ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-13237/11 от 25.08.2011 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

01 сентября 2011 года

Дело №А55-13237/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барановой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании 25 августа 2011 года дело по заявлению

Муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский метрополитен", г.Самара

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара

о признании незаконным и отмене постановления от 22.06.2011г. по делу об административном правонарушении № 287-7451-11/5

при участии в заседании

от заявителя – представитель Бобылева М.В. (доверенность от 16.02.2011г., паспорт);

от административного органа - представитель Воложанинова Ю.В. (доверенность от 12.01.2011г., служебное удостоверение);

установил: Муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен» (далее - МП «Самарский метрополитен», предприятие) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22.06.2011г. по делу об административном правонарушении № 287-7451-11/5 о наложении штрафа в размере 200000 руб. на основании статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При этом предприятием заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование данного постановления, поскольку оно было получено им только 27.06.2011 года.

В судебном заседании представитель МП «Самарский метрополитен поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях по делу.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее -Управление) не признает требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных объяснениях по делу, указывая на доказанность события административного правонарушения и вины предприятия, отсутствие признаков малозначительности совершенного деяния.

Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование постановления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения в связи с тем, что он не был пропущен предприятием.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.

Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ в 3 в процессуальные сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Штампом входящей корреспонденции МП «Самарский метрополитен» (вх. № 772) на первом листе оспариваемого постановления и записью в журнале регистрации входящей корреспонденции подтверждается факт получения МП «Самарский метрополитен» постановления 27 июня 2011.

В связи с изложенным заявление МП «Самарский метрополитен» об оспаривании постановления УФАС по СО от 22 июня 2011 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 287-7451-1/5 было подано в суд 08.07.2011 года, то есть в пределах установленного срока.

Рассмотрев дело по существу, судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ об электроэнергетике (далее - Закон об электроэнергетике) субъекты естественных монополий в электроэнергетике обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

Согласно определению основных понятий, установленных в статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее -Закон N 147-ФЗ), субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона N147-ФЗ Заявитель осуществляет свою производственную деятельность по передаче электрической энергии, которая относиться к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее Стандарты раскрытия информации), настоящий документ в соответствии со статьями 21 и 22 Закона об электроэнергетике устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), субъекты розничных рынков -участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 вышеуказанных Правил, субъектами розничного рынка являются, в том числе сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с Законом об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

МП "Самарский метрополитен» является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к объектам электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с Приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области N81 от 27.12.2010, №84 от 29.12.2010г. установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям МП «Самарский метрополитен».

Следовательно, МП «Самарский метрополитен» является субъектом естественной монополии, субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевая организация) и обязана в соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

Стандартами установлены требования к стандарту информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Стандартами предусмотрена обязанность субъектов рынка электрической энергии раскрывать поименованную в п. 9 информацию, а именно:

а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);

б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);

в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии:

подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;

отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.

Пунктом 11 стандартов установлен перечень информации, подлежащей раскрытию сетевой организацией помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа:

а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;

б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:

о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:

об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;

об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;

о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;

о затратах на оплату потерь, в том числе:

о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;

об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;

о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;

о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;

о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;

о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;

о техническом состоянии сетей, в том числе:

о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;

об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;

о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше;

о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);

в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:

поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;

заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;

аннулированных заявок на технологическое присоединение;

выполненных присоединений и присоединенной мощности;

г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;

д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;

е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;

ж) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:

отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.);

з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:

о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);

о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.

В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации (п. 3 Стандартов раскрытия информации).

Исходя из пункта 10 Стандартов (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 г. N 609) информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и(или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

Согласно пункту 11(1) Стандартов информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в подпункте "в" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.

В соответствии с пунктом 12 Стандартов, Информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.

Информация, указанная в абзаце семнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.

Информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.

Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 года № 24 Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области был направлен запрос № 5454/5 от 16.05.2011 г. о предоставлении сведений о раскрытии информации в адрес МП «Самарский метрополитен».

