АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
11 ноября 2015 года
Дело №
А55-13168/2015
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Бутовым А.С., после перерыва помощником судьи Назаркиной О.М.,
рассмотрев в судебном заседании 28 октября – 03 ноября 2015 года дело по заявлению
Товарищества собственников жилья № 215
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
с участием третьего лица:
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
о признании недействительным предписания
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО2, по доверенности от 08.05.2015
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 02.03.2015
от третьего лица – не явился, извещен
установил:
Товарищество собственников жилья № 215 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании недействительным предписания № СКир-209185 от 24.03.2015 года.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 03 ноября 2015 года.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв не представил.
Исследовав материалы дела, выслушав позицию представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, многоквартирным домом по адресу: <...> управляет ТСЖ № 215 (далее Заявитель). На основании Устава и ст.ст. 137, 138 ЖК РФ Заявитель осуществляет эксплуатацию многоквартирного дома, обеспечивает надлежащее техническое и санитарное состояние общего имущества.
Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании распоряжения № СКир-209185 от 20.02.2015 руководителя инспекции, в связи с обращением гражданина № 1164-ц от 26.01.2015, была проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного надзора по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.
Указанное распоряжение и запрос о предоставлении информации были своевременно направлены в адрес Заявителя, и получены ТСЖ. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются Заявителем.
По результатам проверки Инспекцией 24.03.2015 был составлен акт № СКир-209185, выявлено, что методика расчета, применяемая ТСЖ, не соответствует требованиям действующего законодательства.
По факту выявленного нарушения ТСЖ выдано предписание № СКир-209185 от 24.03.2015, которым Заявителю предписано устранить выявленные нарушения в трехмесячный срок, до 24.06.2015.
Заявитель считает данное предписание незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации", то есть в компетенцию собрания собственников помещений в многоквартирном доме изменение правил предоставления коммунальных услуг гражданам не входит.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30.06.2012 (приказ Министерства от 13.09.2012 N 207).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению в жилых помещениях определяется на основании установленных нормативов потребления и тарифа на тепловую энергию, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что учет размера платы за коммунальные услуги по отоплению в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета определяется по формуле: Poi = Si x Vt x Tt, где Si - площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома кв. м; Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); Tt - тариф на тепловую энергию, установленный постановлением главы г.о. Самара (руб./Гкал). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год для расчета используется норматив потребления тепловой энергии на отопление.
В силу пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что 04.01.2014 состоялось общее собрание собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, по результатам которого было принято решение: формировать Фонд капитального ремонта за счет аккумулируемых на расчетном счете ТСЖ № 215 средств от экономии по оплате теплоэнергии (собственники жилья оплачивают в соответствии с нормативами, ТСЖ № 215 производит оплату за фактически поставленную теплоэнергию согласно общедомовому прибору учета). Перечисление средств с расчетного счета ТСЖ № 215 на счет Фонда проводить ежемесячно в сумме, равной 5 руб. 84 коп. за 1 кв.м площади. Оставшуюся часть сэкономленных средств использовать на текущий ремонт дома в 2014 году.
Вторым вопросом были утверждены виды работ за счет сэкономленных денежных средств по оплате теплоэнергии провести следующие ремонтные работы в 2014 году: ремонт подъездов, ремонт отмостков с двух сторон фасада, замену светильников с электрическими лампами на энергосберегающие лампы (светодиодные).
Указанное решение общего собрания никем не обжаловалось и не отменялось, собственниками помещений исполняется полностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Собственники помещений обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.
Владельцем специального счета для взносов на капитальный ремонт общего имущества в указанном доме является Заявитель.
На основании вышеуказанного протокола общего собрания собственников помещений, собственники решили формировать Фонд капитального ремонта за счет аккумулируемых на расчетном счете ТСЖ № 215 средств от экономии по оплате теплоэнергии и на оставшиеся средства провести капитальный ремонт.
Статья 44 ЖК РФ, устанавливая вопросы, входящие в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, подп. 5 ч. 2 содержит формулировку, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут относиться и другие вопросы, не указанные непосредственно в данной статье, но отнесенные к таковым именно ЖК РФ.
Согласно ст. 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно решению собственников, Заявитель денежные средства, полученные в результате корректировки платы за коммунальные услуги по отоплению за 2014 год, использовал в начислениях за капитальный ремонт и произвел выше утвержденные работы по текущему ремонту общего имущества.
Обратного суду не представлено.
Обязательства по оплате услуг за поставку отопления выполняются ТСЖ в полном объеме, претензий по оплате нет.
Обратного суду не представлено.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования по оспариванию предписания о возложении на ТСЖ № 215 обязанности производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, в соответствии с пунктом 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, подлежат удовлетворению.
Также ТСЖ заявлены требования о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
В обоснование указанного требования Заявителем представлены договор на оказание юридических услуг № 023/15 от 08.05.2015, заключенный между ТСЖ № 215 (Заказчик) и ООО «Право и ЖКХ», (Исполнитель), в соответствии с которым Исполнитель обязуется представлять интересы Заказчика в арбитражном суде Самарской области по обжалованию предписания ГЖИ № СКир-209185 от 24.03.2015, платежное поручение № 68 от 13.05.2015, которым по договору № 023/15 от 08.05.2015 на оказание юридических услуг оплачено Заявителем Обществу «Право и ЖКХ» 10000 руб.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2004 N 454-О указал, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах - является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Информационного письма от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" определил, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Суд, при определении размера расходов, подлежащих возмещению Заявителя, учитывает степень сложности дела, объем произведенной работы, знание представителем Заявителя законодательства и судебной практики, владение научными доктринами, а также время непосредственного участия представителя в судебном процессе и качество оказанных юридических услуг.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что представителями по доверенностям подготовлено рассматриваемое заявление, представители ТСЖ участвовали в судебных заседаниях.
Учитывая указанные обстоятельства, и принимая во внимание решение совета палаты адвокатов Самарской области от 29.01.2015 об установлении минимальных ставок гонорара за оказание юридической помощи, суд пришел к выводу о том, что заявленные расходы в размере 10 000 руб. подлежат отнесению на ГЖИ Самарской области.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в суд) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина для организаций составляет 3 000 руб.
При подаче заявления ТСЖ № 215 оплатило государственную пошлину в размере 6000 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением № 74 от 15.05.2015.
В связи с тем, что в порядке статьи 110 АПК РФ возмещаются затраты стороны, понесенные в связи с рассмотрением заявленных ею и удовлетворенных требований, с Государственной жилищной инспекции Самарской области подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Излишне перечисленная по платежному поручению № 74 от 15.05.2015 при подаче заявления в Арбитражный суд Самарской области госпошлина в сумме 3000 руб. 00 коп. подлежит возвращению из Федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области № СКир-209185 от 24.03.2015 признать недействительным.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области в пользу Товарищества собственников жилья № 215 расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000,00 рублей.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области в пользу Товарищества собственников жилья № 215 расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей.
Возвратить Товариществу собственников жилья № 215 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1