ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-13681/15 от 04.12.2015 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2015 года

Дело №

А55-13681/2015

Резолютивная часть решения объявлена 04.12.2015

Текст решения в полном объеме изготовлен 09.12.2015

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Селиваткина П.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юровой О.Ю.

рассмотрев в судебном заседании     дело по иску, заявлению

Администрации г.о. Чапаевск

От  июня 2015 года    №

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Красноармейская, 21

третьи лица: 1. Государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; 2. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области; 3. ФГБУ ФКП «Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области»

о признании права собственности на земельный участок, прекращении права собственности на земельный участок и о прекращении права постоянного бессрочного пользования 

при участии в заседании

от истца – Болонова А.А., доверенность от 31.12.2014

от ответчика – не явился, извещен

от третьего лица – 1,2 не явились, извещены

установил:

          Администрация г.о. Чапаевск обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании права собственности на земельный участок, прекращении права собственности РФ на земельный участок и признании права отсутствующим и о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком,  расположенным по адресу: Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Пролетарская, д. 5а, с кадастровым номером 63:10:0203007:1044, площадью 3789 кв.м.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, требования не признает.

Определением суда от 10.08.2015 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, которые в отзывах поддерживают позицию истца.

Определением суда от 10.08.2015 привлечено к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФГБУ ФКП «Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области», которая в отзыве удовлетворение требований оставило на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Муниципальное образование городской округ Чапаевск является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Пролетарская, д.5а, площадью 852 кв.м., с кадастровым номером 63:10:0203007:1713. Право собственности на данный объект зарегистрировано 01.09.2000г. № 63-10-1/2000-4926. Данное здание закреплено на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Чапаевск».

Право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Пролетарская, д.5а, площадью 3789 кв.м., с кадастровым номером 63:10:0203007:1044 зарегистрировано за Российской Федерацией 10.02.2000г. № 63-10-1/2000-577 и закреплено за Государственным бюджетным   учреждением   Самарской   области   «Чапаевский   социально- реабилитационный центр для  несовершеннолетних»  на праве  постоянно (бессрочного) пользования 08.09.2000г. № 63-10-1/2000-5117.

Администрация городского округа Чапаевск неоднократно обращалась в Территориальное    управление    Федерального    агентства    по    управлению государственным имуществом в Самарской области (далее по тексту - Росимущество  в   Самарской   области)  с   просьбой   осуществить   передачу указанного   выше   земельного   участка   из   федеральной   собственности в собственность муниципального образования городской округ Чапаевск.

Как утверждает истец, письмами (от 19.10.2012г. №26/1514; 24.01.2013г. №370; от 13.02.2013г. № 14 от 27.02.2015г. № 2065) поступившими в адрес администрации городского округа Чапаевск, ТУ Росимущества в Самарской области отказано в передаче спорного земельного участка в собственность муниципального образования городской округ Чапаевск.

Кроме того, в адрес администрации городского округ Чапаевск поступило обращение от 11.04.2014г. № 102 от директора Государственного казенного учреждения Самарской области «Чапаевский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» с просьбой оказать содействие в решении вопроса о прекращении права постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок по причине неиспользования земельного участка.

Указанные обстоятельства послужили истцу поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Вместе с тем истцом не учтено следующее.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во - первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во - вторых, установление факта его нарушения и, в - третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.

Иском в арбитражном процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально - правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для разрешения в строго определенном процессуальном порядке. При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права или законные интересы.

Как установлено судом, письмами от 19.10.2012г. №26/1514; 24.01.2013г. №370; от 13.02.2013г. № 14 от 27.02.2015г. № 2065 ответчиком истцу разъяснен порядок переоформления спорного земельного участка в собственность муниципального образования.

Порядок передачи имущества между публично-правовыми образованиями установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Согласно Федеральному закону находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003   г.  №   131-ФЗ  «Об  общих  принципах  организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, установлен п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374 (далее - Постановление).

Одним из документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, из федеральной собственности в муниципальную собственность, в соответствии с подп. «и» п. 1 Постановления, является кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в его индивидуализации. Необходимо отметить, что Постановление принято Правительством РФ ранее вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) и до настоящего времени не приведено с ним в соответствие.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного     кадастра    недвижимости,     содержащую     уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости.

