ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-1560/17 от 12.05.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена  12.05.2017

Полный текст  решения изготовлен 17.05.2017

мая 2017 года

Дело №

А55-1560/2017

Арбитражный суд Самарской области

в составе

 судьи Разумова  Ю.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ждановой С.В.

рассмотрел   04.05.-12.05.2017  в судебном заседании     дело по иску

Общества  с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал"

к  Федеральному  казенному  учреждению  "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"

При участии третьего лица - Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»

О взыскании 12 884 686 руб. 87 коп.

при участии в заседании

от истца -  Бородинов  М.А., дов. № 76 от 30.12.2016

от ответчика -  Камозин Г. О., дов. № 11/46 от 17.01.2017

от третьего лица - Романчев А.М., дов. № 146 от 03.04.2017

Общество с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" обратилось в арбитражный суд с  иском к Федеральному  казенному  учреждению  "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" о взыскании 12 884 686 руб. 87 коп. задолженности  за услуги водоснабжения и водоотведения по государственному контракту №55/к/295 от 23.05.2016 за период с  сентября  по октябрь 2016 года.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором возражал относительно заявленных требований.

Определением от 10.03.2017 суд  привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".

Третье лицо представило отзыв на иск, считает иск необоснованным.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном  заседании,  начатом 04 мая 2017г., объявлялся перерыв  до 12 мая 2017г. до 13   час  00 мин.

Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: www.samara.arbitr.ru. После перерыва заседание было  продолжено.

После перерыва ответчик ходатайствовал о вызове  для допроса свидетеля, ведущего инженера учреждения – Давыдовой  Т.В. для дачи пояснений о процедуре заключения соглашения от 21.12.2016 о расторжении госконтракта в целях устранения противоречий в редакции данного соглашения, в удовлетворении  которого судом отказано, поскольку ответчиком не был представлен на обозрение суда, в отличие от истца, оригинал данного соглашения, о чем  вынесено протокольное определение.

Исследовав материалы дела,  заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд установил:

 Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту- Федеральный закон № 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

23.05.2016г. между ФКУ «Объединенное стратегическое
командование           Центрального           военного        округа»          и ООО «Сызраньводоканал» был заключен Государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения № 55/к/295 (далее по тексту — государственный контракт ) (в редакции протокола согласования разногласий от 25.05.2016г.).

Государственный контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016г. (п. 19.1.).

При этом услуги в рамках указанного государственного контракта должны быть оказаны в период с 01.01.2016г. по 30.11.2016г. (п. 19.2.).

Согласно п. 2.1. и 2.2. государственного контракта  Исполнитель принял на себя обязательства по снабжению 464 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказанием услуг (далее - Получатель услуг) холодной питьевой водой и приему сточных вод, а Заказчик обязался оплачивать оказанные услуги в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим Контрактом.

В соответствии с п. 2.4. государственного контракта  местом исполнения обязательств по контракту являются военные городки, расположенные в Самарской области, г. Сызрань.

Пунктом 4.1. государственного контракта  установлена цена контракта в размере 15 002 307, 60 рублей, из которых стоимость водоснабжения определена сторонами в сумме 9 132 869, 60 рублей, стоимость водоотведения - в сумме 5 869 438 рублей.

При этом пунктом 4.5. государственного контракта  цена Контракта и цена единицы Услуги являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения Контракта.

Условиями государственного контракта также установлено, что принятие Заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах утвержденных Заказчику лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 4.6. государственного контракта ).

В силу пункта 8.2. государственного контракта  учет полученной питьевой воды ведется сторонами по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности Заказчика, которая определена в соответствии с Приложением № 1 к государственному контракту. Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод приведены в Приложении № 3 к государственному контракту.

Приложение № 1 «Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям, устройствам и сооружениям» подписано в отношении каждого из военных городков, перечисленных в пункте 2.4. государственного контракта.

При этом акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон являются трёхсторонними и подписаны между ООО «Сызраньводоканал», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и транзитной организацией - АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

В актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон
зафиксировано, что граница эксплуатационной ответственности по
водопроводным        и          канализационным    сетям  между ООО «Сызраньводоканал» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» отсутствует, поскольку Заказчик подключен к сетям транзитной организации.

