ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-13102/13 от 13.09.2013 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

20 сентября 2013 года

Дело №

А55-13102/2013

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бубновым Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании 13 сентября 2013 года дело по заявлению

Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации

в городском округе Новокуйбышевск Самарской области

От 20 июня 2013 года №

к Новокуйбышевскому Муниципальному Предприятию «Городские электрические сети», г. Новокуйбышевск

О взыскании

при участии в заседании

от заинтересованного лица - Чурсина И.А. по доверенности от 18.07.2013

установил:

Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск Самарской области (далее – заявитель, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Новокуйбышевскому муниципальному предприятию «Городские электрические сети» (далее – страхователь, предприятие) с заявлением, согласно которому просит суд взыскать с общества штрафные санкции в сумме 48982 руб. 80 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением суда от 27.06.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьями 226, 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление и приложенные к нему документы размещены в электронном виде на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Указанным определением в срок до 19.07.2013 Новокуйбышевскому Муниципальному Предприятию «Городские электрические сети» предложено представить письменный отзыв на заявление по существу заявленных Пенсионным фондом требований. В срок до 06.08.2013 стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражения в обоснование своей позиции по рассматриваемому делу.

Определение суда от 27.06.2013 получено Пенсионным фондом 04.07.2013, что подтверждается уведомлением № 70321 о вручении почтового отправления заявителю.

Муниципальным предприятием определение суда от 27.06.2013 не получено, почтовое уведомление в суд не вернулось.

В соответствии с абзацем 4 пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Если же ко дню принятия решения по такому делу соответствующая информация в арбитражный суд не поступила, либо поступила, но очевидно свидетельствует о том, что лицо не имело возможности ознакомиться с материалами дела и представить возражения и доказательства в обоснование своей позиции в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 228 Кодекса, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства (часть 5 статьи 227 Кодекса).

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения дела по общим правилам искового производства по причине отсутствия сведений о надлежащем извещении предприятия, а также по причине необходимости выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств.

Определением суда от 08.08.2013 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании. Указанным определением предприятию повторно предложено представить письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных пенсионным фондом требований. Управлению Пенсионного фонда РФ предложено представить доказательства направления требования в адрес предприятия.

Также, указанным определением стороны поставлены в известность о том, что соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Заявитель, извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.

Предприятием представлен отзыв, согласно которому сложившуюся перед пенсионным фондом задолженность объясняет следующими обстоятельствами.

В период обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, обязанности главного бухгалтера предприятия исполняла Неделяева Татьяна Вячеславовна. В период с 06.02.2013 по 19.02.2013 указанное лицо находилось на больничном по уходу за больным членом семьи Неделяевым Арсением Сергеевичем.

Представитель страхователя также пояснила, что главный бухгалтер предприятия не только не приняла меры для своевременной сдачи отчета, но и не поставила в известность о сроках сдачи отчета руководство предприятия.

В результате указанных действий руководство предприятия не располагало информацией о наличии акта № 6 от 21.02.2013 об обнаружении фактов о правонарушении и уведомления № 05-6 от 21.02.2013 о приглашении страхователя на рассмотрение материалов проверки.

После получения отрицательного аудиторского заключения по итогам проверки 2011 года от аудитора, главный бухгалтер уволилась по собственному желанию 10.04.2013.

В настоящее время бухгалтерский и налоговый учет на предприятии приводится в соответствие нормативным актам по бухгалтерскому и налоговому учету за 2009-2012 годы.

На основании изложенного, заинтересованное лицо просит уменьшить сумму штрафа с учетом указанных выше смягчающих обстоятельств.

В соответствии со ст.156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени проведения судебного заседания.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав заинтересованное лицо, арбитражный суд считает заявленные Пенсионным Фондом требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001), страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 28 Федерального закона от 15.12.2001, страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Как установлено ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996), с учетом положений части 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, страхователи обязаны представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российское Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключившие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы).

