ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-14975/2021 от 07.10.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2021 года

г.Самара

Дело №

А55-14975/2021

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мехедовой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,

рассмотрев в судебном заседании   07 октября 2021  дело, возбужденное по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Самарский завод медицинских изделий", (ОГРН 1166313109599), г. Тольятти, Самарская область,

к Приволжской электронной таможне, г. Нижний Новгород, Нижегородская область,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги» (ОГРН 1026303513686),
2) Управления Роспотребнадзора по Самарской области, г.Самара 

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10418000-308/2021

при участии в заседании

от заявителя - Третьякова О.А., представитель по доверенности от 12.08.2021, диплом,
от заинтересованного лица - Назарычева Л.Р., представитель по доверенности от 14.05.2021, диплом; Курганская А.И., представитель по доверенности от 06.09.2021,
от третьих лиц- 1) не явились – извещены;
                            2) Гришин П.А., представитель по доверенности от 17.12.2020, диплом; 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Самарский завод медицинских изделий" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании постановления Приволжской электронной таможни (далее – административный орган, Таможня) от 12.05.2021 № 10418000-308/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Определением от 03.06.2021 заявление принято к  рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. ст.226, 227 АПК РФ, сторонам предложено представить  дополнительные документы в установленные судом сроки.

Определением суда от 28.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам общего искового производства.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги», Управление Роспотребнадзора по Самарской области.

ООО «Самарские таможенные услуги» в отзыве заявленные требования поддержало.

Административный орган в отзыве и дополнении к нему заявленные требования отклонил.

Управление Роспотребнадзора по Самарской области в отзывах заявленные требования отклонило.

Представитель общества в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представители административного органа в судебном  заседании против удовлетворения заявленных требований возражали.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает заявление в отсутствие представителя ООО «Самарские таможенные услуги», которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в заявлении и отзывах на него, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 09.12.2020 таможенным представителем ООО «Самарские таможенные услуги» от имени  и по поручению общества (декларанта) на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее – Приволжский ЦЭД) с применением электронной формы таможенного декларирования подана предварительная декларация на товары (далее - ДТ)
с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в том числе, товара № 2 – «беспудровый антиадгезив для коагулянта, раствор, CTF-40B3 - 6000.00 кг, в 30 пластиковых бочках объемом 200 л; является поверхностно-активным средством; предназначен для промышленного производства перчаток из нитрильного латекса: добавка в коагулянт против избыточного прилипания - неионогенный ПАВ; химический состав: стеарат кальция - 30-50 %, этоксилат жирного спирта - 1-10 %, вода до 100 %. не содержит этилового спирта, наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров; Производитель: BUDGET CHAMP SDN. BHD, страна происхождения – Малайзия», заявлен код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) – 3402 13 000 0.

Ввоз вышеуказанных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) осуществлялся через в зоне деятельности ПЗТК Новороссийского западного таможенного поста в рамках внешнеторгового контракта от 28.05.2020 № KD20-02, заключенного обществом с компанией «KENDEKPRODUCTSSdnBhd» (Малайзия), по инвойсу от 09.10.2020 № KP 12010047-B и международной товаротранспортной накладной (CMR) от 08.12.2020 № 152.

В день подачи таможенной декларации, она принята таможенным органом и зарегистрирована под номером № 10418010/091220/0363247.

10.12.2020 Приволжским ЦЭД принято решение № РКТ-10418010-20/002625 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, в результате которого код ТН ВЭД ЕАЭС товара № 2 сменился на 3402 90 100 8 и был скорректирован 11.12.2020 (КТД № 10418010/091220/0363247/04).

При подаче ДТ № 10418010/091220/0363247 в отношении товара № 2 обществом не были заявлены либо не представлены сведения о прохождении санитарно-карантинного контроля.

14.12.2020 в ходе проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в адрес декларанта был направлен запрос о представлении сканированной копии товаротранспортной накладной (CMR) с целью подтверждения наличия штампа «Ввоз разрешен», подтверждающего прохождение санитарно-карантинного контроля.

14.12.2020 общество представило пояснения, исходя из которых следует, что штампы «Ввоз разрешен», подтверждающий прохождение санитарно-карантинного контроля не проставлялись.