МП «Самарский метрополитен» представило письмо (исх. № 152/14 от 20.05.2011г.) о том, что информацию для потребителей размещает по адресу: http: //www, smrm. ru/tariffs.html. Интернет-сайт http://www.smrm.ru был создан 24.03.2011г., что подтверждается выпиской из базы доменных имен (Приложение № 3).

Также в письме МП «Самарский метрополитен» (исх. № 150/14 от 20.05.2011г.) сообщалось, что информация об адресе интернет-сайта будет опубликована 21.05.2011 в печатном издании «Волжская коммуна». Запрошенное Управлением в п. 7 письма исх. № 5454/5 от 16.05.2011г. печатное издании, в котором раскрывалась информация, в Самарское УФАС России представлено не было.

Позднее была представлена копия газеты «Волжская коммуна» № 178 (27613) от 21.05.2011г. (Приложение № 4), в которой была опубликована информация о том, что «согласно постановлению РФ от 21.01.2004 № 24 МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» доводит до сведения, что с информацией о деятельности предприятия можно ознакомиться на сайте www.smrm.ru/tariffs.html.

Так как интернет-сайт http://www.smrm.ru, на котором МП «Самарский метрополитен» публикует сведения, создан только 24.03.2011г., соответственно, до 24.03.2011г. Заявитель вообще не раскрывал информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, изучив представленные документы и, произведя осмотр интернет-сайта, Самарский УФАС России пришел к выводу о допущенных МП «Самарский метрополитен» нарушениях порядка, способов и сроков раскрытия информации в печатном издании и электронном средстве массовой информации в 2010 и 2011 годах, в связи с чем 25.05.2011 был составлен протокол об административном правонарушении № 287-7451-11/5.

Постановлением от 22 июня 2011 г. № 287-7451-1/5 МП «Самарский метрополитен» привлечено к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ за нарушение субъектом розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации.

Из текста оспариваемого постановления и протокола от 25 мая 2011 г. видно, что в вину МП «Самарский метрополитен» вменяется:

нераскрытие в печатном издании информации в виде годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка) в срок до 01 июня 2010 г. (в постановлении с учетом определения исправления опечатки – в срок до 01 июня 2011 года) - подпункт «а» пункта 9 Стандартов;

нарушение пункта 3 (1) Стандартов, в том числе ненаправление в УФАС по СО сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами, в течение 15 дней со дня опубликования соответствующей информации;

нераскрытие посредством публикации на сайте в сети Интернет информации об условиях договора об осуществлении технологического присоединения с указанием типовых форм договоров, а также перечня мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, о сроках их исполнения и источниках финансирования, сведений о техническом состоянии сетей, в срок до 01 марта 2011 г.- подпункты «б», «д» пункта 11 Стандартов.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд полагает, что Управление неправомерно привлекло МП «Самарский метрополитен» к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ за ненаправление в административный орган сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами, в течение 15 дней со дня опубликования соответствующей информации.

Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение, в частности, субъектом розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу «интересованных лиц.

Анализ данной правовой нормы свидетельствует о том, что диспозиция статьи 9.15 КоАП РФ не содержит указание на противоправное деяние, выраженное в нарушении срока направления сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации.

Таким образом, статьей 9,15 КоАП РФ, не предусмотрена административная ответственность за нарушение пункта 3(1) Стандартов - ненаправление в установленные сроки сведений о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации.

Установленная в пункте 3(1) Стандартов обязанность по уведомлению уполномоченного органа в определенный срок именно после опубликования информации свидетельствует о том. что уведомление не является частью процесса опубликования. Анализ нормы пункта 3(1) Стандартов позволяет сделать вывод, что законодатель разграничивает действия по опубликованию информации и действия по направлению опубликованной информации в уполномоченный орган. Иной вывод привел бы к расширительному толкованию названной нормы об административной ответственности, что в данном случае не допустимо.

Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что УФАС по СО неправомерно вменило в вину МП «Самарский метрополитен» нарушение Стандартов в части непредставления в административный орган сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами.

