ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-13644/10 от 30.07.2010 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

02 августа 2010 года

Дело №А55-13644/2010

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 02 августа 2010 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Асадуллина С.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голяковой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании 30 июля 2010 года дело по иску, заявлению

открытого акционерного общества "Куйбышевазот",445007, Самарская область, Тольятти, Новозаводская,6

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области, 443086, Самарская область, Самара, Ново-Садовая,175,

третье лицо: Самарская таможня,

о признании незаконным постановления от 02.06.2010г. № 63040812,

при участии в заседании

от заявителя – не явился, извещен;

от Управления – Кудряшова Ю.В., доверенность от 11.01.2010г.,

от Самарской таможни – Иванов А.Е., доверенность от 03.02.2010г., № 01-18-08/1652,

установил:

ОАО «КуйбышевАзот» обратилось в суд с заявлением Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Самарской области о признании незаконным постановление от 02.06.2010г. № 63040812.

В ходе рассмотрения представителем Общества заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Самарскую таможню, считает, что пояснения Самарской таможни будут иметь существенное значение для правильного решения вопроса по делу.

Определением суда от 16.07.2010г. в соответствии с ч.1 ст. 51 АПК РФ привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Самарская таможня (л.д.39).

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением № 85890. Представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.45).

Представитель Управления с доводами заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве (л.д.9-11).

Представитель Самарской таможни с доводами заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве (л.д.48-51).

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проведения таможенного контроля в отношении ОАО «КуйбышевАзот» установлен факт несоблюдения требований Федерального Закона от 19.07.1997г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

ОАО КуйбышевАзот» осуществило экспорт (вывоз) товаров в Казахстан без предоставления при таможенном оформлении копии свидетельства о государственной регистрации на товар - аммиачная селитра содержащая 34,5 мас.% азота в пересчете на сухой продукт,

11 мая 2010 года Управлением были получены материалы дела от Самарской таможни, которые сопровождались письмом от 05.05.2010г. № 01-13-10/8128, подписанное и.о. начальника Самарской таможни Архиповым А.А.

Основанием для применения наказания послужила таможенная ревизия по вопросу проверки соблюдения мер нетарифного регулирования, предметом ревизии «вилась аммиачная селитра марки Б.

В результате проверки представленных требованию таможенного органа документов выявлено, что вывоз товара на экспорт осуществлялся без предоставления копии свидетельства о государственной регистрации селитры аммиачной.

Груз с аммиачной селитрой принадлежащий ОАО «КуйбышевАзот» прошел через государственную границу РФ, не имея на то соответствующих документов в наличии (при себе), а именно свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката.

Согласно ст. 21 Федерального Закона от 19.07.1997года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»: Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выдаваемого специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Своими действиями Общество нарушило требования ст. 21 Федерального Закона от 19.07.1997года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», тем самым совершив административное правонарушение.

При транспортировке пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, которые установлены законодательством РФ и издаваемыми специально уполномоченными органами исполнительной власти РФ в соответствии с ним правилами и которые исключают возможность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду в силу ст. 20 Федерального Закона от 19.07.1997года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

21 мая 2010года на основании представленных документов Управлением был составлен протокол об административном правонарушении, по ст. 8.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «КуйбышевАзот», по факту нарушения законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

02 июня 2010года главным государственным инспектором отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Новиковой Е.В. было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 040812 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.3. КоАП РФ о наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Управление в пределах своей компетенции приняло все зависящие со своей стороны меры для привлечения Общества к административной ответственности, соблюдая при этом нормы и требования федерального закона.

Протокол об административном правонарушении и вынесение Постановления о привлечении к административной ответственности не несет за собой нарушение процессуальных сроков, тем самым является обоснованным и правомерным.

ОАО «Куйбышевазот» на таможенном посту «Тольяттинский» оформило ГТД №10412110/290909/0005828, по которой в таможенном отношении в режиме «ЭК 1» в Казахстан была оформлена аммиачная селитра, в количестве 63500 кг. Нетто.

Товар производства ОАО «КуйбышевАзот» оформлен в рамках действия контракта №643/00205311/09011 от 01.12.2008, который ОАО «Куйбышевазот» заключило с ТОО «ЗООВЕТСНАБ» (г. Чимкент, Казахстан).

Аммиачная селитра производства ОАО «КуйбышевАзот» является минеральным удобрением, включенным в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.21 Федерального Закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов осуществляются при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации. В договорах о купле-продаже и транспортировке пестицидов и агрохимикатов должно быть предусмотрено условие о наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката, выданного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В комплекте документов, приложенных к ГТД №10412110/290909/0005828, указанное свидетельство отсутствует.

В соответствии с пунктом 4 статьи 363 ТК РФ и пункта 54 раздела IV приказа ФТС от 06.11.2008 № 1378 в ходе проведения общей таможенной ревизии было оформлено требование о предоставлении документов и сведений №26 от 27.04.2010., в указанном требовании был запрошен договор на экспортную поставку в Казахстан аммиачной селитры от 01.12.2008 №643/00205311/09011 со всеми приложениями и дополнениями к нему, а так же договор перевозки аммиачной селитры в Казахстан.

