АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
26 августа 2011 года
Дело №А55-13121/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года.
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барановой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании 15 - 19 августа 2011 года (в судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал", г.Сызрань
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 329-3121-11/6 от 16.06.2011 года
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1(доверенность от 11.01.2011г., паспорт);
от административного органа - представитель ФИО2 (доверенность от 13.12.2010г., паспорт);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" (далее – ООО "Сызраньводоканал", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.06.2011г. по делу об административном правонарушении № 329-3121-11/6 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 руб. по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, возражениях на отзыв заинтересованного лица.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) против удовлетворения заявленных требований возражало по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, оспариваемым Постановлением Самарского УФАС России ООО «Сызраньводоканал» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета лежит на тех организациях, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 №178 утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, в целях соблюдения требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов обязаны руководствоваться Примерной формой, в частности в направляемых предложениях должны быть отражены основные положения Примерной формы, которые позволят потребителям получить всю необходимую информацию, предусмотренную Законом об энергосбережении, в том числе: 1) о том, что Закон об энергосбережении вступил в силу; 2) данная организация осуществляет деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов; 3) данная организация не в праве отказать в заключении договора по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов; 4) данная организация в некоторых случаях обязана при заключении договора по установке замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов предоставить рассрочку в оплате сроком на 5 лет равными долями с даты заключения договора; 5) должна быть указана контактная информация, где возможно получение более подробной информации, в том числе возможности ознакомления с каталогом приборов учета, ценами на их установку, а также ценами на оказание услуг по эксплуатации приборов учета данной организации.
Согласно части 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4.1.9 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30 (далее - Положение о территориальном органе), территориальный антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В целях осуществления контроля за соблюдением требований пункта 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, на основании пункта 5.16 Положения о территориальном органе, Самарское УФАС России направило запрос информации от 02.06.2011 № 6174/6.
По сведениям, представленным ООО «Сызраньводоканал», количество лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, которые подключены к системам водоснабжения ООО «Сызраньводоканал» - 4, приборы учета необходимо установить всем лицам.
Собственников домов, дачных (садовых) домов и собственников помещений в многоквартирных домах подключенных к системам водоснабжения ООО «Сызраньводоканал» (согласно количеству лицевых счетов) всего 17962, приборы учета необходимо установить 5331 собственникам.
Лица, представляющие интересы собственников, указанные в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении (садоводческие некоммерческие товарищества, подключенные к системам водоснабжения ООО «Сызраньводоканал») отсутвуют.
ООО «Сызраньводоканал» сообщило, что предложения об оснащении приборами учета направлены абонентам путем размещения на квитанциях об оплате коммунальных ресурсов, с приложением копии одной квитанции за июнь 2011 года.
Причем из текста, размещенного на квитанции, следует только напоминание о необходимости установки приборов учета, то есть содержание текста не содержит предложение гражданам об оснащении приборами учета.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении ООО «Сызраньводоканал» представило копии двух уведомлений жильцам честного сектора об установке приборов учета следующего содержания: «ООО «Сызраньводоканал» уведомляет Вас, что до 01 апреля 2010 в связи с изменениями в действующем законодательстве Вам необходимо установить водомер и сдать его в эксплуатацию в абонентскую службу ООО «Сызраньводоканал» по истечении указанного срока подача воды в Ваш жилой дом будет ограничена нормативным уровнем. Во избежание ограничения подачи воды, предлагаем Вам установить приборы учета, которые позволят упростить порядок оплаты за водоснабжение. По вопросу стоимости установки водомеров обращайтесь в абонентский отдел ООО «Сызраньводоканал» по адресу: ул.Комарова, 5, тел. <***>. Возможна установка в кредит».
Доказательств получения данных уведомлений гражданами не представлено.
Данные уведомления не содержат сведений, предусмотренных формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178.
Кроме того, в данных уведомлениях неправильно указана дата, до которой Закон об энергосбережении устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по обеспечению оснащения домов приборами учета воды. Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.
