АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Самара
15 января 2009 года
Дело №
А55-15652/2008
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2009 года. Полный текст решения изготовлен 15 января 2009 года.
Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евстигнеевой М.А.
рассмотрев в судебном заседании 12 января 2009 года
дело по заявлению Мэрии городского округа Тольятти
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области г. Тольятти
3 лица: Департамент физической культуры и спорта по Самарской области г. Самара
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области г. Самара
о признании недействительным решения налогового органа
при участии в заседании
от истца, заявителя – не явился
от ответчика, заинтересованного лица - представитель ФИО1 (по доверенности от 14.01.08г. № 135), представитель ФИО2 (по доверенности от 26.11.08г. № 244)
от 3 лиц: от 1-го – не явился, от 2-го - представитель ФИО2 (по доверенности от 09.01.07г. № 12-19/1)
установил:
Мэрия городского округа Тольятти просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области № 1334 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в сущности ссылаясь на целевой характер финансирования и правомерность применения подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (т.1 л.д.2-7). Заявитель письменно известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя (т.5 л.д.1).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее – налоговый орган) с заявлением не согласна, просит в удовлетворении заявления отказать, в сущности ссылаясь на отмену Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области оспариваемого решения и отсутствие в связи с этим нарушений прав и законных интересов заявителя, что отражено в протоколе судебного заседания.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, ссылаясь на ст. 137 НК РФ и ч. 2 ст. 201 АПК РФ, считает, что отмененное вышестоящим налоговым органом оспариваемое решение не нарушает права заявителя, поскольку признанное недействительным решение налогового органа не имеет правового значения и не создает каких-либо препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности, в т.ч. налоговый орган не вправе на основании этого решения взыскать суммы доначисленного налога, пени и (или) штрафов ни за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, ни за счет иного имущества, ни в судебном порядке (т.5 л.д.133-134).
Установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд заявителем соблюден, т.к. апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области направлена 23.07.08г. (т.1 л.д.35-38) и решение по ней принято Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области 05.12.08г. (т. 5 л.д.135-139).
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее – налоговый орган) по результатам камеральной налоговой проверки (акт от 15.05.08г. № 03-04/309 – т.1 л.д. 25-29) декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2007г. принято решение № 1334 (исх. № 03-14/1-309/30374 от 27.06.08г.) о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату суммы налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 4 454 763,40 рублей; о начислении пени в общем размере 699 026,63 рублей; об уплате недоимки по налогу на прибыль организаций в сумме 22 273 817 рублей; об уплате указанных штрафа, пени; о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (т. 1 л.д.9-19).
Основанием доначисления налога на прибыль организаций в сумме 22 273 817 рублей налоговый орган указывает то, что средства в сумме 91 500 000 руб., полученные Управлением физической культуры и спорта Мэрии городского округа Тольятти от Департамента физической культуры и спорта Самарской области в качестве долевого финансирования целевых расходов в соответствии с договором № 9 от 07.02.07г., подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль и включаются в состав внереализационных доходов, а средства в сумме 1 613 381 рублей не относятся к целевому финансированию и подлежат включению в доходы от реализации, подлежащие обложению налогом на прибыль, поскольку эти средства на проведение спортивных мероприятий выделяются на основании договоров об оказании услуг, а не по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. В связи с этим, налоговый орган считает налог на прибыль за 12 месяцев 2007г. заниженным на сумму 22 273 817 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 05.12.08г. № 18-15/26901 отменено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.06.08г. № 1334, при этом производство по делу о налоговом правонарушении, как того требует подп. 3 п. 2 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не прекращено (т.5 л.д.135-139).
В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Законодательством о налогах и сборах (ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации) закреплено право налогоплательщиков на одновременное обращение с жалобами в вышестоящий налоговый орган и в суд, поскольку правовые последствия решений, принимаемых в пользу налогоплательщика налоговым органом и судом, различны.
Наличие в законодательстве нормы, предусматривающей возможность подачи в суд жалобы вне зависимости от обращения налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган, означает обязанность суда рассмотреть спор по существу и дать в своем решении правовую оценку обстоятельствам по делу. Следовательно, данная обязанность сохраняется за судом и в случае отмены вышестоящим налоговым органом оспариваемого ненормативного акта.
Как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Информационного письма "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 22.12.2005г. № 99, отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой, в т.ч. Постановлениями Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.08г. по делу № А49-214/2008; Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.07г. по делу № А56-16164/2006; Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.05г. по делам № Ф04-5448/2005 (15272-А46-7), № Ф04-5446/2005 (15273-А46-7).
Кроме того, исходя из содержания статей 137-139, 140 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовые последствия решений, принимаемых в пользу налогоплательщика налоговым органом и судом, различны. Отмена решения инспекции вышестоящим налоговым органом означает прекращение действия такого решения на будущее, а признание решения недействительным судом влечет признание его недействующим с момента принятия и свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения. Именно поэтому в статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на одновременное обращение с жалобами в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Тогда как отмена вышестоящим налоговым органом оспариваемого решения подтверждает его незаконность.
Доводы налогового органа о том, что средства в сумме 91 500 000 руб., полученные Управлением физической культуры и спорта Мэрии городского округа Тольятти от Департамента физической культуры и спорта Самарской области в качестве долевого финансирования целевых расходов в соответствии с договором № 9 от 07.02.07г., подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль и включаются в состав внереализационных доходов, суд считает необоснованными исходя из следующего.
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, автономным учреждениям в форме субсидий, субвенций.
Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2007 год» от 07.12.06г. № 165-ГД установлено, что субсидии из областного бюджета предоставляются физическим и юридическим лицам главными распорядителями в соответствии с утверждаемыми ими правилами предоставления (по согласованию с министерством управления финансами Самарской области) по следующим направлениям: финансовая поддержка спортивных организаций Самарской области, спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва на территории городского округа Тольятти (т.4 л.д. 110-111).
В соответствии с Приказом Департамента физической культуры и спорта Самарской области от 15.01.07г. № 01-04/05 субсидии предоставляются спортивным организациям департаментом на основании представленных смет расходов и в соответствии с договором о предоставлении субсидии, заключаемым департаментом со спортивными организациями.
Как следует из материалов дела, между Департаментом физической культуры и спорта Самарской области и Управлением физической культуры и спорта Мэрии городского округа Тольятти 07.02.07г. заключен договор № 9 о предоставлении субсидии в размере 93 300 000 руб. в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств на 2007 год с правом использования субсидий организацией в целях, направленных на улучшение работы по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (т.1 л.д.67-69).
Мэрией городского округа Тольятти в свою очередь составлена смета по финансированию детско-юношеских школ городского округа Тольятти из средств бюджета Самарской области с учетом уточненной сметы (т.1 л.д.70-71, т. 4 л.д.112-113).
Доводы налогового органа о том, что Мэрия городского округа Тольятти не является спортивной организацией, а субсидии в соответствии с Приказом Департамента физической культуры и спорта Самарской области от 15.01.07г. № 01-04/05 выделяются спортивным организациям судом не может быть принят во внимание, поскольку главный распорядитель бюджетных средств Самарской области – Департамент физической культуры и спорта Самарской области выделял бюджетные средства целевым финансированием и каких-либо нарушений бюджетного законодательства при этом не установлено. Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено.
Доводы налогового органа о том, что средства в сумме 1 613 381 рублей не относятся к целевому финансированию и подлежат включению в доходы от реализации, подлежащие обложению налогом на прибыль, поскольку эти средства на проведение спортивных мероприятий выделяются на основании договоров об оказании услуг, а не по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, суд считает необоснованными исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что денежные средства получены Мэрией городского округа Тольятти как целевые денежные средства для проведения Всероссийских спортивных мероприятий – «Третьего этапа Третьей летней Спартакиады учащихся России по гандболу» (договор № 3 от 17.05.2007г. – т.4 л.д.44-45); «Всероссийских массовых соревнований по спортивному ориентированию «Российский Азимут-2007» (договор № 624 от 17.05.2007г. - т. 4 л.д.30-33); «Открытого Всероссийского дня бега «Кросс Наций 2007» (договор КН № 968 от 05.09.2007г. – т.4 л.д.87-90); «Кубок России по прыжкам на батуте» (договор № 607 от 14.05.2007г. – т.4 л.д.77-81).
По всем указанным спортивным мероприятиям утверждены сметы расходов и отчеты о целевом использовании бюджетных денежных средств представлены в Федеральное государственное учреждение «Управление по организации и проведению спортивных мероприятий» Росспорта, а также Федеральное государственное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд России» (т.1 л.д. 75-76, 85-86, 110-111, т.4 л.д.28-29, 42-43, 72, 75-76, 85-86).
Кроме того, как в Положениях о проведении названных спортивных мероприятий, так и в приказах Федерального агентства по физической культуре и спорту прямо предусмотрено, что финансирование мероприятий осуществляется Росспортом за счет средств федерального бюджета согласно утвержденному Порядку финансирования спортивных мероприятий на 2007г. и указанное финансирование поручено ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд» и ФГУ «Управление по организации и проведению спортивных мероприятий» (т.4 л.д.34-39, 47-71, 91-99).
Представленными в материалы дела доказательствами в совокупности – договорами, сметами, платежными поручениями, выписками с лицевого счета, уведомлениями, счетами, счетами-фактурами, актами, журналами хозяйственных операций подтверждается как факт получения заявителем целевых денежных средств, так и факт их расходования в установленном порядке (т. 1 л.д. 60-139, 143-158, т.2 л.д.1-150, т.3 л.д.1-150, т. 4 л.д.1-23, 28-33, 40-46, 72-90, 100-121).
Исходя из изложенного, выводы налогового органа об уплате заявителем недоимки по налогу на прибыль организаций в сумме 22 273 817 рублей; о начислении пени в общем размере 699 026,63 рублей; о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату сумм налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 4 454 763,40 рублей, о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета – являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области № 1334 (исх. № 03-14/1-309/30374 от 27.06.08г.). Таким образом, имеется нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области № 1334 (исх. № 03-14/1-309/30374 от 27.06.08г.) как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, 445031, <...>, в пользу Мэрии городского округа Тольятти судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
И. К. Степанова