ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-15026/07 от 06.11.2007 АС Самарской области

А55-15026/2007

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

06 ноября 2007 года

Дело №

А55-15026/2007-3

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

ФИО1

рассмотрев 01 ноября 2007 года в судебном заседании дело по иску, заявлению Муниципального учреждения "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти",445017, Самарская область, Тольятти, К.Маркса, 42

От 12 октября 2007 года №

к Судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2, Отделу судебных приставов Центрального района г. Тольятти 445019, Самарская область, Тольятти, М.Горького, 31

третье лицо – взыскатель Муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти»

О признании незаконным требования от 03.10.2007

при участии в заседании

от заявителя – ФИО3, дов.

от ответчиков (отдел) – не явился (извещен)

от ответчиков (пристав) – ФИО2, удостоверение от 20.03.2007

от 3-го лица – не явился (извещен)

При ведении протокола секретарем судебного заседания Анищенко Я.С.

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2007 года.

Установил:

Заявитель - Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным требование судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 об исполнении от 03.10.2007 г.

Ответчик заявленные требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08.10.2007 г. в адрес заявителя поступило требование судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 (вх. № 2591 от 08.10.2007 г.), в соответствии с которым ликвидационная комиссия МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г.Тольятти» была обязана включить в реестр требований кредиторов (в промежуточный ликвидационный баланс) постановления о взыскании исполнительских сборов от 14.06.2007 г. на сумму 1810,48 руб. по исполнительному производству № А-577/386/11-07 от 23.05.2007 г., от 01.08.2007 г. на сумму 353,67 руб. по исполнительному производству № А-595/391/11-07 от 31.05.2007 г., от 02.07.2007 г. на сумму 35,01 руб. по исполнительному производству № А-610/395/11-07 от 21.06.2007 г., от 01.08.2007 г. на сумму 27 422,60 руб. по исполнительному производству № А-625/399/11-07 от 06.07.2007 г., от 01.08.2007 г. на сумму 50 424,96 руб. по исполнительному производству № А-626/401/11-07 от 06.07.2007, от 01.08.2007 г. на сумму 54,29 руб. по исполнительному производству № А-627/402/11-07 от 06.07.2007 г. и от 13.08.2007 г. на сумму 514 352,04 руб. по исполнительному производству № А-661/412/11-07 от 31.07.2007 г. и предоставить ликвидационный баланс заявителя с включенными в реестр кредиторов вышеуказанных документов.

Заявитель считает, что указанное оспариваемое требование судебного пристава-исполнителя от 03.10.2007 вынесено с нарушением норм гражданского законодательства и Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", прав и законных интересов заявителя, по доводам, поскольку удовлетворение требований кредиторов при ликвидации осуществляется в особом порядке, что препятствует осуществлению в отношении ликвидируемой организации процесса исполнения, предусмотренного Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Судебного пристав-исполнитель с указанными доводами заявителя не согласен и считает, что требование об исполнении от 03.10.2007 г. в отношении ликвидационной комиссии МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» о включении в реестр требований кредиторов постановлений о взысканий исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 вынесено в соответствии с действующим законодательство, никаких фактических исполнительных действий по удовлетворению требований кредиторов, таких, например, как арест денежных средств, опись имущества, судебный пристав-исполнитель не осуществлял, поэтому не мог создать препятствия для деятельности ликвидационной комиссии.

Третье лицо – взыскатель Муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти» в отзыве указывает, что в силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (с учетом пунктов 4 и 5 названного постановления Конституционного Суда РФ) из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, исполнительский сбор оплачивается должником после удовлетворения требований взыскателя в полном объеме. Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов Центрального района г.Тольятти ФИО2 не представила суду доказательств погашения задолженности МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г.Тольятти» перед МУП «ПО КХ г.Тольятти» в рамках вышеуказанных исполнительных производств.

Доводы заявителя суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

В то же время, доводы налогового органа суд считает ошибочными и не соответствующими закону.