Во исполнение требования таможни документы были предоставлены ОАО «КуйбышевАзот» по акту приема-передачи документов и сведений от 27.04.2010, а так же с письмом (исходящий от 29.04.2010 №0044/947).

Анализ документов предоставленных после выпуска товаров в ходе проведения общей таможенной ревизии показал, что отсутствуют сведения о свидетельстве о государственной регистрации удобрения-селитры аммиачной в контракте от 01.12.2008 №643/00205311/09011 и в дополнении к контракту №4 от 02.09.2009; договором на транспортировку вагона №21335039 на основании статьи 25 Устава железнодорожного транспорта РФ является квитанция №АЕ 818484, выданная грузоотправителю ОАО «КуйбышевАзот» перевозчиком ОАО РЖД.

Кроме того, ОАО «КуйбышевАзот» не опровергает сам факт вывоза на экспорт аммиачной селитры без предоставления в таможенный орган при проведении таможенного оформления ГТД № 10412110/290909/0005828 свидетельства о государственной регистрации селитры, при этом ссылается на ст. 153 ТК РФ и указывает, что «при таможенном оформлении и при проведении общей таможенной ревизии свидетельство о государственной регистрации селитры таможенным органом не запрашивалось и нами не было предоставлено».

Суд пришел к выводу что, ссылка ОАО «КуйбышевАзот» на статью 153 ТК РФ неправомерна по следующим основаниям. общая таможенная ревизия проводится после выпуска товаров и (или) транспортных средств в соответствии со статьей 361 ТК РФ.

В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.

В соответствии со статьей 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи при декларировании товаров среди прочих основных документы должны быть предоставлены разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В гр. 14 ГТД № 10412110/290909/0005828 в качестве декларанта указано ОАО «КуйбышевАзот».

Таким образом, отсутствие в процессе таможенного оформления ГТД № 10412110/290909/0005828 уведомления таможенного органа о несоблюдении условий выпуска товаров не освобождает ОАО «КуйбышевАзот», выступающего в качестве декларанта, от соблюдения требований Федерального Закона РФ от 19.07.1997 № 109-ФЗ и выполнения требований статьи 131 ТК РФ.

Довод ОАО «КуйбышевАзот», что административным органом необоснованно сделан вывод об отсутствии свидетельства о государственной регистрации селитры аммиачной является неправомерным, так как в выводах акта общей таможенной ревизии № 10412000/300410/А0054 указано, что «ОАО «КуйбышевАзот» осуществило экспорт (вывоз) товаров в Казахстан без предоставления при таможенном оформлении по ГТД №10412110/290909/0005828 копии свидетельства о государственной регистрации на товар - аммиачная селитра.

Кроме этого, отсутствуют сведения о свидетельствах, подтверждающих государственную регистрацию агрохимикатов, в контракте №643/00205311/09011 от 01.12.2008 и в дополнении к контракту №4 от 02.09.2009.

Свидетельство о государственной регистрации не запрашивалось таможенным органом в ходе проведения таможенной ревизии, так как в статье 21 Федерального Закона РФ от 19.07.1997 № 109-ФЗ, установлено, что в договорах о купле-продаже и транспортировке пестицидов и агрохимикатов должно быть предусмотрено условие о наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выданного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Указанное требование Закона ОАО «Куйбышеазот» соблюдено не было и наличие указанного свидетельства на ОАО «КуйбышевАзот» не является для таможенного органа обоснованием не предоставления копии свидетельства при таможенном оформлении и не указания сведений о свидетельстве в документах, на основании которых данный товар вывозится на экспорт, так как одной из мер нетарифного регулирования, применяемой в целях обеспечения охраны окружающей среды, является соблюдение порядка перемещения через границу РФ пестицидов и агрохимикатов.

Таким образом, в деянии ОАО «КуйбышевАзот» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.3 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила, (в данном случае транспортировки), которые издаются Министерством сельского хозяйства РФ, иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 19.07.97 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Правонарушение, предусмотренное ст. 8.3 КоАП РФ, может быть совершено как в форме действий, так и в форме бездействия (не соблюдаются требования тех или иных правил). Наступления каких-то специальных вредных последствий не требуется. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность.

В данном случае у ОАО «КуйбышевАзот» имелась реальная возможность выполнить все необходимые требования, перечисленные в Федеральном Законе от 19.07.1997 № 109-ФЗ, а именно указать сведения о государственной регистрации пестицида в контракте №643/00205311/09011 от 01.12.2008, в дополнении к контракту №4 от 02.09.2009, в ж/д накладной №818484, которая является договором на перевозку и подтвердить это регистрационным свидетельством при вывозе из Российской Федерации путем предоставления копии при таможенном оформлении.

В соответствии с пунктом 35 раздела III приказа ФТС от 06.11.2008 № 1378 при выявлении в ходе таможенной ревизии признаков административных правонарушений, относящихся к компетенции иных правоохранительных и государственных органов, копии материалов таможенной ревизии направляются в соответствующие органы в установленном порядке.

Во исполнение указанного положения приказа ФТС материалы ревизии были направлены в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области от 05.05.2010 №01-13-10/8128.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании, изложенного в удовлетворении требований следует отказать.

В соответствии с п.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.110,167-170,176

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Асадуллина С.П.