ООО «Сызраньводоканал» представило копии предложений, направленных в адрес лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов - ООО «УК №1», ООО «УК №2», ООО «УК ЖЭС», ООО «УК Новокашпирская» с отметками об их получении. Данные уведомления соответствуют ООО установленной форме.
Таким образом, ООО «Сызраньводоканал» не исполнило в полном объеме требование, установленное частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Факт совершения правонарушения ООО «Сызраньводоканал» подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 329-3121-11/6.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении организацией, указанной в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, требования о предоставлении собственникам жилых домов, указанных в части 5 указанной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, предложений об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 вышеуказанной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляет такая организация.
При этом в результате анализа представленных по запросу документов и ответа ООО «Сызраньводоканал» административным органом были непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в бездействии Общества, что в силу пункта 1) части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.
В связи с наличием административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ в отношении ООО «Сызраньводоканал» 14.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела №130-7176-11/6 об административном правонарушении ООО "Сызраньводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 100 тысяч рублей.
Антимонопольный орган обоснованно установил наличие вины в действиях предприятия.
Общество является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 9.16 Кодекса, поскольку осуществляет снабжение энергетическими ресурсами (холодной водой), обязано соблюдать положения, предусмотренные частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
В своем заявлении ООО «Сызраньводоканал» указывает, что оно вносило всем лицам, не имеющим приборы учета предложения об оснащении приборами учета путем размещения на квитанциях, а также гражданам направлялись уведомления об оснащении приборами учета.
В подтверждение доводов об исполнении части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении ООО «Сызраньводоканал» сообщило и представило доказательства, что разместило предложения:
1)путем направления предложений гражданам, проживающим в жилых домах;
2)в квитанциях на оплату коммунальных услуг;
3)путем направления предложений об оснащении приборов учета лицам ответственным за содержание многоквартирных домов.
Суд считает, что ООО «Сызраньводоканал» не выполнило требования части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении полностью в силу следующего.
Уведомления, представленные ООО «Сызраньводоканал» в УФАС, направленные двум жильцам частного сектора из 5331, не подтверждают выполнение требований части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении. Кроме того, даже эти уведомления не содержат сведений, предусмотренных формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178 и отсутствуют доказательства получения гражданами данных уведомлений.
Копия квитанции об оплате коммунальных ресурсов за июнь 2011 года, в которой указано: «напоминаем Вам о необходимости установки приборов учета» не содержит предложение об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах, представленные в антимонопольный орган уведомления и квитанции не свидетельствуют о выполнении требований, установленных частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Исходя из содержания приведенной нормы статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ выполнением установленной в ней обязанности является направление необходимой информации конкретным адресатам, что подтверждается и утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178 примерной формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, содержащей в качестве обязательного реквизита наименование потребителя - физического или юридического лица.
Доказательствами надлежащего исполнения требования о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов могут являться:
почтовое уведомление о вручении отправления;
телеграфное уведомление о вручении отправления;
копия уведомления лиц, указанных в части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, с отметкой о принятии;
подтверждение органа (организации), входящего в систему органов фельдъегерской связи, о вручении уведомления;
иное документальное подтверждение получения предложения лицами, указанными в части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Представленные в суд Предложения по оснащению приборами учета холодного водоснабжения, врученные согласно отметок 30-ти собственникам (л.д. 25-54) также не подтверждают исполнение заявителем требований, установленных частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, в отношении остальных собственников жилых домов, указанных в части 5 указанной статьи.
Также судом обращено внимание на то, что по объяснениям заявителя и согласно имеющимся отметкам на предложениях об оснащении приборами учета холодного водоснабжения (л.д. 25-54) они были вручены собственникам домов в апреле 2010 года.
Текст (за исключением двух абзацев Примерной формы, которые опущены в представленных заявителем предложениях) полностью идентичен тексту Примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178.
Между тем, указанный приказ вместе с Примерной формой были опубликованы "Российская газета", N 118 лишь 02.06.2010 (вступила в силу 13.06.2010) и текст данной формы не мог быть известен Обществу в апреле.