14.12.2020 декларанту также было отправлено уведомление о необходимости обратиться в Роспотребнадзор по Самарской области с целью проставления штампа «Ввоз разрешен» на товаросопроводительных документах.

Однако в сроки выпуска товара - транспортная накладная о прохождении санитарно-карантинного контроля обществом представлена не была, в связи
с чем, 19.12.2020 Приволжским ЦЭД было принято решение об отказе в выпуске товара на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 7 и пункта 8 статьи 325 ТК ЕАЭС.

Ни на момент подачи, ни на момент регистрации ДТ № 10418010/091220/0363247 обществом в таможенный орган не были представлены документы, надлежащим образом подтверждающие прохождение санитарно-карантинного контроля в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применение санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», а именно документы, подтверждающие соблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, - товаротранспортная накладная (CMR) с отметками о прохождении санитарно-карантинного контроля в отношении товара № 2 по рассматриваемой ДТ.

Определением от 05.04.2021 таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. Копия определения была направлена в адрес заявителя почтой и посредством электронной почты.

28.04.2021 уполномоченным лицом таможенного органа составлен протокол об административном правонарушении N 10418000-308/2021, которым установлено несоблюдение обществом требований Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применение санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», выразившееся в отсутствии на товаротранспортная накладная (CMR) отметки о прохождении санитарно-карантинного контроля в отношении товара № 2 по ДТ № 10418010/091220/0363247. Протокол составлен без участия представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола надлежащим образом.

12.05.2021 уполномоченным лицом административного органа вынесено постановление № 10418000-308/2021 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.

 Согласно статье 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций
и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств - членов ЕАЭС в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации.

На основании части 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Также в части 5 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.

Выпуск товаров производится таможенным органом при условии,
что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров (пункт 1 части 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о таможенном регулировании под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) Федеральным законом о таможенном регулировании.

В силу пункта 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров
на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

В силу части 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.

Таким образом, на момент помещения товаров под таможенную процедуру и его выпуска должны быть соблюдены запреты и ограничения, действующие в отношении представленного к таможенному декларированию товара.

В том числе, согласно статье 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант, в том числе обязан: произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

При этом обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается также на декларанта
(часть 4 статьи 128 ТК ЕАЭС).

Согласно части 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Пунктом 3 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Евразийской экономической комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов ЕАЭС.

Согласно пункту 5 статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи, на декларанта возлагается правовая обязанность по прохождению декларируемых товаров, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (далее - Решение Комиссии № 299) утвержден Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единый перечень).

Ввоз и обращение продукции (товаров) указанной в пунктах 6 - 11 раздела II Единого перечня осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товаров), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Порядок).

Пунктом 14 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Порядок) установлено, что санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров на таможенной границе Союза включает: проверку наличия государственной регистрации подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации, и их соответствия транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам; осмотр, организацию отбора (отбор) проб подконтрольных товаров для проведения оценки в случаях, указанных в пункте 22 Порядка; участие (по обращению органов, выполняющих контрольно-надзорные функции) в проверке транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, осмотр, организация отбора (отбор) проб для оценки подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень.

На основании пункта 17 Порядка - ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня, на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) государств-членов ЕАЭС, и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.

Исходя из пункта 20 Порядка в пунктах пропуска должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят в пределах своей компетенции проверку документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов на подконтрольные товары, включенные в разделы II, III Единого перечня, и при установлении их соответствия требованиям, установленным пунктами 17 или 19 Порядка, проставляют штамп «Ввоз разрешен» с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также делают отметку личной номерной печатью.

Суд отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 № 866 непосредственно Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию товаров, включенных в раздел II Единого перечня.

Также приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 № 781 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (далее – Регламент).

В соответствии с пунктом 41 Регламента экспертизы (санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок) подконтрольных товаров для целей оформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводятся организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Следовательно, вопросы осуществления государственной регистрации товаров и соотнесения ввозимой продукции с подконтрольными товарами, включенных в раздел II Единого перечня, относятся к компетенции Роспотребнадзора.

В свою очередь, при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств - членов ЕАЭС в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации (часть 1 статьи 6 ТК ЕАЭС).

Как уже отмечено, в силу части 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

При этом обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта (часть 4 статьи 128 ТК ЕАЭС).

