, АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 24-17-45 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
г. Самара | Дело № | А55-13029/2003-38 А55-13029/03-38 | |||||
января 2004 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
В составе председательствующего | Бибикова Н.Д. Бибиковой Н.Д. | ||||||
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора, г. Тверь в лице Самарской межрайонной прокуратуры, г. Самара | |||||||
Самарская межрайонная природоохранная прокуратурак 1) Комитету по управлению имуществом г. Самары, г. Самара | |||||||
Комитет по управлению имуществом г. Самары, ЗАО "ЗЖБК"Самарский" 2) ЗАО “ ЗЖБК” “ Самарский “г. Самара Третьи лица: 1) Самарский лесхоз, г. Самара | |||||||
О признании недействительным договора | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от истца -ФИО1, ст. помощник межрайонного природоохранного Прокурора, доверенность от 03.10.2003 г. № 38-5-2003 от ответчиков – 1) ФИО2, доверенность от 31.12.03 ;486 2) не участвовали от третьих лиц : 1) ФИО3, адвокат, доверенность от 05.01.04 №01-01, 2) ФИО4, адвокат, ордер от 20.11.2003 г., доверенность от 15.01.04 б/н 3) ФИО5, доверенность от 03.02.2003 №12-976 установил: С учетом уточнения исковых требований Волжский межрегиональный природоохранный прокурор, г. Тверь в лице Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Самара обратился в арбитражный суд Самарской области с иском к Комитету по управлению имуществом г. Самары, г. Самара и ЗАО «ЗЖБК» «Самарский», г. Самара о признании недействительным не соответствующий закону договор аренды земельного участка от 10.06.2003 № 010907з, заключенный Комитетом по управлению имуществом г. Самара и ЗАО «ЗЖБК «Самарский». Ответчики исковые требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора не признают. При этом Комитет по управлению имуществом г. Самары в отзыве на иск ссылается на ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ №131 от 06.10.03 и п. 10 ст.3 ФЗ « О введении в действие земельного кодекса РФ» №137-ФЗ от 25.10.01. ЗАО “ ЗЖБК” “ Самарский “г. Самара письменный отзыв не представило. Самарский лесхоз и ООО «Брег» поддерживают исковые требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора, г. Тверь. Самарская областная регистрационная палата в своем отзыве также указывает, что сделка, оформленная между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ЗАО ЗЖБИ «Самарский» на аренду земельного участка по песчаный карьер, является ничтожной. На основании ч.3 ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ЗАО “ ЗЖБК” “ Самарский “, г. Самара . Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил: 10 июня 2003 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Самарыи ЗАО “ Завод железобетонных конструкций “Самарский “, г. Самары был оформлен договор № 010907 на аренду земельного участка ( л.д.23-26 ) В пунктах 1.1 и 1.2 данного договора указано, что на основании Постановления Главы г. Самары от 14.03.2003 г. №290, Арендодатель ( Комитет по управлению имуществом г. Самары ) предоставляет, а Арендатор( ЗАО “ Завод железобетонных конструкций “ Самарский “ ) принимает и использует на правах аренды земельный участок, относящийся к категории “ земли поселений “, имеющий кадастровый номер 63:01:07 42 003: 0002, находящийся по адресу : г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, 2 площадью 36318,30 кв. им,. Данный участок предоставляется под песчаный карьер. В пунктах 3.1-3.3 вышеуказанного договора контрагенты установили, что условия договора применяются к отношениям, существовавшим между ними с 14.03.2003 г. Срок действия договора истекает 13.03.2008 г. Договор вступает в силу с момента государственной регистрации. Из вышеуказанного следует, что волеизъявление контрагентов по договору от 10.06.2003 г. № 010907 з направлено на аренду земельного участка, относящегося к “землям поселений”. Согласно Решению исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 08.05.1081 г. № 306 “ Об отнесении лесов Куйбышевского опытно-показательного лесхоза к категориям защитности “а также согласно карте-схеме Самарского лесхоза, лесокадастровой книге по Самарскому лесхозу, спорный земельный участок находится в 50 квартале Пригородного лесничества. Самарского лесхоза ( ранее - Куйбышевский показательный лесхоз ) и относится к землям городских поселений, на которых расположены городские леса. В соответствии с ч.3 ст.3 Земельного Кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Таким образом, в силу ч.3 ст.3 Земельного Кодекса РФ и ч.1 ст.5 Лесного кодекса РФ отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения ) регулируются лесным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Лесного Кодекса РФ объектами лесных отношений являются: лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Статья 12 Лесного Кодекса РФ устанавливает, что нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов права пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим кодексом. | |||||||
