ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-15707/2012 от 18.07.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

23 июля 2012 года

Дело №

А55-15707/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 июля 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании 18 июля 2012 года, дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Лифтовой Производственный Центр "ТИТАН", 443100, <...>, <...>

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Куйбышева, 145

о признании действий УФАС по Самарской области, выразившихся в обязании представить информацию незаконными

при участии в заседании, протокол которого вела помощник судьи Шарапова Л.Н.:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 29.03.2012 года;

от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность № 96/6 от 11.01.2012 года;

Установил:

Заявитель - ООО Лифтовой Производственный Центр «Титан» (далее - ООО ЛПЦ «Титан») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России), возлагающих на ООО ЛПЦ «Титан» обязанность представить информацию, запрошенную письмом исх. №2166/6 от 05.03.2012 г.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо - Самарское УФАС России с доводами, изложенными в заявлении ООО ЛПЦ «Титан», не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Самарским УФАС России письмом от 05.03.2012 г. № 2166/6 у ООО ЛПЦ «Титан» была запрошена следующая информация: сведения об объеме оказанных услуг по техническому обслуживанию лифтов за период 2010 - 2011 гг. на территории городских округов Самара, Новокуйбышевск, Сызрань и Тольятти в стоимостном и натуральном выражении с разбивкой по типу здания (МКД и иные), согласно Приложению 1; сведения о форме собственности данного предприятия (частная, государственная, смешанная форма собственности); сведения по юридическим и физическим лицам, входящим с данным предприятием в одну группу лиц, в соответствии с Приказом ФАС России от 20.11.2006 №293 по форме, согласно Приложению 2; сведения о барьерах входа на рынок услуг по техническому обслуживанию лифтов, согласно Приложению 3.

Необходимость предоставления вышеуказанной информации антимонопольному органу обусловлена проведением анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов за период 2010-2011гг., осуществляемого Самарским УФАС России во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 №66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

30.03.2012 года ООО ЛПЦ «Титан» в ответ на запрос антимонопольного органа сообщило о невозможности представления сведений об объеме оказанных услуг по техническому обслуживанию лифтов за период 2010 - 2011 гг. на территории городских округов Самара, Новокуйбышевск, Сызрань и Тольятти в стоимостном и натуральном выражении с разбивкой по типу здания, в связи с тем, что данные сведения составляют коммерческую тайну для Общества и посчитало необходимым обжаловать данные действия в судебном порядке. Доводы заявителя основаны на том, что запрос немотивирован и на отсутствии возможности представления сведений об объеме оказанных услуг по техническому обслуживанию лифтов за период 2010 - 2011 гг.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган выполняет следующие функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.

Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции установлено, что коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Самарское УФАС России осуществляет деятельность в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011г. № 30 (далее - Положение).

Согласно пункту 4.20 Положения, в полномочия Самарского УФАС России входит представление в установленном порядке в Федеральную антимонопольную службу информации, необходимой для осуществления деятельности антимонопольного органа.

Кроме того, пунктом 4.3 Положения установлено, что территориальный орган ФАС России устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля над экономической концентрацией.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения, территориальный орган ФАС России осуществляет контроль по соблюдению коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Пункт 5.16 Положения определяет, что территориальный орган ФАС России имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от коммерческих организаций (их руководителей) независимо от их местонахождения, документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.

Указанные механизмы контроля позволяют оперативно принимать меры антимонопольного реагирования по недопущению и пресечению злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением, злоупотреблению доминирующим положением при коллективном доминировании, выявлению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, а также других, запрещенных Законом о защите конкуренции, проявлений нарушений.

Как следует из материалов дела, в целях оптимизации работ по анализу состояния конкуренции на товарных рынках, ФАС России утвердило Приказ от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Необходимость проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов за период 2010-2011 гг., осуществляемого Самарским УФАС России во исполнение вышеуказанного приказа, послужило основанием для запроса информации у ООО ЛПЦ «Титан».

Таким образом, довод заявителя о том, что запрос информации от 05.03.2012 г. № 2166/6 немотивирован, является несостоятельным, поскольку вышеизложенными положениями действующего законодательства, Самарское УФАС России вправе запрашивать у коммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения своих полномочий, а не только в случае проведения проверок либо в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с чем, непредставление ООО ЛПЦ «Титан» информации, необходимой для реализации Самарским УФАС России полномочий, предусмотренных Законом о защите конкуренции, иными нормативными актами, целью которых является обеспечение реализации единой государственной антимонопольной политики, определение положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и его доли, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках, препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке. Указанные действия ООО ЛПЦ «Титан» представляют существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования.

Довод заявителя о невозможности представления сведений об объеме оказанных услуг по техническому обслуживанию лифтов за период 2010 - 2011 гг. на территории городских округов Самара, Новокуйбышевск, Сызрань и Тольятти в стоимостном и натуральном выражении с разбивкой по типу здания, в связи с тем, что данные сведения составляют коммерческую тайну для Общества является несостоятельным и не подтвержденным материалами дела.

Согласно части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального Закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон «О коммерческой тайне») обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Пункт 4 статьи 6 Закона «О коммерческой тайне» устанавливает, что на документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Таким образом, вышеуказанные положения свидетельствуют о том, что коммерческая организация обязана представлять информацию по мотивированному требованию органа государственной власти. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна быть оформлена, в установленном нормативными правовыми актами порядке.