В соответствии с п. 6.4 государственного контракта оплата производится ежемесячно, на основании платежных документов, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

В обоснование исковых требований истец ссылается на следующее.

Согласно п. 8.10 государственного контракта через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или при отсутствии у ответчика приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном законом порядке, учет полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод осуществляется расчетным методом.

При отсутствии или неисправности прибора учета расчет потребления питьевой воды и сброс сточных вод производится согласно главы 3  Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Согласно пп. 2 п. 10 ст. 20 Федерального закона  № 416-ФЗ при неисправности прибора учета коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом.

Согласно ст. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведсния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644, для абонентов установлена обязанность обеспечивать учет получаемой холодной и отведенных сточных вод, установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности.

Расчет в соответствии с вышеуказанными нормами закона производится следующим образом. Из «Таблиц для гидравлического расчета водопроводных труб, которые составлены на основании СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» определяется объем воды, вытекающий из трубы заданного диаметра и скорости движения воды 1,2 м/сек.

При диаметре трубы 100 мм объем вытекающей воды равен 10,16 литра/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей воды в месяц равен 10,16 литра/сек * 60 сек. * 60 мин * 24 часа * 30 дней = 26 335 м3/мес.

При диаметре трубы 80 мм объем вытекающей воды равен 6,05 литра/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей воды в месяц равен 6,05 литра/сек * 60 сек. * 60 мин * 24 часа * 30 дней = 15682 м3/мес.

При диаметре трубы 50 мм объем вытекающей воды равен 2,55 литра/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей воды в месяц равен 2,55 литра/сек * 60 сек. * 60 мин * 24 часа * 30 дней = 6610 м3 /мес.

При диаметре трубы 40 мм объем вытекающей воды равен 1,512 литра/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей вод  в месяц равен 1,512 литра/сек * 60 сек. * 60 мин * 24 часа * 30 дней = 3919 м3/мес.

При диаметре трубы 20 мм объем вытекающей воды равен 0,384 литра/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей воды в месяц равен 0.384 литра/сек * 60 сек. * 60 мин * 24 часа * 30 дней = 995 м3/мес.

При диаметре трубы 15 мм объем вытекающей воды равен 0,2 литра/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей воды в месяц равен 0,2 литра/сек * 60 сек. * 60 мин * 24 Часа * 30 дней = 518 м3/мес.

Истец указывает, что ответчиком для расчета объемов водопользования направлялись в адрес истца сведения об объемах потребления воды и стоков по государственному контракту за каждый расчетный месяц. В январе - августе 2016 года все приборы учета, установленные на объектах ВУНЦ ВВС «ВВЛ», а также ряд приборов, установленных на других объектах ответчика, включенных в контракт, по сведениям ответчика были неисправны.

Вместе с тем, как указал истец,  приборы учета, указываемые ответчиком в предоставляемых сведениях, не были введены в эксплуатацию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. № 776. На установку данных приборов учета не были запрошены технические условия. По состоянию на 31 августа 2016 года истцом данные приборы учета не были опломбированы.

В соответствии с заключенным государственным контрактом ответчику было выставлено за услуги водоснабжения и водоотведения за сентябрь - октябрь 2016 года по актам оказанных услуг № 14660ОР от 30.09.2016 года, № 163910Р от 31.10.2016 года 14 272 355 рублей 72 коп. Ответчиком платежными поручениями от 03.11.2016 года и 21.11.2016 года была оплачена часть задолженности в сумме 1 387 668 рублей 85 копеек. Остаток задолженности за сентябрь-октябрь 2016 года составляет 12 884 686 руб. 87 коп.

Потребление по неисправным приборам учета, а также по тем приборам учета, которые не были введены в эксплуатацию, было определено согласно п. 8.10 государственного контракта расчетным методом. Диаметр сечения трубы для расчета взят по диаметру прибора учета, указанному ответчиком в своих сведениях.

Никаких мер по погашению указанной дебиторской задолженности со стороны ответчика не предпринимается.

Общая сумма исковых требований за взыскиваемый период составляет 12 884 686 руб. 87 коп.

10 октября 2016 года и 24 ноября 2016 года ответчику были направлены претензии с требованием об оплате суммы задолженности по водоснабжению и водоотведению,  согласно отчету об отслеживании отправления почтового идентификатора, претензии получены ответчиком соответственно 13.10.2016 г. и 28.11.2016г.