Согласно абз.2 ст.22 Лесного кодекса РФ правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом. В соответствии со ст. 133 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно - оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. Статья 133 Лесного кодекса устанавливает, что использование лесов, не входящих в лесной фонд, определяется их назначением. Использование лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства, а в случае, если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. При значительной площади лесов, не входящих в лесной фонд, необходимо проведение лесоустройства. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный орган управления лесным хозяйством, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды. На основании абз.2 ст.10 Федерального закона от 07.07.2003 г. “ О введении в действие Земельного кодекса РФ “ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разрешения государственной собственности на землю, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Согласно абз.3 ст.19 Лесного кодекса РФ формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. На момент рассмотрения искового заявления Федеральный закон о форме собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, не принят. Решением Самарской Губернской Думы от 17.03.98г. №30 утвержден «Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений Самарской области», которым право распоряжения городскими лесами предоставлено органам местного самоуправления. Однако согласно ст.12 вышеуказанного Порядка, данный документ вступает в действие с момента разделения прав собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. В связи с тем, что федеральным законом формы собственности на городские леса не установлены, вышеуказанный Порядок не действует. В своем отзыве на иск Комитет по управлению имущества г. Самары ссылается на ст.19 Лесного кодекса РФ, согласно которой именно собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Вместе с тем, доказательств понесенных затрат на содержание городских лесов ответчиком не представлено. В соответствии с требованиями ст.74 Лесного кодекса РФ утвержден Проект организации и ведения лесного хозяйства Самарского лесхоза. Как следует из данного документа, общая площадь лесхоза составляет 38 565га, из них: городские леса -9 205га. В данном проекте центральное государственное лесоустроительное предприятие «Центрлеспроект» определило порядок использования городских лесов по аналогии с лесами, входящими в лесной фонд (л.д.51-55). Земли, на которых расположены городские леса, в распоряжение органов местного самоуправления не передавались, о чем свидетельствует письмо Главного управления МПР России по Самарской области от 10.06.02 №01-01-23/505 и другая переписка с государственными уполномоченными органами (л.д.56-60). Кроме того, письмом от 05.08.2002 г. № 15-07-10 /15949 Комитет по управлению имуществом г. Самары сам сообщает, что до настоящего времени городские леса не приняты по соответствующему акту в муниципальную собственность. ( л.д. 56 ). Согласно ч.2 ст.214 ГК РФ земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, до принятия Федерального закона, устанавливающего право собственности на городские леса, данные леса продолжают находиться в собственности Российской Федерации и подлежат учету и использованию в соответствии с действующим лесным законодательством. Одновременно следует отметить, что в договоре аренды земельного участка указано, что спорный участок предоставляется под песчаный карьер. Однако согласно статье 80 Лесного кодекса РФ предоставление участка городских лесов под песчаный карьер не является каким-либо видом лесопользования. Статья 66 Лесного кодекса РФустанавливает, что проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством. В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей природной среды. В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством выписывает лесорубочный билет. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов. Исходя из вышеизложенного и на основании ст.6 ГК РФ проведение в городских лесах работ, связанных с добычей полезных ископаемых, в частности, под песчаный карьер должно проводиться на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством. Согласно ст.53 Лесного кодекса РФ и Положению, утвержденному приказом МПР России от 03.12.2002 №787, данным органом управления лесным хозяйством, является Самарский лесхоз. Решением арбитражного суда Самарской области от 15.12.03 по делу №А55-13028/03-39 постановление Главы администрации города Самары от 14.03.2003 № 290 « Об утверждении проекта границ земельного участка и продлении ЗАО «Завод железобетонных конструкций «Самарский» срока аренды земельного участка, занимаемого песчаным карьером, расположенного по адресу: проспект Кирова, 2 в Промышленном районе», на основании которого был оформлен договор аренды земельного участка от 10.06.03 №010907з признано недействительным. На основании вышеизложенного, договор от 10.06.03 № 010907з на аренду земельного участка по песчаный карьер противоречит нормам гражданского, земельного и лесного законодательства. Таким образом, в силу ст. ст.166, 168 ГК РФ сделка, оформленная вышеуказанным договором аренды земельного участка, ничтожна. Исходя из вышеизложенного иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора, г. Тверь в лице Самарской межрайонной прокуратуры, г. Самара обоснован и подлежит удовлетворению. Расходы по уплате госпошлины в федеральный бюджет РФ относятся на ответчиков. Комитет по управлению имуществом г. Самары на основании ст.5 ФЗ «О государственной пошлине» освобожден от уплаты госпошлины в федеральный бюджет РФ. | |||||||
Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 176, 177, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд РЕШИЛ: 1.Иск удовлетворить. 2.Признать недействительной сделку, оформленную договором аренды земельного участка от 10.06.03 №010907з между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ЗАО «ЗЖБК «Самарский», г. Самара. 3.Взыскать с ЗАО «ЗЖБК «Самарский» в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2 000руб. 4.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. | |||||||
Судья Н.Д. Бибикова | |||||||
Н.Д. Бибикова | |||||||