ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-1481/10 от 30.03.2010 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 марта 2010 года

Дело №

А55-1481/2010

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрел 23 марта 2010 года заявление

ФИО1, 445022, Самарская область, Тольятти, Ленина,53 А-62

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, 445007, Самарская область, Тольятти, б-р 50 лет Октября, 48

Об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Медведевым А.А.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – ФИО1, паспорт,

от заинтересованного лица – ФИО2, дов. от 06.05.2009г.,

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 30 марта 2010 года

Установил:

ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области в государственной регистрации юридического лица ООО «ТН – Компани» недействительным, решение об отказе в государственной регистрации ООО «ТН – Компани» от 12.11.2009г. незаконным и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области зарегистрировать ООО «ТН – Компани».

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области (далее – ответчик, Инспекция) в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает своё решение законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, 05.11.2009г. ФИО3 обратился в Инспекцию с заявлением формы №Р11001 о государственной регистрации юридического лица ООО «ТН – Компани» при создании.

По итогам рассмотрения представленного ФИО3 заявления формы №Р11001 Инспекцией было принято решение от 12.11.2009г. об отказе в государственной регистрации.

В решении об отказе в государственной регистрации указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление Р11001 (по результатам протокола осмотра от 09.11.09 собственники помещения, указанного в учредительных документах как адрес местонахождения исполнительного органа, согласия на регистрацию фирмы по адресу- Ленина, 53а, 62 не давали.). Заявление, оформленное ненадлежащим образом, считается не представленным.

Иные основания для отказа в государственной регистрации ответчиком в оспариваемых решениях не указаны.

Заявитель с указанными решениями не согласен и обжаловал их в арбитражный суд, ссылаясь на то, что им представлены в налоговый орган все необходимые для регистрации документы, перечисленные в Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждается распиской налогового органа о получении документов. Как указал заявитель, вышеуказанное решение об отказе в государственной регистрации нарушает права и законные интересы, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.

Доводы заявителя суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Материалами дела подтверждается, что указанные требования закона выполнены заявителем.

Обществом был подготовлен пакет документов, необходимый в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (заявление о государственной регистрации по форме № Р11001; Устав ООО «ТН – Компани»; протокол № 1 от 05.11.2009г.; документ об уплате государственной пошлины), который был непосредственно представлен в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области 5 ноября 2009 г.

Заявителю в порядке пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области была выдана расписка в получении вышеуказанных документов с указанием перечня и даты их получения (вх. № 3619 от 5 ноября 2009 г.).

Таким образом, довод налогового органа о том, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации по форме № Р11001, является несостоятельным.

Кроме того, проверка содержания заявления о государственной регистрации и прилагаемых к ним документов не входит в компетенцию регистрирующего органа.

Оспариваемое решение было принято ответчиком после 1 июля 2009 года.

В соответствии с п.4.1. ст.9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения  , за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из решения об отказе в государственной регистрации, регистрирующий орган пришел к выводу о непредставлении заявления в связи с отсутствием согласия собственника помещения на регистрацию фирмы по адресу: Ленина, 53а, 62.

В данном случае сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации по форме № Р11001, относятся не к форме заявления, а к содержанию представленных документов  и не подлежат проверке на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Форма заявления № Р11001 не предусматривает не только необходимость, но и даже возможность отражения в заявлении сведений о согласии собственника на предоставление юридического адреса.

Согласно установленной форме заявления, в нём должен быть указан Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, что соответствует требованиям ст.5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с п.1 «в» ст.5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица   (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.

Как следует представленного на регистрацию заявления, таким постоянно действующим исполнительного органом юридического лица был указан директор ФИО1.

В соответствии с записью в паспорте ФИО1 11 июня 2004 года зарегистрирован ОПВС Центрального РУВД г.Тольятти по месту жительства: Самарская область, Тольятти, Ленина, 53 А-62 (т.л.д.12 на обороте).

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно   или преимущественно проживает   в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФИО1 в заявлении по форме № Р11001 указал, что, являясь единоличным исполнительным органом ООО «ТН – Компани», он постоянно находится по месту жительства: Самарская область, Тольятти, Ленина, 53 А-62.

Достоверность указанных сведений подтверждена материалами дела и не подлежала проверке регистрирующим органом.

Данные сведения носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Ссылку на правовую норму, обязывающую руководителя организации при государственной регистрации указывать основания выбора места нахождения организации и представлять регистрирующему органу подтверждение согласия собственника на размещение  постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, ответчик суду не представил.

Исходя из содержания п.4.1. ст.9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", проверка при государственной регистрации ответчиком вышеуказанного обстоятельства, не установленного законом, свидетельствует явном выходе за пределы своей компетенции.

Следовательно, установленные осмотром регистрирующего органа обстоятельства не правомерно приняты ответчиком в качестве основания для отказа в государственной регистрации.

Кроме того, отсутствие согласия собственника, на которое ссылался регистрирующий орган, опровергается представленным в материалы дела письмом матери заявителя ФИО4 от 10.03.2010 года.

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Ответчик не доказал наличия указанных оснований принятия оспариваемых решений.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали предусмотренные статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации, так как заявителем были представлены все документы в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Заявитель прямо указал форму устранения нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя – путём осуществления государственной регистрации ООО «ТН – Компани».

Арбитражный суд считает указанную форму устранения нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя обоснованной, соответствующей закону и в полном объёме устраняющей нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчика.

Однако, в силу п.1.1. п.1 ст.333.37 НК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

С учетом изложенного, заявителю следует выдать справку на возврат уплаченной им государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области от 12.11.2009г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для государственной регистрации документов по заявлению формы Р11001, представленному в регистрирующий орган ФИО1 05.11.2009г. вх. № 3619.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - осуществить государственную регистрацию юридического лица ООО «ТН-Компани» на основании представленных на государственную регистрацию заявления формы Р11001 и иных документов 05.11.2009г. вх. № 3619; выдать соответствующее свидетельство о государственной регистрации.

Выдать заявителю справку на возврат госпошлины в сумме 100 руб. после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области

в течение месяца со дня его принятия.

Судья

/

Медведев А.А.