АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 207-55-15, факс (846) 226-55-26 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ город Самара | ||||||
апреля 2019 года | Дело № | А55-1486/2019 | ||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В., | ||||||
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению | ||||||
Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное), г.Тольятти к Администрации сельского поселения Сосновый Солонец Муниципального района Ставропольский Самарской области, с.Сосновый Солонец, Самарская область, ИНН <***> о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в общей сумме 7550 руб. 57 коп. за апрель 2017 года, май 2017 года и февраль 2018 года по решениям от 06.06.2018 №077S19180010130, от 06.06.2018 №077S19180010132, от 06.06.2018 №077S19180010129 | ||||||
установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в сумме - 7550,57 руб. Судом установлено, что первоначально Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника штрафных санкций. 19 ноября 2018 года был вынесен судебный приказ по делу № А55-32572/2018. Определением от 04 декабря 2018 года по делу №А55-32572/2018 судебный приказ от 19 ноября 2018 года был отменен, в связи с чем, фонд обратился за взысканием штрафных санкций в рамках рассматриваемого дела. Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное определение было получено лицами, участвующими в деле, они извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №72864, №72865. Ответчик отзыв на исковое заявление не представил. В соответствии с пунктом 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков. Электронные копии заявления и приложенных к нему документов, а также иные поступившие в дело документы были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 25.03.2019 арбитражным судом было принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований в виде резолютивной части решения в соответствии с ч.1 ст.229 АПК РФ. Данное решение суда было опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.03.2019. 29.03.2019 от истца поступило заявление об изготовлении мотивированного решения по делу. Принимая во внимание, что заявление об изготовлении мотивированного решения суда подано управлением в установленный законом срок, суд считает его подлежащим удовлетворению. Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст.71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, судебной практики по рассматриваемому вопросу, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Согласно статье 5, 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом. Статьями 9, 16 Закона N 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Заявитель является страхователем, поэтому должен представлять в орган ПФР своевременно предусмотренные законом сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Состав сведений и сроки представления сведений предусмотрены, в частности, ст. 11 Закона № 27-ФЗ. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах». Указанные сведения должны были быть представлены за апрель 2017 года в срок не позднее 15.05.2017, за май 2017 года – не позднее 15.06.2017, за февраль 2018 года – не позднее 15.03.2018. В соответствии со ст.17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Данные санкции подлежат взысканию в судебном порядке. Как следует из материалов дела, должностным лицом УПФ РФ были проведены проверки Администрации по вопросу достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Федерального закона № 27- ФЗ) за апрель, май 2017 года и февраль 2018 года. По результатам проверок фондом были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.04.2018 №077S18180007607, от 20.04.2018 №077S18180007610, от 20.04.2018 №077S18180007606. УПФ РФ по результатам рассмотрения указанных актов приняты решения о привлечении Администрации к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми учреждение было привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 7550 руб. 57 коп. за непредставление страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель, май 2017 года и февраль 2018 года, а именно: - от 06.06.2018 №077S19180010129 за непредставление страхователем в установленный срок сведений за апрель 2017 года в отношении 1 застрахованного лица в виде штрафа в размере 500 руб.; - от 06.06.2018 №077S19180010130 за непредставление страхователем в установленный срок сведений май 2017 года в отношении 1 застрахованного лица в виде штрафа в размере 500 руб.; - от 06.06.2018 №077S19180010132 за непредставление страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2018 года в отношении 14 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 7000 руб. На основании указанных решений фондом Администрации были направлены требования от 13.07.2018 №077S01180031239, от 13.07.2018 №077S01180031243, от 13.07.2018 №077S01180031238 об уплате штрафных санкций. Как указало УПФ РФ, Администрацией был произведена частичная оплата штрафных санкций за период май 2017 года, в остальной части требования фонда не были исполнены ответчиком добровольно. Изучив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что материалами дела (в том числе актом проверки) подтверждается факт несвоевременного представления Администрацией сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2018 года в отношении 14 застрахованных лиц, поскольку Администрация по телекоммуникационным каналам связи 16.03.2018 г. первоначально представила форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за отчетный период февраль 2018 г., "исходная" форма, в отношении 14 застрахованных лиц, т.е. с нарушением срока, установленного п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (не позднее 15.03.2018 г.). Доказательств своевременного представления сведений ответчиком не представлено. В связи с этим решением Управления от 06.06.2018 №077S19180010132 Администрация обоснованно была привлечена к ответственности, предусмотренной ст.17 Закона № 27-ФЗ. Данное решение принято Управлением в пределах полномочий, предусмотренных Законом №27-ФЗ. Факт несвоевременного представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела. Расчет штрафа определен фондом арифметически правильно, с учетом положений ст.17 Закона № 27-ФЗ в размере 7000 руб. (14 застрахованных лиц х 500 руб.). Вместе с тем суд при разрешении дела исходит из следующих обстоятельств. Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах ранее предусматривалась статьей 44 Федерального закона N 212-ФЗ. Однако с 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу. Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия. Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Одновременно Конституционный Суда РФ указал, сославшись на правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года N 4-П, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, допускается в исключительных случаях только в судебном порядке: суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "Об основах налоговой службы РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам. В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим. В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Администрацией сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного учета) за отчетный период февраль 2018 г. в отношении 14 застрахованных лиц были представлены 16.03.2018 с нарушением срока, установленного п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (не позднее 15.03.2018 г.). Таким образом, период просрочки является незначительным (1 день). Также при исследовании материалов дела, судом установлено, что допущенное Администрацией нарушение не причинило материального ущерба бюджету ПФР, доказательств обратного Пенсионным фондом в соответствии со ст.65 АПК РФ не представлено. Кроме того, судом учитывается имущественное положение ответчика, статус ответчика, который является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно – распорядительные функции, финансируемым из бюджета, а также осуществление ответчиком социально значимой деятельности. Данные обстоятельства судом квалифицируются как смягчающие ответственность. Законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено ограничение права суда на уменьшение размера штрафа каким-либо пределом. Применительно к сходным налоговым правоотношениям в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" разъяснено, что если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 НК РФ), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой НК РФ. При этом в пункте 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, что, поскольку в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения финансовой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности нарушителя, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом должен руководствоваться принципами справедливости и соразмерности. Исходя из общих принципов права, установление конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. В рассматриваемом случае штрафные санкции органом ПФР применены без учета статуса ответчика, характера совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. С учетом установленных судом смягчающих обстоятельств, суд считает возможным снизить размер наложенного решением фонда от 06.06.2018 №077S19180010132 на Администрацию штрафных санкций и уменьшить их в десять раз до суммы 700 руб. С учетом изложенного суд полагает, что признание вышеуказанных обстоятельств смягчающими и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемых штрафов является правом суда, не противоречит нормам указанного законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2016 N 2-П, Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, способствует выполнению превентивной функции, является достаточной мерой для профилактики аналогичных нарушений со стороны ответчика в будущем. Снижение же штрафа в рассматриваемом случае в большем размере не будет способствовать вышеуказанным целям, а будет только попустительствовать в совершении аналогичных нарушений. При указанных обстоятельствах требование Управления о взыскании штрафа по решению от 06.06.2018 №077S19180010132 подлежит частичному удовлетворению в размере 700 руб., а в удовлетворении остальной части требования о взыскании штрафа по решению от 06.06.2018 №077S19180010132 следует отказать в связи с уменьшением размера штрафа. Исследовав доказательства по делу, суд также приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для взыскания санкций по решениям от 06.06.2018 №077S19180010130 и от 06.06.2018 №077S19180010129 в связи со следующим. Как отмечает Управление, Администрация по телекоммуникационным каналам связи 10.05.2017 г. представила форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за отчетный период апрель 2017 г., "исходная" форма, в отношении 19 застрахованных лиц, т.е. в срок, установленный п. 2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (не позднее 15.05.2017 г). Дополнительно 08.02.2018 г. по телекоммуникационным каналам связи представлена "дополняющая" форма за апрель 2017 г. на 1 застрахованное лицо, т.е. позже срока, установленного п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (не позднее 15.05.2017 г). Сведения по данному застрахованному лицу в "исходной" форме не содержались. Также управление указывает, что Администрация по телекоммуникационным каналам связи 10.05.2017 г. представила форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за отчетный период май 2017 г., "исходная" форма, в отношении 23 застрахованных лиц, т.е. в срок, установленный п. 2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (не позднее 15.06.2017 г). Дополнительно 08.02.2018 г. по телекоммуникационным каналам связи представлена "дополняющая" форма за май 2017 г. на 1 застрахованное лицо, т.е. позже срока, установленного п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (не позднее 15.06.2017 г). Сведения по данному застрахованному лицу в "исходной" форме не содержались. Обязанность по представлению страхователями формы СЗВ-М в территориальные органы ПФР установлена п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 г. № 27-Ф. Срок представления - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (в ред., действующей в период с 01.01.2017). Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период апрель, май 2017 года (тип сведений - «исходная») были представлены Администрацией своевременно, что отражено в решениях, данный факт Управлением ПФР не оспорен, следовательно, срок представления этой формы страхователем изначально не нарушен. Право страхователей дополнять и уточнять переданные в Пенсионный фонд РФ сведения о застрахованных лицах, установлено статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и инструкцией "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Форма СЗВ-М утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.16 г. № 83п. В пункте 3 этой формы указано на то, что тип формы (код) заполняется обязательно одним из кодов: «исхд», «доп» или «отмн», где: «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период: «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период. То есть страхователь может представить только дополняющие и отменяющие сведения за тот же месяц, за который уже был представлен отчет формы СЗВ-М с типом сведений «исходная». При этом в соответствии с формой "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, дополняющая форма подается с целью дополнения ранее принятых пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период. Как установлено судом и не оспаривается Управлением, Администрация первоначально представила отчетность формы СЗВ-М за апрель и май 2017 года без нарушения сроков. Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР. Исходя из конструкции норм ст. 15 и 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен. Следовательно, нарушение срока представления этих сведений Администрацией допущено не было. С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено направление страхователю при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. В п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н указано на то, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Для представления корректирующих сведений установлен в Инструкции от 21.12.2016 N 766н срок 5 рабочих дней, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений. При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного Администрации правонарушения. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, Администрация реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Доказательств того, что именно орган пенсионного фонда уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в арбитражный суд не представлено. Такой правоприменительный подход согласно правовой позиции, изложенной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что привлечение Администрации к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ за несвоевременное представление формы «Сведения о каждом работающем застрахованном лице» за апрель и май 2017 года с типом сведений «дополняющая» в данной ситуации является неправомерным. Выводы суда об отсутствии в рассматриваемом случае состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ согласуется с правовой позицией, изложенный в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2013 N ВАС-1010/13 по делу N А76-7462/2012, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2019 N Ф06-43803/2019 по делу N А06-6892/2018, от 26.02.2019 N Ф06-43808/2019 по делу N А06-3861/2018, от 25.02.2019 N Ф06-43807/2019 по делу N А06-6890/2018, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по делу № А65-8976/2017, Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 10.04.2017 N Ф03-924/2017 по делу N А16-1601/2016, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 N 11АП-4387/2017 по делу N А72-254/2017, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 N 17АП-12855/2017-АКу по делу N А60-24770/2017. Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности. С учетом изложенного, основания для взыскания с ответчика суммы штрафных санкций по решениям от 06.06.2018 №077S19180010130 и от 06.06.2018 №077S19180010129 в рассматриваемом случае отсутствуют. Доводы фонда, изложенные в заявлении судом отклоняются как основанные на неверном, ограничительном толковании положений Закона № 27-ФЗ и противоречащие сложившейся судебной практике по рассматриваемому вопросу. При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафных санкций по решениям от 06.06.2018 №077S19180010130 и от 06.06.2018 №077S19180010129 следует отказать. Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в порядке ст.110 АПК РФ, однако, учитывая, что он на основании подп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, дело рассмотрено без взимания государственной пошлины. Руководствуясь ст.101-103, 110, 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11,17, 18Федерального закона РФ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, статьями 333.16, 333.17, 333.18, 333.21, 333.22, 333.35, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 19, 21, 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", Постановления Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007, Определениями Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2017 N 301-КГ17-4996 по делу N А29-10533/2016, от 17.08.2017 N 301-КГ17-5103 по делу N А29-10557/2016, от 17.08.2017 N 301-КГ17-4749 по делу N А82-14798/2016, от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293, ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Администрации сельского поселения Сосновый Солонец Муниципального района Ставропольский Самарской области (ИНН <***>) в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) штрафные санкции в размере 700 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2018 года по решению от 06.06.2018 №077S19180010132. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. Решение подлежит немедленному исполнению. Решение в виде резолютивной части может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мотивированное решение, составленное по заявлению лица, участвующего в деле, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | О.В. Мешкова | ||||