Данный вывод согласуется, в частности, с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10 июня 2011 г. по делу №А26-10746/2010.

Согласно принципам презумпции невиновности, закрепленными в положениях статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу пункта 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609 в Стандарты введен пункт 10, согласно которому информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и разъяснениям, данным в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Вступившим в законную силу на момент привлечения общества к административной ответственности Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609 в действующие Стандарты внесены изменения, в том числе предоставляющие возможность альтернативного способа размещения информации, указанной в подпункте "а" пункта 9.

Также указанным Постановлением в Стандарты введен пункт 3(1), предоставляющей организациям возможность при публикации в официальных печатных изданиях сведений о составе и характере раскрываемой информации ссылаться на адрес сайта в сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.

Таким образом, принципиальная обязанность субъектов рынков электрической энергии публиковать сведения о составе и характере раскрываемой информации в печатных изданиях сохранена.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодательством строго регламентирован порядок его составление и содержание.

Исходя из требований статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении наряду с другими обязательными сведениями указываются время совершения и событие административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении от 25.05.2011 года указано на то, что административное правонарушение совершено в 2010, 2011 годах, и, в частности, нарушен пп. А) п. 9 Стандартов раскрытия информации – 01 июня 2010 года.

Аналогично было казано время совершения правонарушения и в оспариваемом постановлении.

Затем определением от 29.07.2011 года Управление исправило в тексте постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении на странице 9 допущенную опечатку, заменив время совершения правонарушения с «01 июня 2010 г.» на «01 июня 2011г.».

Однако в тексте постановления на странице 8 по прежнему осталось указано, что заявителем не была опубликована информация, предусмотренная пп. а) п. 9 Стандартов до 01.06.2010 в печатном издании.

Является безосновательным утверждение Управления о возможности в рассматриваемом конкретном случае исправления в протоколе времени совершения правонарушения посредством исправления опечатки в постановлении о привлечении к ответственности.

Во-первых, статья 29.12.1 КоАП РФ предусматривает исправление опечаток в постановлении и определении по делу об административном правонарушении, но не содержит положений о возможности исправления опечаток в протоколе по делу об административном правонарушении. Статья 29.12.1 КоАП РФ исчерпывающе определяет перечень документов, которые могут быть исправлены посредством вынесения исправлении опечатки, и не подлежит расширительному толкованию.

Во-вторых, с учетом определения об исправлении опечатки получается, что датой совершения правонарушения по подпункту «а» пункта 9 Стандартов раскрытия информации является 01 июня 2011 г. Таким образом, уже 25 мая 2011 г. еще до истечения срока на раскрытие информации административный орган констатирует тот факт, что 01 июня 2011 г. МП «Самарский метрополитен» совершило административное правонарушение.

Данное обстоятельство свидетельствует о неправомерности привлечения предприятия за нарушение порядка и соков раскрытия информации, предусмотренной пп. а) п. 9 Стандартов, поскольку в абзаце 2 пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, административным органом допущены существенные нарушения порядка составления протокола об административном правонарушении в виде отсутствия точных сведений о времени совершения правонарушения, препятствующего определению сроков давности.

Если же признать установленной дату нарушения в указанной части 01.06.2010 по раскрытию информации за 2009 год, то следует учитывать следующее.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Поскольку пунктом 10 Стандартов прямо предусмотрено, что последним днем публикации в средствах массовой информации предусмотренной подпунктом «а» пункта 9 информации, является 01 июня, то административное правонарушение, выразившееся в неопубликовании в средствах массовой информации годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г., является оконченным 01 июня 2010 г.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ последним днем привлечения МП «Самарский метрополитен» к административной ответственности за неопубликование в средствах массовой информации годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009г. является 01 июня 2011 г.

Оспариваемое постановление вынесено Управления 22 июня 2011 г., т.е. по истечении годичного срока давности.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является, в частности, истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января „003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа.

При таких обстоятельствах является неправомерным привлечение МП «Самарский метрополитен» к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ за неопубликование в средствах массовой информации годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г.