Таким образом, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Союза, в частности подтверждающие осуществление соответствующего вида государственного контроля (надзора) в отношении товаров, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), должны быть представлены одновременно с таможенной декларацией, в которой данный товар был заявлен к таможенному оформлению.

Принимая во внимание вышеизложенное, на таможенные органы для целей таможенного контроля возлагается лишь обязанность по проверке соблюдения установленных запретов и ограничений участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе, посредством проверки наличия документов, подтверждающих их соблюдение в отношении ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара.

В соответствии с Разделом II Единого перечня государственной регистрации подлежит продукция (товары), указанная в пунктах 6 - 11 Раздела II Единого перечня, включенная в исчерпывающие позиции ТН ВЭД ЕАЭС, перечисленные в табличной части указанного раздела.

Положениями пункта 8 Раздела II Единого перечня закреплено, что в перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, относятся, в том числе, потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

В соответствии с документами, представленными Обществом при таможенном декларировании, товар является поверхностно-активным средством, предназначен для промышленного производства перчаток из нитрильного латекса, а именно представляет собой добавку в коагулянт против избыточного прилипания - неионогенный ПАВ; химический состав: стеарат кальция - 30-50 % (обеспечивает более быстрое высыхание, а также создает тончайший слой на керамической форме, который обеспечивает нелипкость резиновой пленки и соответственно легкий съем перчатки с производственной формы), этоксилат жирного спирта - 1-10 % (служит для эмульгирования стеарата кальция в воде, устойчив к щелочной среде), вода до 100 %.

Исходя из характеристик товара следует, что спорный товар является химическим продуктом.

Материалами дела подтверждается, что согласно описанию товара в графе 31 ДТ, пояснениям общества и представленному при декларировании паспорту безопасности от 28.10.2017 (Приложение № 4 к отзыву) в составе компонентов товара «беспудровый антиадгезив для коагулянта, раствор, CTF-40B3..» наличествует два химических вещества:

1 – стеарат кальция, номер CAS 1592-23-0,

2 – этоксилат жирного спирта.

Первый из указанных компонентов включен в Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, который ведется в соответствии с Положением о ведении Федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 609, - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека (Приложение № 5 к отзыву).

Суд отклоняет довод общества о том, что им представленыдокументы, в том числе, паспорт безопасности являются документом, подтверждающим отсутствие обязанности проходить санитарно-карантинный контроль, поскольку в представленном паспорте безопасности на товар содержатся сведения, подтверждающие, что товар является потенциально опасным для человека, а именно - вызывает раздражение кожи и серьезное раздражение глаз (раздел 2 «Определение опасностей» Паспорта безопасности на спорный товар (SDS-CFT-40B3).

Суд также отмечает, что 11.03.2021 в Новороссийский ЦЭД ООО «СЗМИ» была подана ДТ № 10317120/110321/0031592 на спорный товар «беспудровый антиадгезив для коагулянта, раствор, CTF-40B3…».

В комплекте документов по ДТ представлена транспортная накладная уже с отметкой Управления Роспотребнадзора по Самарской области «Ввоз разрешен» от 10.03.2021 и свидетельство о государственной регистрации (СГР).

Согласно подпункту б пункта 5 Правил оформления свидетельства о государственной регистрации продукции, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80 (далее – Правила оформления СГР) в случае оформления свидетельства о государственной регистрации, подтверждающего соответствие продукции Единым санитарным требованиям заявитель представляет в уполномоченный в соответствии с законодательством государства - члена Союза органом определенный набор документов и сведений (например - заявление; копии документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция; копия сертификата качества; документ изготовителя продукции о применении (эксплуатации, использовании) продукции; протоколы лабораторных исследований (испытаний); экспертные заключения (заключения) и другие).

Руководствуясь абзацем 5 подпункта б пункта 14 Правил оформления СГР в оформлении свидетельства, подтверждающего соответствие продукции Единым санитарным требованиям, может быть отказано, в том числе, в случае отсутствия предусмотренных правом Союза или законодательством государства-члена, в котором осуществляется государственная регистрация, оснований для оформления и выдачи свидетельства (т.е. в том случае, когда подлежащий ввозу товар не соотносится с подконтрольными, поименованными в Едином перечне).