Как следует из материалов дела, 14.12.2006 г. было вынесено Постановление мэра городского округа Тольятти № 11508-1/п «О ликвидации муниципального учреждения «Департамент энергетики. ЖКХ и связи г. Тольятти».

14.03.2007г. в «Вестнике государственной регистрации» № 10 было опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» и о предъявлении требований кредиторов в течение 2-х месяцев с момента публикации.

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Пунктом 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия МУ «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти» принимала требования кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации о ликвидации (т.е. до 14.05.2007 г. включительно) и после окончания данного срока составила промежуточный ликвидационный баланс.

15.05.2007 г. были выданы Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти».

Письмами от 14.05.2007 г. исх. № 2598, от 18.05.2007 г. исх. № 2647, от 23.07.2007 г. исх. № 2922, от 09.08.2007 г. исх. № 2974 и от 21.09.2007 г. исх. № 3082 в адрес судебного пристава-исполнителя неоднократно сообщалось о том, МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» находится в стадии ликвидации и представлялись соответствующие документы (Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации и выписка из ЕГРЮЛ).

В соответствии с п. 2 ст. 61 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае ликвидации должника-организации исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения. О направлении исполнительного документа ликвидационной комиссии (ликвидатору) судебный пристав-исполнитель сообщает взыскателю.

Однако в период нахождения заявителя в процессе ликвидации судебный пристав-исполнитель продолжала осуществление исполнительских действий без учёта особого порядка удовлетворения требований кредиторов при ликвидации организации.

23.05.2007 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 возбуждено исполнительное производство № А-577/386/11-07 на основании исполнительного листа № 054769 от 19.04.2006 г., выданного Арбитражным судом Самарской области, о взыскании с Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» долга 25863,96 руб. в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти», и 14.06.2007 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 1810,48 руб. за неисполнение исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

31.05.2007 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 возбужденно исполнительное производство № А-595/391/11-07 на основании исполнительного листа № 053366 от 19.04.2007 г., выданного Арбитражным судом Самарской области, о взыскании с Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» долга 5052,36 руб. в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти» и 01.08.2007 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 353,67 руб. за неисполнение исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

21.06.2007 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти возбуждено исполнительное производство № А-610/395/11-07 на основании исполнительного листа № 056083 от 23.04.2007 г., выданного Арбитражным судом Самарской области, о взыскании с Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» долга 500,18 руб. в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти» и 02.07.2007 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 35,01 руб. за неисполнение исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

06.07.2007 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 возбужденно исполнительное производство № А-625/399/11-07 на основании исполнительного листа № 057302 от 17.05.2007 г., выданного Арбитражным судом Самарской области, о взыскании с Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» долга 391751,37 руб. в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти» и 01.08.2007 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 27422,60 руб. за неисполнение исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

06.07.2007 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 возбужденно исполнительное производство № А-626/401/11-07 на основании исполнительного листа № 057178 от 17.05.2007 г., выданного Арбитражным судом Самарской области, о взыскании с Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» долга 720356,52 руб. в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти» 01.08.2007 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50424,96 руб. за неисполнение исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

06.07.2007 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 возбужденно исполнительное производство № А-627/402/11-07 на основании исполнительного листа № 057300 от 17.05.2007 г., выданного Арбитражным судом Самарской области, о взыскании с Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» долга 775,60 руб. в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти» и 01.08.2007 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 54,29 руб. за неисполнение исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

31.07.2007 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 возбужденно исполнительное производство № А-661/412/11-07 на основании исполнительного листа № 058465 от 12.04.2007 г., выданного Арбитражным судом Самарской области, о взыскании с Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» долга 7347886,33 руб. в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти» и 13.08.2007 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 514352,04 руб. за неисполнение исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

21 августа 2007 г. исполнительные листы по вышеуказанным исполнительным производствам и соответствующие постановления о взыскании исполнительского сбора направлены в адрес ликвидационной комиссии МУ «ДЭЖКХ и связи г. Тольятти» для исполнения.