Вместе с тем, документы, представленные ООО ЛПЦ «Титан» письмом от 19.04.2012г. №184/12, грифа «Коммерческая тайна» не содержат.

Заявитель в обоснование своей позиции также указал на невозможность
 представления информации о группе лиц со ссылкой на пункт 18 Приказа ФАС России от 20.11.2006 г. №293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» (Приказ ФАС России от 20.11.2006 №293).

Вместе с тем, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится антимонопольным органом в соответствии с положениями Приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Приказ от 28.04.2010 г. №220).

Пунктом 5.4 Приказа от 28.04.2010 г. №220, в том числе определено, что для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, в случае необходимости определяется также принадлежность к группе лиц. Запрос вышеуказанной информации является необходимым для более полной и правильной оценки состояния конкуренции на товарных рынках.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии основания для запроса Самарским УФАС России, в рамках проведения анализа состоянии конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов, информации о составе группы лиц является необоснованным.

В письме Самарского УФАС России от 05.03.2012г. №2166/6 у ООО ЛПЦ «Титан»
 была запрошена информация о барьерах входа на рынок услуг по техническому
 обслуживанию лифтов. Довод заявителя, что указанным запросом на него была возложена обязанность по проведению исследования на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно запросу Обществу необходимо было из барьеров, перечисленных в Приложении 3, указать наиболее характерные для рассматриваемого рынка. В Приложении 3 письма от 05.03.2012г. №2166/6 были указаны возможные барьеры входа на товарные рынки (в соответствии с пунктом 8.2 Приказа от 28.04.2010 г. №220). При этом, ООО ЛПЦ «Титан», не предлагалось проводить анализ этих барьеров.

Пункт 8.3 Приказа ФАС Росси от 28.04.2010 г. №220 определяет, что барьеры входа на товарный рынок анализируются:

а) с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемого товарного рынка;

б) с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на
 рассматриваемом товарном рынке, расширить производственные мощности или объем
 продаж данного товара.

При определении наличия (или отсутствия) барьеров входа на товарный рынок учитывается возможность наличия барьеров входа на товарный рынок для крупных хозяйствующих субъектов при отсутствии таких барьеров для малых хозяйствующих субъектов и наоборот.

Пункт 8.4 Приказа ФАС Росси от 28.04.2010 г. №220 в том числе устанавливает, что необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных продавцов или отраслевых специалистов (экспертов).

Для проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов по установленному нормативными правовыми актами порядку, Самарским УФАС России были запрошены сведения о барьерах входа но товарный рынок у фактических продавцов. При этом, хозяйствующим субъектам, в том числе и ООО ЛПЦ «Титан», не предлагалось проводить анализ этих барьеров, необходимо было лишь выбрать из Приложения 3 письма Самарского УФАС России от 05.03.2012г. №2166/6 те барьеры, с которыми Общество сталкивалось в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

Письмом Самарского УФАС России от 05.03.2012г. №2166/6 у ООО ЛПЦ «Титан» была запрошена информация о форме собственности предприятия (государственная, смешенная, частная форма собственности). Вышеуказанная информация необходима для более полного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Заявитель отказался представлять в адрес Самарского УФАС России сведения, мотивируя тем, что частная форма собственности в Российской Федерации отсутствует.

Пункт 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации определяет, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Пункт 1 статьи 212 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Кроме того, Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.03.1999 г. №97 «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов» (далее - Постановление от 30.03.1999 г. №97) был принят Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99 (далее - ОКФС) с датой введения в действие с 1 января 2000 года. Общероссийский классификатор форм собственности входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации.

ОКФС разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47 «Об утверждении классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов».

Согласно Постановлению от 30.03.1999 г. №97 под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. С учетом изложенного в ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника.

Каждая позиция в классификаторе содержит: двухразрядный цифровой код; наименование формы собственности; алгоритм сбора.

Двухразрядный цифровой код форм собственности, согласно ОКФС: государственная -11, частная - 16, смешенная - 17.

Кроме того, в бухгалтерском балансе ООО ЛПЦ «Титан» за 2011 год, представленном Обществом в ответ на Определение об истребовании сведений дела об административном правонарушении № 294-5979-12/6 (от 12. 04.2012 г. исх. №4077/6), в графе форма собственности указано - частная, код по ОКФС -16.

Таким образом, у ООО ЛПЦ «Титан» была возможность представить информацию на запрос Самарского УФАС России в части сведений о форме собственности предприятия и за разъяснениями положений запроса (письмо от 05.03.2012 г. № 2166/6), в Самарское УФАС России не обращалось.

Ссылка заявителя на Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.10.2010 года №01/14240-0-32 «О предоставлении информации в антимонопольный орган» не может служить основанием для признания незаконным действий антимонопольного органа.

Таким образом, действия Самарского УФАС России по направлению в адрес ООО ЛПЦ «Титан» запроса (письмо Самарского УФАС России от 05.03.2012 г. № 2166/6) о представлении информации, необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов за период 2010-2011гг., осуществляемого во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66, являются законными и основанными на нормах действующего законодательства.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя согласно ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья

/

ФИО1