о. Тольятти, объектов недвижимости на земельных участках не совпадает. На основании изложенного, принимая во внимание то, что спорные объекты недвижимости самостоятельно от объекта недвижимости (набережная) с кадастровым номером 63:09:0000000:9427 из муниципальной собственности в собственность Самарской области не передавались, сведения о таких объектах в выписке об объекте недвижимости (63:09:0000000:9427), являющимся собственностью Самарской области, не содержатся, министерство полагает, что заявленные требования истца по делу №А55-12521/2021 могут быть удовлетворены Арбитражным судом Самарской области при наличии доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что предполагаемые для снятия с кадастрового учета объекты, а именно: 63:09:0105020:644; 63:09:0105020:643; 63:09:0105020:646; 63:09:0105020:647; 63:09:0105020:648 являются дублирующими объекты с кадастровыми номерами 63:09: 0105020:861; 63:09:0000000:9149; 63:09:0105020:862 и поставлены на государственный кадастровый учет ошибочно. В силу ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. По правилам ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (ст. ст. 9, 65 АПК РФ, постановление Президиума Вас РФ от 06.03.2012 N 12505/11). Фактически исправление кадастровой (реестровой) ошибки представляет собой замену одних сведений в ГКН на другие (значение координат характерных (поворотных) точек, вид разрешенного использования, адрес расположения объекта). Между тем, заявитель не представил в материалы арбитражного дела допустимые, относимые и достоверные доказательства наличия двойного учета спорных объектов недвижимости, не указал и не обосновал, в каком именно документе и по каким основаниям содержалась ошибка, перенесенная впоследствии в ресурс ЕГРН. Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. Следовательно, истец (заявитель), в силу положений ГК РФ, свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца (заявителя), должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Как указывал Конституционный Суд РФ, ГК РФ среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (ст. 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений; при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (определения от 23.09.2010 г. N 1179-О-О, от 20.02.2014 г. N 361-О, от 27.10.2015 г. N 2412-О, от 28.01.2016 г. N 140-О, от 07.07.2016 г. N 1421-О, от 21.09.2017 г. N 1791-О, N 1792-О и от 19.12.2017 г. N 2942-О). При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ судом не распределяются. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||