В том случае, если товар не соотносится с разделом II Единого перечня, соответственно, товар не подлежит санитарно-карантинного контролю и штамп не проставляется.

Вышеуказанное подтверждает, что уполномоченные органы соотнесли ввозимый Обществом товар с подконтрольными товарами, поименованными в разделе II Единого перечня, поскольку: СГР выдан, в противном случае уполномоченный орган отказал в выдаче СГР;  также уполномоченный орган в лице Управления Роспотребнадзора
по Самарской области проставил штамп «Ввоз разрешен» от 10.03.2021 на товаротранспортной накладной (CMR) Общества, в противном случае Роспотребнадзор не проставлял штамп вовсе, а также уполномоченный орган соотнес его с потенциально опасными химическими и биологическими веществами, представляющими потенциальную опасность для человека (в СГР наличествует соответствующий код продукции «008»).

Суд отмечает, что идентичность спорного товара и товаров, которые ввезены с соблюдением установленных запретов и ограничений, подтверждается и самим Обществом в заявлении, пояснениях, представленных по делу об АП
№ 10418000-308/2021.

Таким образом, поскольку спорный товар, отвечает требованиям пункта 8 Раздела II Единого перечня, то для установления необходимости государственной регистрации товара «беспудровый антиадгезив для коагулянта, раствор, CTF-40B3..» нужно также установить включение в исчерпывающие позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

«3402 90 - Вещества поверхностно-активные органические (кроме мыла); поверхностно-активные средства, моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло (кроме средств товарной позиции 3401); прочие» поименованы в разделе II Единого перечня.

Соответственно, спорный товар «беспудровый антиадгезив для коагулянта, раствор, CTF-40B3..» с кодом в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 3402 90 100 8 подпадает под действие раздела II «Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации» Единого перечня товаров и подлежит санитарно-карантинному контролю.

Принимая во внимание вышеизложенное, документом, подтверждающим соблюдение установленных запретов и ограничений, для таможенных целей, в соответствии с положениями Решения Комиссии № 299, вопреки доводам общества является перевозочный документ – товаротранспортная накладная (CMR) с отметками (штампами) о прохождении санитарно-карантинного контроля (со штампом «Ввоз разрешен»).

Таким образом, довод общества о том, что при таможенном декларировании заявителем предоставлялся паспорт о безопасности товара, суд отклоняет, поскольку данный довод не опровергает факта отсутствия необходимого штампа на соответствующих товарно-сопроводительных документах при декларировании спорных товаров.

Из материалов дела следует, что на момент подачи, регистрации ДТ
№ 10418010/091220/0363247 обществом не представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а именно товаротранспортная накладная с отметками о прохождении санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), и соответственно, ООО «СЗМИ» не подтвердило соблюдение запретов и ограничений, ввиду отсутствия сведений об отметках и документах, свидетельствующих о прохождении государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), предусмотренных Порядком.

Таким образом, при декларировании товаров по ДТ № 10418010/091220/0363247 декларантом ООО «Самарский завод медицинских изделий» нарушены требования пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС, пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, подпункта 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС, пункты 2, 3, 4, 5 статьи 128 ТК ЕАЭС, пункт 20 Порядка в силу которых у Общества на момент подачи и регистрации таможенным органом ДТ № 10418010/091220/0363247 должен был быть товаросопроводительный документ (CMR) с проставленным отметкой о прохождении санитарно-карантинного контроля «Ввоз разрешен».

Ввиду непредставления транспортной накладной, свидетельствующей о прохождении санитарно-карантинного контроля, 19.12.2020 Приволжским ЦЭД было принято решение об отказе в выпуске товара на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 7 и пункта 8 статьи 325 ТК ЕАЭС.

Названные обстоятельства подтверждены материалами дела и обществом должным образом не опровергнуты.

Таким образом, общество, подав в таможенный орган ДТ
№ 10418010/091220/0363247 осуществило действия, направленные на ввоз товара, который в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных правовых актов должен сопровождаться представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

Следовательно, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность.

По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд считает, что в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, допускающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Наложение на общество штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Приведенные в заявлении доводы не опровергают обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела в суде.

Следовательно, оспариваемое обществом постановление от 12.05.2021 № 10418000-308/2021 является законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.В. Мехедова