Вместе с тем, суд считает, что в деянии МП «Самарский метрополитен» антимонопольный орган обоснованно установил состав нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 12 Стандартов, Информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.

Информация, указанная в абзаце семнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.

Информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.

Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур.

Согласно протоколу и постановлению правонарушение имело место в 2010 и 2011 годах.

Доказательств своевременно и в полном объеме раскрытия информации, предусмотренной пунктом 11 Стандартов в сроки, указанные в пункте 12 Стандартов, МП «Самарский метрополитен» в 2010 и 2011 году не представил суду (ежеквартальное, ежемесячное).

Как видно из материалов дела, МП «Самарский метрополитен» представило письмо (исх. № 152/14 от 20.05.2011г.) о том, что информацию для потребителей размещает по адресу: http: //www, smrm. ru/tariffs.html. Интернет-сайт http://www.smrm.ru был создан 24.03.2011г., что подтверждается выпиской из базы доменных имен.

Также в письме МП «Самарский метрополитен» (исх. № 150/14 от 20.05.2011г.) сообщалось, что информация об адресе интернет-сайта будет опубликована 21.05.2011 в печатном издании «Волжская коммуна». Запрошенное Управлением в п. 7 письма исх. № 5454/5 от 16.05.2011г. печатное издании, в котором раскрывалась информация, в Самарское УФАС России представлено не было.

Позднее была представлена копия газеты «Волжская коммуна» № 178 (27613) от 21.05.2011г., в которой была опубликована информация о том, что «согласно постановлению РФ от 21.01.2004 № 24 МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» доводит до сведения, что с информацией о деятельности предприятия можно ознакомиться на сайте www.smrm.ru/tariffs.html.

Так как интернет-сайт http://www.smrm.ru, на котором МП «Самарский метрополитен» публикует сведения, создан только 24.03.2011г., соответственно, до 24.03.2011г. Заявитель вообще не раскрывал информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации и в частности, указанной в пункте 11 Стандартов. Доказательств обратного заявителем не представлено ни административному органу, ни суду.

Кроме того, в опубликованной на сайте в 2011 году информации выявлены нарушения по по п.п. б), д). п. 11 Стандартов раскрытия информации, по п. 3(1) Стандартов раскрытия информации.

По нарушению п.п. д) п. 11 Стандартов раскрытия информации, п.п. б) п. 11 Стандартов раскрытия информации возражений в направленном МП «Самарский метрополитен» заявлении не содержится.

В соответствии с п.п. д) п. 11) не были размещены сведения об условиях договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм данных договоров.

Данная информация в соответствии с пунктом 12 подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством РФ, ежегодно, до 1 марта.

Отсутствует предусмотренный п.п. б) п. 11 перечень мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования, сведения о техническом состоянии сетей.

Данная информация также в соответствии с пунктом 12 подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством РФ, ежегодно, до 1 марта.

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно пункту 3(2) Стандартов
 раскрытия информации, субъекты рынков электрической энергии, являющиеся
 субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:

а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в
 соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
 публикуются официальные материалы органов государственной власти;

б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и
 (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством
 Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой
 деятельности субъектов естественных монополий;

в) предоставления по письменному запросу потребителей.

В соответствии с п. 3 (1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.

В представленной копии газеты «Волжская коммуна» № 178 (27613) от 21.05.2011г. МП «Самарский метрополитен» не раскрыло сведения о составе и характере раскрываемой на сайте информации.

В газете содержалась только информация о том, что «согласно постановлению РФ от 21.01.2004 № 24 МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» доводит до сведения, что с информацией о деятельности предприятия можно ознакомиться на сайте www.smrm.ru/tariffs.html».

Таким образом, МП «Самарский метрополитен» нарушило установленный Стандартами раскрытия информации порядок опубликования информации, не опубликовав в официальном печатном издании сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.

Изложенный вывод содержится в обжалуемом постановлении, в котором указано на нарушение п. 3 (1) Стандартов раскрытия информации, в связи с чем, довод Заявителя о не нарушении указанного пункта не может быть принят во внимание.

