ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-14097/2012 от 10.07.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

  443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 26-56-17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Самара

13 июля 2012 года

Дело №

А55-14097/2012

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 13 июля 2012 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чугуновой С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании 04-10 июля 2012 года

дело по жалобе ООО «Гостиница» г. Самара

к Управлению Федеральной миграционной службы по Самарской области г. Самара

на постановление по делу об административном правонарушении

при участии в заседании

от истца, заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 28.03.2012

от заинтересованного лица: представитель ФИО2 по доверенности 11.05.2012 №1/15-4362

от 3-го лица – не явился

установил:

ООО «Гостиница» (далее – общество) обратилась в арбитражный суд с жалобой на постановление Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области от 07.03.2012 года №1618 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области (далее – административный орган) против жалобы возражает, ссылаясь на доказанность совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности (л.д.17-21).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица Заместителя прокурора Советского района г. Самары Попова Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №78922.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 20 минут 10 июля 2012 года в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает жалобу неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.10.2011 года общество, являясь принимающей стороной, не исполнило обязанность в связи с осуществлением миграционного учета, а именно: не представило в установленный законом срок уведомление о прибытии в место
 пребывания гражданина Республики Узбекистан ФИО3,
 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пребывающего по адресу: <...>, гостиница «Советская», чем нарушило п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона РФ № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без
 гражданства в Российской Федерации».

На основании распоряжения № 217 от 17.11.2011 года была проведена выездная внеплановая проверка гостиницы «Советская», расположенной по адресу: <...>, которая проводилась с целью выявления нарушений положений миграционного законодательства Российской Федерации, изложенных в рапорте сотрудника административного органа от 16.11.2011 года (л.д.46).

Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений территорий и находящихся там документов от 17.11.2011 года (л.д.47-48), проведенного в гостинице «Советская» по адресу: <...>, установлено, что в журнале учета проживающих граждан (л.д.51) имеется информация о пребывании в гостинице двух иностранных граждан, а именно: под номером № 678 - гражданин Республики Таджикистан ФИО4, под номером № 679 - гражданин Республики Узбекистан ФИО3 Указанные иностранные граждане пребывали в гостинице с 27.10.2011 года по 28.10.2011 года.

02.02.2012 года заместителем прокурора Советского района г. Самары по данному факту в отношении общества постановлением №1618 возбуждено дело об административном правонарушении (л.д.31-32).

Из объяснений администратора гостиницы «Советская» Соколовой И.В. (л.д.39) следует, что в должностные обязанности администратора с 15.08.2011 года входит прием и размещение гостей, 27.10.2011 года в гостиницу прибыли граждане ФИО4, ФИО3 сроком пребывания до 28.10.2011 года, в гостинице иностранные граждане пребывали сутки. Вышеуказанные граждане Соколовой И.В. были внесены в общий журнал регистрации граждан, проживающих в гостинице. В гостинице ведется два журнала: один - общий, другой - для иностранных граждан. Сведения о вселении и проживании иностранных граждан должностному лицу, ответственному за постановку на миграционный учет иностранных граждан, Соколова И.В. не предоставила.

Согласно приказу №4-Об от 20.09.2011 года (л.д.42) лицом, ответственным за работу с иностранными гражданами и постановку на учет в гостинице «Советская» при ООО

«Гостиница» с 20.09.2011 года назначена администратор Прибыткова Е.В. Согласно приказу №5 от 13.10.2011 года ответственными за соблюдение норм миграционного законодательства назначены: старший администратор Прибыткова Е.В., администраторы Соколова И.В., ФИО5 (л.д.92).

По объяснениям Прибытковой Е.В., она является администратором общества в гостинице «Советская», распложенной по адресу: г, Самара, ул. 22 Партсъезда, д. 10 «А»; в ее обязанности входит работа с иностранными гражданами, а также постановка иностранных граждан на миграционный учет в гостинице «Советская». В гостинице ведется два журнала: один - общий, а второй - для иностранных граждан. В журнале учета проживающих граждан под номером 679 имеется запись, согласно которой гражданин Республики Узбекистан ФИО3 был заселен в гостиницу «Советская» 27.10.2011 года; о прибытии иностранного гражданина в гостиницу ее уведомляют по телефону, однако администратор Соколова И.В., которая вносила сведения о прибытии иностранного гражданина в журнал, не сообщила ей о прибытии 27.10.2011 года гражданина Республики Узбекистан ФИО3

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом было вынесено оспариваемое постановление от 07.03.2012 года №1618 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнутом Д.А.атвный штраф в ррогим видом накзаниярстративного штрафа, предусмотреный _________________________________________ административному штрафу в размере 400000 рублей (л.д.12-15).

