АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(Резолютивная часть)
22 сентября 2011 года
Дело №
А55-13542/20111
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
председательствующего судьи Асадуллиной С.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голяковой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании 16 сентября 2011 дело по заявлению
администрации сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области
к отделу надзорной деятельности муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области
об отмене постановления от 05.07.11 г. №147,
при участии в заседании
от заявителя – глава администрации Кудрявцева Н.А., удостоверение,
от заинтересованного лица – Аверьянов С.А., доверенность от 03.03.2011г. № 1346-1,
Установил:
администрация сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к отделу надзорной деятельности муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области об отмене постановления от 05.07.11 г. №147.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также представил дополнение к заявлению. Просил признать незаконным и отменить постановления от 05.07.11 г. №147.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве (л.д.89-92).
Исследовав материалы дела, оценив доводы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в период с 22 июня 2011 г. по 29 июня 2011 г. начальником отдела надзорной деятельности муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области обязательных требований норм пожарной безопасности в нежилом здании администрации.
В результате проверки установлено, что в здании (помещениях) администрации отсутствуют автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа (звуковым (сирена, тонированный сигнал и др.) и световым (световые оповещатели «Выход») способами оповещения).
Постановлением начальника отдела надзорной деятельности муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области от 05 июля 2011 г. № 147 администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей(л.д.10).
В соответствии со статьёй 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу. Административный орган обязан указать, в результате каких виновных действий (действия либо бездействия) лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершило выявленные правонарушения, т.е. наличие вины, и что учитывалось применительно к рассматриваемому делу (характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность) при назначении административного наказания.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, административным органом виновность Администрации сельского поселения в совершении вменяемого правонарушения не устанавливалась. Как в протоколе об административном правонарушении, так и в оспариваемом постановлении, отражены сведения, касающиеся только объективной стороны правонарушения. Наличие (отсутствие) субъективной стороны (вины) заявителя в нарушении требований пожарной безопасности административным органом не выявлялось, соответствующие обстоятельства применительно к положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не отражены.
Обстоятельства, связанные с материальным положением заявителя, должны были быть исследованы административным органом при привлечении его к административной ответственности: объемы выделенных денежных средств, фактическое расходование, достаточность их для выполнения требований пожарной безопасности, возможность исполнения требований пожарной безопасности без выделения дополнительных средств и т.д. Бюджетная смета учреждения не исследовалась и не оценивалась, что не оспорено административным рганом в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст.43 Устава сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области администрация сельского поселения Сухая Вязовка по организационно-правовой форме является учреждением. Финансовое обеспечение деятельности заявителя осуществляется за счёт средств бюджета сельского поселения Сухая Вязовка.
В соответствии со статьёй 2 Устава сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области сельское поселение Сухая Вязовка является самостоятельным муниципальным образованием, расположенным на территории муниципального района Волжский Самарской области. Согласно статье 31 устава поселения в структуру органов местного самоуправления сельского поселения Сухая Вязовка входят:
- Глава поселения - высшее выборное должностное лицо поселения;
- Собрание представителей поселения - представительный (законодательный) орган поселения;
- Администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган поселения.
В соответствии со статьёй 33 Устава поселения в исключительной компетенции Собрания представителей поселения находится утверждение бюджета поселения. Согласно статье 44 Устава поселения к компетенции Администрации сельского поселения Сухая Вязовка относится обеспечение составления проекта бюджета и внесение его на утверждение Собрания представителей поселения(л.д.41,51).
В соответствии со статьёй 32 Устава сельского поселения Сухая Вязовка Собрание представителей поселения является самостоятельным органом местного самоуправления, состоящим из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права(л.д.41).
Для устранения выявленных в. области пожарной безопасности нарушений (установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) требуются существенные финансовые затраты, а выделение необходимых денежных средств зависит от бюджета сельского поселения Сухая Вязовка на 2011 год, утверждённого Решением Собрания Представителей сельского поселения Сухая Вязовка от 29.12.2010 № 15/5( л.д.84).
Администрация сельского поселения Сухая Вязовка при формировании проектов бюджетов на 2009, 2010, 2011 годы закладывала расходы, необходимые для устранения вышеназванных нарушений в области пожарной безопасности. Расходы закладывались на основании справок ООО ОП «Ратник» от 29.12.2008 г. и 20.09.2009 г., и справки ООО «Технологическая безопасность» от 20.12.2010 г., где указаны размеры денежных средств, необходимых для устранения нарушений в области пожарной безопасности.
В период с 2008 по 2010 годы, Администрацией сельского поселения Сухая Вязовка направлялись письма в Собрание представителей сельского поселения Сухая Вязовка с просьбой при рассмотрении проектов бюджетов учитывать расходы, необходимые на устранение нарушений в области пожарной безопасности (письма от 29.12.2008 г. № 261,20.12.2009 г. № 6,20.12.2010 г. № 385).
Депутатами Собрания представителей поселения отклонялись проекты бюджетов, содержащих расходы на устранение нарушений в области пожарной безопасности (Решения Собрания Представителей сельского поселения Сухая Вязовка от 11.01.2009 г. № 111/1, от 31.12.2009 г. №149/1, от 30.12.2009 г. № 14/4а). Решения депутатов Собрания представителей поселения об отклонении названных проектов бюджетов обусловлено тем, что сельское поселение Сухая Вязовка является дотационным муниципальным образованием, имеющиеся финансовые средства направляются на самые насущные вопросы местного значения поселения, перечисленные в статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из документов, представленных заявителем следует, что у администрации сельского поселения Сухая Вязовка отсутствовала иная возможность соблюдения норм пожарной безопасности из-за отсутствия значительных денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений, а также в связи с тяжёлым финансовым состоянием сельского поселения Сухая Вязовка, которое является дотационным муниципальным образованием.
Администрация поселения не вправе запрашивать денежные средства на устранение нарушений в области пожарной безопасности в органах местного самоуправления Волжского района, в силу положений статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Административным органом не исследовано: возможно ли устранение администрацией сельского поселения Сухая Вязовка до проведения органом пожарного надзора проверки при отсутствии в бюджете сельского поселения Сухая Вязовка на 2011 год статей расходов на обеспечение пожарной безопасности здания Администрации.
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган в силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ, доказательств, опровергающих доводы заявителя, административным органом суду не представлено, следовательно, выводы заинтересованного лица о виновности администрации сельского поселения в нарушении требований пожарной безопасности следует признать необоснованными.
Поскольку состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, административным органом не доказан, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине не рассматривался с учетом положений статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление отдела надзорной деятельности муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области, вынесенное начальником отдела надзорной деятельности муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области от 05.07.11 г. №147.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем направления апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.П. Асадуллина