Письмом от 05.09.2007 г. № 3059 (вх. 11.09.2007 г. № 5570) все постановления о взыскании исполнительского сбора МУ «ДЭЖХК и связи г. Тольятти» возвращены судебному приставу-исполнителю, в связи с тем, что судебный пристав-исполнитель не вправе возбуждать исполнительное производство в отношении должника - ликвидируемой организации, а также выносить постановления о взыскании исполнительского сбора.

11.09.2007 г. судебным приставом-исполнителем указанные постановления вновь были направлены в адрес председателя ликвидационной комиссии (вх. 17.09.2007 г.).

21.09.2007 г. письмом № 3082 (вх. 27.09.2007 г. № 5789) все постановления о взыскании исполнительского сбора должником вновь возвращены судебному приставу-исполнителю по тем же самым основаниям.

03.10.2007 г. судебным приставом-исполнителем было выставлено оспариваемое требование об исполнении от 03.10.2007 г. в отношении ликвидационной комиссии МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» о включении постановлений о взыскании исполнительского сбора в реестр требований кредиторов как исполнительных документов и предоставления ликвидационного баланса для осуществления контролирующих функций судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, ответчик, получив вышеуказанные исполнительные листы и зная о процессе ликвидации должника, не передавал их ликвидационной комиссии согласно п. 2 ст. 61 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" для исполнения в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, а возбуждал исполнительное производство с назначением срока для добровольного исполнения и последующим привлечением должника к ответственности в виде исполнительского сбора за неисполнения обязанности.

Однако при ликвидации должника-организации удовлетворение имущественных требований кредиторов осуществляется в особом порядке, что препятствует осуществлению в отношении ликвидируемой организации процесса исполнения, предусмотренного ФЗ «Об исполнительном производстве».

Поэтому все действия по удовлетворению требований кредиторов в рамках исполнительного производства после установления факта нахождения должника-организации в процессе ликвидации, являются неправомерными.

Указанные доводы подтверждаются судебной практикой, а именно выводами, изложенными в Постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2007 г. по делу № А55-11837/2006-43.

Довод ответчика о том, что сами постановления о взыскании исполнительского сбора в суде не обжаловались, судом не отменены, поэтому законны и обоснованны, не является основанием для требования о включении в реестр кредиторов и ликвидационный баланс заявителя вышеуказанных документов.

Согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит Постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Указанная норма права не предусматривает обязанности учета ликвидатором требований кредиторов в реестре требований, в отличие от Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2005 года по делу № А55-3364/2005-43.

Промежуточный ликвидационный баланс, в силу п.2 ст.63 ГК РФ, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторов и результатах их рассмотрения.

Согласно пункту 5 статьи 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Таким образом, в связи с установленным ст.61-64 ГК РФ особым порядком удовлетворения требований кредиторов у заявителя отсутствовала обязанность исполнения вышеуказанных исполнительных листов о взыскании долга в пользу МУП «ПО КХ г. Тольятти» именно в трёхдневный срок, установленный приставом, поскольку они подлежали исполнению в порядке, установленном пунктом 5 статьи 64 ГК РФ.

Следовательно, основания для привлечения должника к ответственности, установленной ст.81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" отсутствовали.

Арбитражный суд учитывает, при надлежащем исполнении ответчиком требований ст.61 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и своевременной передаче исполнительных листов ликвидационной комиссии постановления о взыскании исполнительского сбора вообще бы не были вынесены.

При указанных обстоятельствах суд считает, что нарушение ответчиком требований ст.61 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не является основанием для удовлетворения неправомерных требований о включении постановлений о взыскании исполнительского сбора в реестр требований кредиторов как исполнительных документов.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель ФИО2 продолжая исполнительные действия в рамках указанных исполнительных производств и направляя в адрес заявителя оспариваемое требование об исполнении постановлений о взыскании исполнительских сборов, создаёт препятствия для деятельности ликвидационной комиссии по полномочиям, предусмотренным ст. 62 ГК РФ.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным требование судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти ФИО2 об исполнении от 03.10.2007 г.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1