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

В обоснование заявления общество ссылается на то, что директором ФИО6 утверждена должностная инструкция администратора гостиницы (10.05.2011 г.), с которой ознакомлены все администраторы гостиницы. Пунктом 1 этой инструкции на администратора возложены обязанности по реализации требований нормативных документов, касающимися работы организации, к которым относятся также ФЗ РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» №109-ФЗ, Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 г. и ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В силу пункта 3 должностной инструкции администратор предупрежден о возможной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с КоАП РФ. Общество обращает внимание на подтверждение Соколовой И.В. данных обстоятельств. Поэтому общество считает, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о миграционном учете иностранных граждан при проживании в гостинице на территории Российской Федерации и оно не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Общество также указывает на нарушения требований ФЗ РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», т.к. в распоряжении № 217 о проведении проверки отсутствует наименование юридического лица, в отношении которого состоялась проверка; в акте проверки № 217 отсутствует наименование юридического лица, в отношении которого состоялась проверка; в ходе проверки не внесена запись в Журнал учета проверок юридического лица и в акте проверки № 217 также не проставлена отметка о внесении записи в Журнал учета проверок юридического лица. Общество также указывает на нарушение срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении - на два с половиной месяца позже составления акта о выявленном административном правонарушении. Общество обращает внимание на то, что в переданном заявителю экземпляре распоряжения № 217 о проведении проверки отсутствуют данные (номер и дата), позволяющие идентифицировать рапорт инспектора о необходимости проведения проверки (вместо них имеется прочерк), а в экземпляре, подшитом в административное дело, номер и дата рапорта вписаны. В связи с этим, общество считает, что распоряжение № 217 подвергалось редактированию в процессе расследования административного дела, что вызывает неустранимые сомнения в правильности и законности подготовки этого распоряжения. Общество также обращает внимание на отсутствие решения, подтверждающего согласование прокуратурой Советского района г. Самары проведения проверки на основании распоряжения № 217. Указанные нарушения общество считает грубыми.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Оценивая обстоятельства дела, суд находит, что в соответствии с требованиями статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом доказан факт вменяемого обществу административного правонарушения.

Доводы общества отклоняются судом по следующим основаниям.

Отсутствие наименования юридического лица в распоряжении не является грубым нарушением в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ).

В соответствии с пп. 5 п. 4 ст.1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.

Согласно п.2 ст.32 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.

В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 32 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;

В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, не допускается.

Судом отклоняется довод заявителя о нарушении административным органом в ходе проверки требований Федерального закона №294-ФЗ.

В силу статьи 1.1 КоАП РФ Федеральный закон РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ не относится к законодательству об административных правонарушениях.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ и положения Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности, не распространяются.

Несоблюдение норм Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ не может служить доказательством нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, а может повлиять лишь на вывод о доказанности существенных для дела обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Системное толкование указанных выше норм закона позволяет сделать вывод, что основания и порядок привлечения к административной ответственности регулируется административным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Таким образом, только в случае нарушения требований КоАП РФ в части порядка привлечения к ответственности могут возникнуть негативные последствия в виде признания незаконным принятого постановления.

В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом учитываются способ и мотивы, форма вины, социальная значимость охраняемых общественных отношений и степень общественной опасности.

Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока, размер административного штрафа назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, и применен штраф в минимальном размере, что соотносится с характером совершенного административного правонарушения.

Нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в отношении общества, которые бы повлекли в соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" за собой признание принятого постановления незаконным и его отмену, судом не установлено.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Исходя из изложенного, оспариваемое постановление административного органа является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области от 07.03.2012 года №1618 по делу об административном правонарушении.

Решение вступает в законную силу по истечение десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и в этот же срок оно может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

И. К. Степанова