При этом в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 7 Закона о кадастре, государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков содержит следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости (сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи):

- вид объекта недвижимости (земельный участок);

- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

- описание местоположения границ объекта недвижимости;

- площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о Кадастре требований.

В адрес Территориального управления Росимущества из Администрации был направлен кадастровый паспорт земельного участка, с указанием, что граница ого участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, выданный в отношении испрашиваемого в муниципальную собственность земельного участка кадастровый паспорт не содержит сведения по одной из вышеуказанных уникальных характеристик - описание местоположения объекта недвижимости (ввиду отсутствия кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка).

В соответствии с разъяснениями Министерства экономического Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 3637-ИМ/Д23 принятие решения о передаче из федеральной собственности в собственность муниципальных образований Самарской области земельных участков в виде установленных границ (координат) земельных участков на местности, числе в отсутствие графических материалов, может привести к нарушению и законных интересов как Российской Федерации, так и собственников, пользователей, землевладельцев, а также арендаторов соседних земельных участков, что может привести к многочисленным судебным спорам, учитывая вышеизложенное, в целях рассмотрения вопроса о передаче в муниципальную собственность г.о. Чапаевск Самарской области испрашиваемого земельного участка, необходимо провести кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и площади.

В связи с чем Территориальным управлением Росимущества было сообщено заявителю, что он вправе обратиться в адрес Территориального управления Росимущества с заявлением о выдаче доверенности на право представлять интересы в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области при заявления  и   проведении   кадастровой  процедуры   постановки   на государтственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, с приложением межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади испрашиваемого   земельного   участка,   оформленного   в   соответствии   с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. № 412 «Об установлении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ участков».

Также, согласно пп. 4 ч. 1 и пп. 5 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре, пп. 10 п. 63 ведения государственного кадастра недвижимости, утв. приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42 «Об утверждении Порядка государственного кадастра недвижимости», в государственный кадастр ости вносятся сведения о кадастровых номерах расположенных в границах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Однако представленный кадастровый паспорт испрашиваемого в муниципальную собственность г.о. Чапаевск Самарской области земельного не содержит сведений о кадастровых номерах объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах соответствующего земельного участка, отсутствие указанных сведений в разделе В.З кадастрового паспорта земельного участка не позволяет подтвердить нахождение на указанном земельном участке объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности муниципального образования - г.о. Чапаевск Самарской области.

Иные документы, подтверждающие нахождение на указанном земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности г.о. Чапаевск Самарской области (кадастровые паспорта соответствующих объектов недвижимого имущества с указанием в них кадастрового номера земельного участка, в пределах которого они расположены), не представлены ответчику.

Вышеизложенное истцом не оспорено.

В настоящее время Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (действует с 24.06.2014) дополнен главой V.5 «Безвозмездная передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации».

В соответствии с ч.1,6 ст.39.31 Земельного кодекса РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

Согласно п. 10 ст. 39.31 Земельного кодекса РФ Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исходя из положений п. 10 ст. 39.31 Земельного кодекса РФ в то случае если, границы земельного участка, который предлагается передать, имеют пересечения границ с другими земельными участками, то одновременно с решением о передаче земельного участка принимается решение об утверждении расположения земельного участка для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации выполнения кадастровых необходимых для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности чересполосицы при условии, что такой земельный участок подлежит образованию в соответствии с главой V.4. Земельного кодекса РФ.

Как следует из пояснений третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:10:0203007:1044, декларированной площадью 3789 кв.м., с разрешённым использованием - для эксплуатации зданий, категория земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Пролетарская, д. 5А, правообладатели - Российская Федерация (собственность, рег.запись от 10.02.2000 № 63-10-1/2000-577), муниципальное учреждение «Центр социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей» (постоянное (бессрочное) пользование, рег.запись от 08.09.2000 № 63-10-1/2000-5117).

Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН в рамках Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».