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода (календарного года) страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (части 3 и 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

Сведения представляются в Пенсионный фонд в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов:

- для представления сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже - формы СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица» и СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц», утвержденные постановлением Правления Пенсионного фонда от 31.07.2006 № 192п.

- для представления сведений о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования - форма СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов -страхователями в пользу физического лица», утвержденная Постановлением Правления ПФР от 24.03.2011 № 59-п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда от 31.07.2006 № 192п».

При этом, согласно пункту 73 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п, сведения о сумме выплат и иных возна1раждспий, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица, представляются страхователями один раз в год, в отчетный период за календарный год и сопровождаются формой АДВ-6-4 «Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица».

В нарушение требований законодательства Новокуйбышевское муниципальное Предприятие «Городские электрические сети» не представлены в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2012 год.

Установленная законодательством дача окончания приема сведений не позднее 15.02.2013.

В результате проверки пенсионным фондом установлено, что предприятием сведения представлены только 20.02.2013.

В силу изложенного, предприятием нарушен п. 2 ст. 11 Закон № 27-ФЗ, что отражено фондом в акте проверки от 21.02.2013 № 6 своевременности предоставления сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете па обязательное пенсионное страхование.

О рассмотрении акта проверки предприятие уведомлено путем направления в его адрес уведомления от 21.02.2013 № 05-6. Вышеуказанный акт камеральной проверки направлен в адрес предприятия заказным письмом с уведомлением 22.02.2013.

Согласно уведомлению страхователь был приглашен на 26.03.2013 в 10 час. 00 мин. в Управление для рассмотрения вышеуказанного акта.

В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», лицо в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Предприятие на рассмотрение материалов акта не явилась, акт рассмотрен в отсутствии страхователя, возражений на вышеуказанный акт в установленный 15-дневный срок представлено не было.

Согласно представленному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год сумма финансовой санкции составляет 48982 руб. 80 коп.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответствен по за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производиться органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Таким образом сумма штрафных санкций составила 48982 руб. 80 коп.

26.03.2013 начальником Управления пенсионного фонда акт от 21.02.2013 № 6 рассмотрен, вынесено решение № 6 о привлечении страхователя к ответственности.

Требованием № 6 по состоянию на 18.04.2013, направленным страхователю, ему предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций за отчетный период 2012 год до 18.05.2013.

Из материалов следует, что до настоящего времени сумма штрафной санкции предприятием не оплачена.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд.

Согласно части 4 статьи 18 и части 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования», взыскание недоимки по страховым взносам и пени осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Частью 1 указанной статьи предусмотрен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, который не является исчерпывающим.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, целью налоговых санкций является обеспечение выполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещение ущерба, понесенного казной. Санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

С учетом положений пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей данного Кодекса.

Из материалов дела следует, что просрочка в предоставлении сведений за 2012 год составила 4 календарных дня.

Кроме того, данное правонарушение совершено заинтересованным лицом впервые, а также не повлекло возникновения недоимки по страховым взносам и соответственно бюджету Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области реального ущерба не причинено.

Доказательств обратного суду не представлено.

Также суд учитывает отсутствие у заинтересованного лица умысла на совершение правонарушения, отсутствие неблагоприятных последствий, нахождение главного бухгалтера в отпуске по уходу за ребенком в период с 06.02.2013 по 19.02.2013.

Указанные обстоятельства суд расценивает как смягчающие вину обстоятельства.

Из пояснений заинтересованного лица следует, что в настоящее время отчетность в Пенсионный фонд представляется своевременно. Доказательств обратного суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах требования Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области подлежат частичному удовлетворению в сумме 5000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на страхователя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Новокуйбышевского Муниципального Предприятия «Городские электрические сети», г. Новокуйбышевск в пользу Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области штрафные санкции в сумме 5000 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Новокуйбышевского Муниципального Предприятия «Городские электрические сети», г. Новокуйбышевск в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Е.В. Черномырдина