Срок рассмотрения претензии, согласно заключенному контракту - 10 дней.

Ответчик направил в адрес истца  ответ на претензию № 3/4229 от 09.12.2016 года, в котором отказался оплачивать сумму задолженности. Отказ ответчика от оплаты задолженности послужил поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Ответчик возражал  против заявленных требований, считает их незаконными и необоснованными поскольку истцом неверно произведен расчет  с использованием метода  учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, поскольку у истца  имеются показания приборов учета транзитной организации, установленных на вводе в военные городки,  позволяющие достоверно  определить объем  поставленной  питьевой воды и принятых сточных вод.

Так,  ответчик  указал, что согласно показаниям приборов учета транзитной организации  в сентябре – октябре  2016 года  стоимость услуг водоснабжения и водоотведения составила  1 387 668 руб. 85 коп. Кроме того, ответчик указал, что  контроль и эксплуатацию приборов учета возложена на третье лицо -  АО «Главное управление  жилищно-коммунального хозяйства».

Третье лицо в представленном отзыве считает иск необоснованным как не подтвержденным доказательствами и направленным на причинение вреда ответчику, ссылаясь на следующее.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1089-р Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Общество) определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 гг. закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Обществом с Минобороны    России    заключен    государственный    контракт
на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны

Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской
Федерации организаций от 21.09.2015 № 4-ВКХ (далее -   Контракт). Срок исполнения

обязательств по Контракту в период с 01.11.2015 по 31.10.2016.

 Во исполнение данного Распоряжения и Контракта, АО «ГУ ЖКХ» переданы водопроводные и канализационные сети, расположенные по следующим адресам: Самарская обл., г.Сызрань, ул.Ерамасова в/г № 2 в/ч 58661-7; Самарская обл., г.Сызрань, ул.Карбышева в/г № 4 филиала в/ч 86753; Самарская обл., г.Сызрань, учебно-авиационная база, ул.Троекуровская, 2 ПМ ЖДБ; Самарская обл., г.Сызрань, ул.Гончарная в/ч 58661-7; Самарская обл., г.Сызрань, ул.М.Жукова в/г № 1 СВВАУЛ; Самарская обл., г.Сызрань, ул.Володарского 79 филиал № 4 ФГКУ «426 ВГ»; Самарская обл., г.Сызрань, ул.Советская, 54;63 г № 22); Самарская обл., г.Сызрань, П.Сердовино, в/г № 11 в/ч 58661-84.

       Данные сети технологически присоединены к централизованной водопроводной и канализационной сети Истца, которое является организацией, оказывающей услуги по водоснабжению. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №259 от 20.10.2015 г. был установлен тариф на транспортировку воды с 01 ноября 2015 г. по 31.12.2015 г. - 4,20 руб./куб.м. (без учета НДС). Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №287 от 03.11.2015 г. были утверждены тарифы на транспортировку воды на период с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. - 4,20 руб./куб.м. (без учета НДС), на период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. -4,38 руб./куб.м. (без учета НДС).

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 01.07.2013 г. №1839, ООО «Сызраньводоканал» определено гарантирующей организацией систем водоснабжения и водоотведения г.о. Сызрань.

          На границе эксплуатационной ответственности между АО «ГУ ЖКХ» и ООО «Сызраньводоканал» установлены приборы, по которым осуществляется учет воды, поступающей в следующие  военные городки: в/г № 2 (Самарская обл., г.Сызрань, ул. Ерамасова в/ч 58661-7); в/г № 4 (Самарская обл., г. Сызрань, ул. Карбышева филиала в/ч 86753); Самарская обл., г.Сызрань, учебно-авиационная база, ул.Троекуровская, 2 ПМ ЖДБ; Самарская обл., г.Сызрань, ул. Гончарная в/ч 58661-7; в/г № 1 (Самарская обл., г.Сызрань. ул.М. Жукова СВВАУЛ); Самарская обл., г.Сызрань, ул.Володарского 79 филиал № 4 ФГКУ «426 ВГ»; в/г № 22 (Самарская обл., г.Сызрань, ул.Советская, 54;63).

       Данные приборы опломбированы и приняты на коммерческий учет. Показания данных приборов учета передаются АО «ГУ ЖКХ» Ответчику.