В то же время в ГКН также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:10:0203007:1714, уточненной площадью 4670 кв.м., с разрешённым использованием - административные объекты и деловые здания, центры деловой, финансовой и общественной активности, категория земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Пролетарская, 5А, со статусом «временный».

Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН по заявлению Андреевой Л.Н. от 07.08.2012 № 63-0-1-50/3001/2012-1161 о постановке на кадастровый учет на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 18.07.2012 № 152424, решения КУМИ Администрации г.о. Чапаевск «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:10:0203007», межевого плана от 01.08.2012, подготовленного кадастровым инженером ООО «Кредо».

Как следует из пояснений истца и установлено судом, спорный земельный участок, имеющий статус ранее учтенный, зарегистрированный за РФ, препятствует регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок в уточненных границах. При этом сведений об уточненных границах и межевого плана от 01.08.2012, подготовленного кадастровым инженером ООО «Кредо», в адрес ответчика не направлялось, решения о предоставлении земельного участка истцу ответчиком не принималось.

В силу требований статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Обратившись в арбитражный суд с избранным способом защиты, истец должен, в силу требований действующего законодательства, представить неопровержимые доказательства, подтверждающие наличие установленных законом оснований для признания за ним права собственности.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании права собственности является способом восстановления и защиты нарушенного права собственности, наличие которого обязан доказать истец.

Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты, который не должен подменять собой установленный законом порядок регистрации права собственности. Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого оспаривается кем-либо из субъектов гражданского права.

Предъявляя иск о признании права собственности, истец должен документально обосновать наличие оснований для возникновения у него права собственности на спорный объект, а также подтвердить наличие спора о праве между ним и ответчиком. Отсутствие предмета спора исключает возможность удовлетворения иска.

Между тем, истец не обосновал какими действиями ответчика нарушены его права и законные интересы на установление права собственности. Исходя из пояснений ответчика, он не имеет притязаний в отношении спорного имущества, указывает на несоблюдение ответчиком установленного публичного порядка оформления.

Обход установленного законодательством порядка влечет подмену законных функций государственных органов регистрации прав на недвижимое имущество и противоречит публичному порядку.

Таким образом, поскольку отсутствует спор о праве, соответственно требования истца не могут быть разрешены с помощью иска о признании прав собственности, являющегося в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации именно способом защиты гражданских прав.

При указанных обстоятельствах в требовании о признании права собственности за муниципальным образованием и соответственно прекращении прав собственности РФ  на земельный участок следует отказать.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52).

Как установлено судом, истцом одновременно заявлены требования о признании права собственности на земельный участок за муниципальным образованием и прекращении права собственности РФ на земельный участок. При этом суд считает, что истцом нарушен установленный публичный порядок оформления права собственности на спорный земельный участок.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В отношении требования о прекращении права постоянного бессрочного пользования суд полагает необходимым отметить следующее.

Распоряжением ТУ Росимущества в Самарской области от 04.09.2015 №532-р прекращено право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком третьим лицом Государственным казенным учреждением Самарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Таким образом, предмет спора отсутствует, требование удовлетворению не подлежит.

Кроме того, ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года.

Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Статьей 207 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.).

Как разъяснено в пунктах 4, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Согласно отметки почты на конверте с исковым заявлением иск предъявлен 04.06.2015, то есть по истечении 3-х годичного срока, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации для защиты нарушенного права по исковым требованиям, приходящимся до этой даты (до 04.06.2012г.).

Право собственности РФ зарегистрировано 10.02.2000г. № 63-10-1/2000-577 и закреплено за Государственным бюджетным   учреждением   Самарской   области   «Чапаевский   социально- реабилитационный центр для  несовершеннолетних»  на праве  постоянно (бессрочного) пользования 08.09.2000г. № 63-10-1/2000-5117.

Доказательств перерыва сроков исковой давности истец суду не представил.

Ввиду того, что ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, суд применяет исковую давность по заявленным требованиям.

Расходы по госпошлине относятся на истца, но поскольку в силу ч.3 ст.333.37 НК РФ он освобожден от ее уплаты взыскание не производится.

Руководствуясь ст.110,167-176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

П.В. Селиваткин