Указанные обстоятельства в совокупности с тем, что представленные предложения об оснащении приборами учета холодного водоснабжения (л.д. 25-54) отсутствовали на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и не были представлены антимонопольному органу ни при составлении протокола, ни при вынесении оспариваемого постановления, свидетельствуют о недостоверности представленных заявителем доказательств.
Согласно объяснениям заявителя им не направлялись соответствующие предложения об оснащении приборами учета холодного водоснабжения собственникам домов после утверждения Примерной формы приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178.
Кроме того, заявителем и не отрицается, что соответствующие предложения об установке приборов учета холодного водоснабжения не направлялись собственникам помещений в многоквартирных домах, а направлялись только управляющим компаниям.
Предложения об оснащении приборами учета, направленные в управляющие компании, не доказывают представление таких предложений другим лицам, указанным в части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
По мнению заявителя, продажу энергоресурсов для жителей многоквартирных домов осуществляют управляющие организации, в связи, с чем в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении именно они обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Данный довод является неосновательным и противоречит нормам Закона об энергосбережении.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, в случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Однако управляющие организации не осуществляет продажу воды на основании публичного договора и Закон об энергосбережении не возлагает на лиц, ответственных за содержание дома обязанность предоставления лицам, указанным в части 10 статьи 13 данного закона, предложения об оснащении объектов приборами учета энергоресурсов.
Напротив в пункте 10 статьи 13 указано, что в случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, она обязана предоставить соответствующую информацию не только собственникам, но и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, то есть как раз управляющим организациям.
Согласно статье 13 Закона об энергосбережении (части 9, 10) обязанность по представлению предложений об оснащении приборами учета лицам, указанным в части 10 статьи 13 данного закона, возложена на организации, которые осуществляют снабжение энергоресурсами, в том числе водой.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении организацией, указанной в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, требования о предоставлении собственникам жилых домов, указанных в части 5 указанной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, предложений об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 вышеуказанной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляет такая организация.
Таким образом, ООО «Сызраньводоканал» не исполнило в полном объеме требование, установленное частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Допущенное заявителем нарушение не является малозначительным.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 и 18.1 Постановления от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом «Об энергосбережении...» затронуло имущественные интересы большого количества граждан-потребителей энергоресурсов; создало препятствия для реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Такие обстоятельства как трудности в выполнении требований указанного затруднительность организации мероприятий, связанных с исполнением требований закона в срок, установленный Федеральным Законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., финансовые трудности Общества, не могут свидетельствовать об отсутствии вины или малозначительности совершенного административного правонарушения, а подлежат учету только в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.
Между тем, размер административного штрафа, назначенного ООО «Сызраньводоканал», составил 100 тысяч рублей и является минимальным в пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.
Как указано в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении статьи 4.2 КоАП РФ и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Постановление Самарского УФАС России и порядок его принятия соответствуют закону.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Сызраньводоканал» составлен уполномоченным лицом в соответствии с частью 1, 4 статьи 28.3 КоАП РФ и Приказом ФАС России от 19.11.2004 г. № 180.
Самарским УФАС России соблюдены процессуальные требования КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Письмом от 02.06.2011 № 6174/6 ООО «Сызраньводоканал» было уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении.
14.06.2011г. был составлен протокол об административном правонарушении по делу № 329-3121-11/6 (исх. № 6476/6 от 14.06.2011г.), который в соответствии с частью 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был вручен представителю ООО «Сызраньводоканал».
На составлении протокола присутствовал представитель ООО «Сызраньводоканал» ФИО3 (доверенность от 14.06.2011 № 26).
В протоколе об административном правонарушении указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение, объяснение представителя Общества, в отношении которого возбуждено дело.
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом - заместителем руководителя Самарского УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ; постановление принято в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемое постановление Самарского УФАС России и порядок его принятия соответствуют закону, и основания для его отмены отсутствуют. При указанных обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-182, 210-211, ч. 4 ст. 208
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.06.2011 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 329-3121-11/6 отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
О.В. Мешкова