        Суд считает  необоснованным  определение истцом объема оказанных услуг расчетным способом по пропускной способности устройств и сооружений по следующим основаниям.

Исходя из доводов истца, положенных в обоснование исковых требований, приборы учета, поименованные в Приложении № 3 к государственному контракту, либо неисправны, либо не поставлены на коммерческий учет, что, по мнению Истца, предоставляет возможность определения объема и стоимости услуг с использованием метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

        Между тем, в силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

        В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»  коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.

        Под коммерческим учетом воды и сточных вод понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом (п. 11 ч. 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

       Коммерческому учету подлежит количество (объем) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения (подп. «а» п. 2  Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод ).

       Пунктом 10 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  установлено, что сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом или транзитной организацией, если иное не предусмотрено договорами абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

      Абонент или транзитная организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации, а также сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

      Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.

      Согласно пункту 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а)         при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного
присоединения и (или) пользования централизованными системами
водоснабжения;

б)         в случае неисправности прибора учета;

в)         при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления
показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или
транзитной организации, за исключением случаев предварительного
уведомления абонентом или транзитной организацией организации,
осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о
временном прекращении потребления воды.

       Исходя из пункта 15 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в том числе либо метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для
присоединения к централизованным системам водоснабжения (подп. «а» п. 15), либо метод расчетного среднемесячного (среднесуточного,  среднечасового)        количества        поданной (транспортируемой) воды (подп. «б» п. 15).

        В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в случаях:

б)         через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета
(в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного
интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора
учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;

в)         при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов
учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в
случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации,
осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение,
уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты,
определенной в договорах водоснабжения, едином договоре
водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной
воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не
установлены.

        Вместе с  тем, подпункт «б» пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  строго регламентирует порядок применения расчетного способа коммерческого учета воды по пропускной способности устройств и сооружений, а именно через 60 дней с момента возникновения неисправности прибора учета.

       Соответственно дата, с которой необходимо начинать отсчет установленного Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод  60-дневного срока должна быть подтверждена документально.

       В соответствии с положениями Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  в случае неисправности прибора учета поставщик энергоресурсов составляет акт о неисправности прибора учета, в котором должна быть указана дата выхода прибора учета из строя, а также отражена неисправность прибора, обосновывающая невозможность дальнейшей эксплуатации прибора учета.

       В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Истец не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих обоснованность применения расчетного способа коммерческого учета воды по пропускной способности устройств и сооружений в связи с неисправностью приборов учета. В том числе, не представлены документы, указывающие на наличие неисправности приборов учета и позволяющие достоверно определить дату, с которой возможен отсчет 60-дневного срока.

       Представленные в материалы дела Истцом сведения об объемах и стоках, в которых указано, что приборы учета неисправны, не могут быть признаны достоверными и достаточными доказательствами факта неисправности приборов учета, поскольку не позволяют определить дату возникновения неисправности, и не подтверждают факт наличия самой неисправности.

       Подпункт «в» пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  также  регламентирует порядок применения расчетного способа коммерческого учета воды по пропускной способности устройств и сооружений на основании данного пункта, а именно, для применения подпункта «в» необходимо наличие следующих условий:

1.         У абонента или транзитной организации отсутствуют приборы учета;

2.         В течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей водоснабжение, уведомления абонента или транзитной организации о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, приборы учета воды не установлены.

       Как следует из материалов дела, в спорной ситуации указанные условия, позволяющие поставщику энергоресурсов применять расчетный способ коммерческого учета воды по пропускной способности устройств и сооружений, не соблюдены.

       В спорный период объемы потребления воды и стоков определялись ответчиком по показаниям приборов учета транзитной организации, установленных на вводе в военные городки, поименованные в пункте 2.4. государственного контракта.

       При этом контролеры ООО «Сызраньводоканал» ежемесячно совместно с представителями непосредственных потребителей услуг холодного водоснабжения и водоотведения осуществляли снятие показаний приборов учета, установленных на вводе в военные городки.

       Относительно доводов Истца  неисправности некоторых из приборов учета, поименованных в Приложении № 3 к государственному контракту, следует заметить.

        В соответствии с положениями Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  в случае неисправности прибора учета поставщик энергоресурсов составляет акт о неисправности прибора учета, в котором должна быть указана дата выхода прибора учета из строя, а также отражена неисправность прибора, обосновывающая невозможность дальнейшей эксплуатации прибора учета.

        В подтверждение факта неисправности приборов учета ООО «Сызраньводоканал»  представлен акт б/д и  б/н о неисправности  приборов коммерческого учета на водоснабжение и водоотведение на объектах ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», расположенных в г. о. Сызрань, а именно, о   неисправности в спорный период приборов учета водоресурсов, установленных на объектах войсковой части 58661-61 (г. Сызрань, ул. Ерамасова, в/г 2): в счетно-вычислительном пункте, пожарном депо, мастерской, диспетчерской, бане, автозаправочной станции и ПТО.

       Между тем, данный акт о неисправности приборов учета не подтверждает факт самовольного пользования системами водоснабжения, не подтверждает факт неисправности приборов учета, установленных на вышеуказанных объектах, также как и относимость данного документа к спорным отношениям, поскольку, акт о неисправности приборов учета не содержит сведений о дате его составления, и Истцом не представлено доказательств подписания акта о неисправности приборов учета от имени ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» лицом, уполномоченным на совершение указанного действия, на что указывает ответчик.

        Как следует из  материалов дела, 03.06.2016 г. в адрес ООО «Сызраньводоканал» от начальника филиала управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа было направлено информационное письмо исх. № 3/1713 с перечнем лиц, уполномоченных на представление интересов Ответчика при взаимодействии с Истцом, из содержания которого следует, что на объектах войсковой части 58661-61 (г. Сызрань, ул. Ерамасова, в/г 2) таким представителем в рамках исполнения обязательств в 2016 году являлся Сальников Эдуард Валентинович.

        В свою очередь,  акт о неисправности приборов учета от лица Ответчика подписан начальником склада Бутыраковым К.

        Как указывает ответчик, данное лицо на совершение указанного действия уполномочено не было, Бутыраков К. являлся военнослужащим войсковой части 58661-61 и не связан с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» трудовыми отношениями.

        Исходя из изложенного, суд считает, что акт о неисправности приборов учета не может подтверждать факт неисправности приборов учета, поскольку представители Ответчика при его составлении не присутствовали.

         В судебном заседании 10.03.2017 представитель ООО «Сызраньводоканал» относительно определения объема по пропускной способности пояснил, что диаметр устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, определен исходя из цифрового обозначения марок приборов учета, установленных на объектах Ответчика.

       Ответчик считает, что используемый Истцом порядок расчета объемов водопотребления является заведомо неправомерным, поскольку противоречит как императивным положениям Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод , так и условиям заключенного между сторонами спора государственного контракта, ссылаясь на следующее.

      В соответствии с пунктами 15, 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод  расчет объемов водопотребления с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений производится исходя из круглосуточного действия полным сечением устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

        Согласно пункту 8.10. государственного контракта (в редакции протокола согласования разногласий): «При самовольном присоединении к сетям водоснабжения, через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе не проведения поверки после истечения межпроверочного интервала) или демонтажа прибора учета, при отсутствии у Заказчика приборов учета, допущенных   к   эксплуатации   в   установленном   порядке           учет полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод осуществляется расчетным способом, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. № 776.

        В случае возникновения необходимости применения при расчетах метода учета пропускной способности устройств и сооружений диаметр сечения трубы принимается согласно границе эксплуатационной ответственности Заказчика по диаметру внутреннего водопровода на вводе в здания, находящиеся на обслуживании Заказчика и определяется согласно приложению № 1 к Контракту».

       Следовательно, как указывает ответчик, при заключении договора сторонами определён порядок действий в случае необходимости применении при расчетах метода учета пропускной способности устройств и сооружений, а именно диаметр сечения трубы необходимо определять согласно Приложению № 1 к государственному контракту, а именно, в соответствии с Актами разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям, устройствам и сооружениям, подписанными в отношении каждого из военных городков, перечисленных в пункте 2.4. государственного контракта, содержащие сведения о схеме инженерных сетей водопровода по каждой из точек поставки.

       Поскольку при расчете объемов потребления воды и стоков за сентябрь и октябрь 2016 года ООО «Сызраньводоканал» руководствовалось не согласованными сторонами в государственном контракте характеристиками трубопроводов, а неким цифровым обозначением в марке приборов учета, расчет исковых требований не может служить подтверждением фактического объема оказанных Истцом услуг.

      Между тем, в силу особенностей процесса оборудования приборов учета на водопроводе, при установке любого прибора учета в обязательном порядке параметры прибора подгоняются и приводятся в полное соответствие с диаметром водопровода.

      Прибор учета может быть использован в хозяйственной деятельности только при условии полного соответствия условного диаметра прибора учета условному диаметру трубопровода.

      Только при соблюдении указанного требования па прибор учета оформляются технические условия и проектная документация, после чего прибор учета может быть допущен в эксплуатацию.

      Вместе с тем, приборы учета, установленные на объектах Ответчика и используемые Истцом при расчете объемов воды и стоков по «сечению трубы», установленным порядком в эксплуатацию не допущены.

       Как следует из информационного письма филиала управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа в г. Самара от 09.12.2016 г. № 3/4224 приборы учета холодного водоснабжения не приняты ООО «Сызраньводоканал» по следующим основаниям:  АО «Славянка» не оформлены технические условия на установку приборов учета; отсутствовала проектная документация; условный диаметр приборов учета холодного водоснабжения не соответствовал условному диаметру трубопровода; установка   приборов   учета   холодного    водоснабжения    не соответствовала типовой схеме установки приборов учета.

       Таким образом, ввиду не соответствия приборов учета, установленных на объектах Ответчика, характеристикам, при которых приборы учета могут быть допущены к эксплуатации, а также прямого указания на несоответствие условного диаметра приборов учета холодного водоснабжения условному диаметру трубопровода, цифровое обозначение марок приборов учета не может быть приравнено к условному диаметру трубопровода.

       Следует отметить, что вышеуказанные сведения относительно обстоятельств, свидетельствующих о не допуске приборов учета в эксплуатацию, представителями ООО «Сызраньводоканал» не опровергались.

       Кроме того, в соответствии с содержанием искового заявления Истцом произведен расчет объема воды, вытекающей из труб диаметром 100 мм., 80 мм., 50 мм ., 40 мм., 20 мм., 15 мм.

      При этом, в расчете сведений об объемах потребления воды и стоков за сентябрь 2016 года и октябрь 2016 года указаны параметры внутреннего диаметра водопроводов равные 80 мм., 50 мм., 40 мм., 20 мм., 15 мм.

       Следовательно, в расчетах Истца, отраженных в исковом заявлении, и расчетах, отраженных в сведениях об объемах потребления и стоков, представленных в ходе рассмотрения дела ( в судебном заседание 04.04.2017 г.), присутствуют существенные противоречия относительно используемых Истцом параметров трубопроводов, проложенных на территории военных городков г. Сызрани.

         Суд находит доводы ответчика обоснованными и с ними соглашается.

       Таким образом, истец не представил в соответствии с положениями Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод письменных доказательств, подтверждающих диаметр трубы, соответственно, расчет задолженности судом не принимается в качестве доказательства объема и стоимости спорных услуг, как не подтвержденным материалами дела.

       При таких обстоятельствах дела оснований для применения метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения истца по диаметру трубы при скорости движения воды 1,2 м в секунду не имеется. Применение используемого истцом расчета ведет к неосновательному обогащению ресурсоснабжающей организации, получающей право на получение стоимости фактически непереданного ресурса.

        Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав ( злоупотребление правом).

       Следует также заметить, что пунктом 5 статьи 12 Федерального закона  № 416-ФЗ  предусмотрено, что гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (пли) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

        В силу пункта 46 Правил    №    644    заключение    организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод договора является обязательным.

        По договору по транспортировке холодной воды транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется обеспечивать поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой, технической) воды с учетом допустимых изменений качества холодной воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества.

        Правилами  № 644 предусмотрены существенные условия договора по транспортировке холодной воды и сточных вод. к которым относятся, в том числе: максимальная величина мощности (нагрузки) водопроводных сетей и сооружений на них с распределением указанной величины мощности (нагрузки) по каждой точке присоединения к водопроводным сетям абонентов;  заявленная величина мощности (нагрузки), в пределах которой транзитная организация принимает на себя обязательства обеспечить транспортировку холодной воды и сточных вод;  сроки и порядок оплаты услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод.

       На территории спорных военных городков гарантирующей организацией является ООО «Сызраньводоканал», транзитной организацией - АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

        Решениями Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2016 г. по делу № А55-14255/2016, от 27.11.2016 г. по делу № А55-14256/2016  ООО «Сызраньводоканал» понуждено заключить с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»

 договоры по транспортировке сточных вод от 01.11.2015г. № 63-02-051 и транспортировке холодной воды от 01.11.2015 г. № 63-02-050 на  период оказания услуг - 2016 год (п. 54, 55 договоров).

        Согласно п. 6 договора по транспортировке сточных вод от 01.11.2015г. № 63-02-051 ежемесячный ориентировочный объем транспортируемых сточных вод составляет 62 143, 26 куб.м.

        Исходя из п. 7 договора по транспортировке холодной воды от 01.11.2015 г. № 63-02-050 ежемесячный ориентировочный объем транспортируемой холодной воды составляет 62 143, 26 куб.м.

        Соответственно,  исходя из максимально гарантированного объема транспортируемых водоресурсов, ежемесячная стоимость услуг водоснабжения составила бы 1 221 115, 06 рублей, сточных вод - 822 155, 33 рубля.

        Таким образом, при подписании договоров на транспортировку холодной воды и на транспортировку сточных вод ООО «Сызраньводоканал» и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» установили, что максимальный объем воды и стоков по сетям транзитной организации составляет не более 62 143, 26 куб.м. соответственно.

        Между тем,  Истцом заявлены требования о взыскании задолженности за поставленную в сентябре 2016 года холодную воду в объеме 234 469 куб.м., прием сточных вод - 191 231 куб.м.; за поставленную в октябре 2016 года холодную воду в объеме 234 469 куб.м.  прием сточных вод - 191 231 куб.м., что  заведомо не соответствуют максимально возможному объему транспортируемых транзитной организацией холодной воды и сточных вод и превышают предельные объемы, в отношении которых транзитная организация приняла на себя обязательства обеспечить транспортировку холодной воды и сточных вод.

         С учетом изложенного суд считает возможным определение объема услуг в спорный период по показаниям приборов учета транзитной организации, что применялось между сторонами и в предшествующие периоды ( включая правомерность определения объема  по приборам учета транзитной организации в судебном порядке), поскольку сведения транзитной организации позволяют достоверно определить объем поставленной питьевой воды и принятых сточных вод.

        В ходе судебного разбирательства истец пояснил, что  объемы, потребленные жилым фондом, учитываемые приборами учета транзитной организации, оплачены ООО «ГУ ЖФ».

      При таких обстоятельствах дела, суд находит правомерным и обоснованным контррасчет ответчика и соответственно  с вычетом объемов жилого фонда задолженность за сентябрь 2016 года составит 108555,77 руб. и за октябрь 2016- 159622,65 руб., а всего за спорный период 268178,42 руб. (л.д.163-166, т.2), в связи с чем иск в этой части в силу ст. ст. 309, 310, 544, 781 ГК РФ следует удовлетворить, а в остальной  части в иске следует отказать.

Расходы по госпошлине в сумме  87 423 руб. 43 коп. в соответствии со ст. 110 АПК РФ следует отнести на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований, на истца – 85603,82 руб., на ответчика – 1819, 61 коп. и взыскать с последнего в пользу истца, уплатившего госпошлину в сумме  94 362 руб.  в доход федерального бюджета РФ при подаче иска по платежным поручениям №115 от 20.02.2016 и №53 от 17.01.2017 (л.д.13,14). Излишне уплаченную госпошлину в сумме  6938 руб. 57 коп. следует возвратить истцу из Федерального бюджета РФ  в соответствии со ст. 104 АПК РФ и ст. 333.37 НК РФ.

        Руководствуясь ст.ст. 110,167-176   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

     Взыскать с Федерального   казенного   учреждения   "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в пользу Общества  с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" 268 178 руб. 42 коп. основного долга и расходы по госпошлине 1 819 руб. 61 коп.

    В остальной части в иске отказать.

   Возвратить Обществу   с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" из Федерального бюджета РФ госпошлину 6 938 руб. 57  коп. как излишне уплаченную.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

       Судья

/

Ю.М. Разумов