Согласно пункту 3 (I) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.

В пункте 4 Стандартов раскрытия информации определено, что фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более I календарного года.

Интернет-сайт http://www.smrm.ru, на котором Заявитель разместил информацию, был создан только 24.03.2011г.

Таким образом, информация раскрыта не в установленные сроки. До 24.03.2011г. МП «Самарский метрополитен» вообще не размещало обязательной к раскрытия информации.

В печатном издании сведения о составе и характере раскрываемой на сайте информации со ссылкой на его адрес опубликованы не были.

Следовательно, антимонопольным органом обоснованно установлено, что МП «Самарский метрополитен» совершено административное правонарушение в части нарушения установленных Стандартами раскрытия информации порядка и сроков раскрытия информации в печатном издании и в сети Интернет. Предприятие правомерно привлечено к ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде минимального штрафа в размере 200000 руб. с учетом всех смягчающих ответственность обстоятельств и принятых мер к устранению нарушения.

Довод заявителя о малозначительности правонарушения судом отклоняется.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 того же Постановления разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Довод Общества о том, что в его адрес до настоящего времени не поступало письменных запросов заинтересованных лиц о предоставлении информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации, не может служить основанием для освобождения от ответственности.

Данное правонарушение, исходя из конкретных обстоятельств дела, не может быть признано малозначительным, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, поскольку повлекло нарушение установленного государством порядка раскрытия информации, создало препятствия для реализации государственной политики в области антимонопольного регулирования, регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики, ограничило и затруднило обеспечение доступа к подлежащей раскрытию информации неограниченного круга лиц.

О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к категории значительных.

Вмененный заявителю состав правонарушения является формальным, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих обязанностей.

Бездействие МП «Самарский метрополитен» совершалось на протяжении длительного времени.

Необходимо отметить, что Постановление Правительства РФ от 21.01.2004г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» вступило в силу и действует с 07.02.2004г.

МП «Самарский метрополитен» включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области по услугам по передаче Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 02.07.2004 № 14-р.

Следовательно, более шести лет Заявитель не выполнял предусмотренную для сетевой организации обязанность по раскрытию информации, что не могло быть не учтено антимонопольным органом и судом, поскольку свидетельствует о пренебрежительном отношении к выполнению публичных обязанностей.

Кроме того, представленные антимонопольным органом материалы свидетельствуют о том, что до настоящего времени нарушение Постановления № 24 со стороны заявителя продолжается, что создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, так как Общество не руководствуется в своей деятельности действующими нормативными правовыми актами, не осознает противоправный характер своих действий.

Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, непредставление предприятием доказательств принятия каких-либо мер к своевременному раскрытию информации, предусмотренной Стандартами, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Такие обстоятельства как социальная значимость предприятия, его финансовые трудности, связанных с исполнением требований закона в срок, не могут свидетельствовать об отсутствии вины или малозначительности совершенного административного правонарушения, а подлежат учету только в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.

Между тем, размер административного штрафа, назначенного предприятию, составил 200 тысяч рублей и является минимальным в пределах санкции, предусмотренной статьёй 9.15 КоАП РФ.

Как указано в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении статьи 4.2 КоАП РФ и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Нарушения норм КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не усматривается. Протокол об административном правонарушении в отношении НМУП «Водоканал» составлен уполномоченным лицом в соответствии с частью 1, 4 статьи 28.3 КоАП РФ и Приказом ФАС России от 19.11.2004 г. № 180.

Самарским УФАС России соблюдены процессуальные требования КоАП РФ (за исключением указанных выше по отдельному эпизоду) при составлении протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом - заместителем руководителя Самарского УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 23.48 КоАП РФ; постановление принято в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что факт допущенного административного правонарушения подтвержден материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, а также отсутствуют основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, суд считает, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

С учетом положений ч.4 ст.208 АПК РФ вопрос о ее распределении не разрешается судом.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-182, 210-211, ч. 4 ст. 208

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова