АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
15 апреля 2009 года
Дело №
А55-1571/2009
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Самарской области Холодкова Ю.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Е.Б.
рассмотрев в судебном заседании 06-10 апреля 2009 года дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара
третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
о признании незаконными действий по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, выразившихся в издании заключения от 07.11.2008 года № СП-9/3000-0-1 и обязании
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1, доверенность от 01.10.2008 года
от заинтересованного лица – представитель ФИО2, доверенность № Д05-01/899 от 17.03.2009 года
от третьего лица – не явился, извещен
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 06 апреля 2009 года до 10 часов 15 минут 10 апреля 2009 года
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СК Премиум» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением (с учетом принятых судом уточнений предмета требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ л.д. – 44) о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, выразившихся в издании заключения от 07.11.2008 года № СП-9/3000-0-1 и обязании обеспечить выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом на земельном участке площадью 562 кв.м., расположенном по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Советская, рядом с домом № 40.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом уточненных требований.
Представитель заинтересованного лица требования не признает по мотивам, изложенным в возражениях (л.д. 27-29) и представленных 10.04.2009 года пояснениях.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не явилось, о дате и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии с п. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Письменный отзыв не представило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующего в деле и при непредставлении им отзыва.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При оценке оспариваемых действий суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, ООО "СК Премиум" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением № 3047/об от 02.10.2008 года о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с целью получения в аренду земельного участка для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Советская, рядом с домом № 40 (л.д. 8-9).
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка для строительства начинается с направления заинтересованным гражданином или юридическим лицом заявления в орган власти, уполномоченный на распоряжение публичными землями.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, заявление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для обеспечения выбора земельного участка.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 07.11.2008 года было подготовлено и направлено в министерство заключение № СП-9/3000-0-1 «О невозможности осуществления работ по формированию земельного участка», в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок не соответствует основным разрешенным видам использования и расположен в непосредственной близости от дома № 40 по улице Советской, в связи с чем, установление его границ приведет к нарушению прав неограниченного круга лиц (л.д. 14).
Кроме того, после проведения процедуры межевания территории, занятой дворовой территорией жилого дома № 40 по улице Советской возможно определить, не входит ли испрашиваемый земельный участок в состав земельного участка, занимаемого жилым домом. Расположение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования влечет невозможность его формирования.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО "СК Премиум" был направлен ответ о результате рассмотрения заявления № Д-21/4803 от 21.11.2008 года о невозможности формирования земельного участка на территории общего пользования (л.д. 38-40).
Не согласившись с заключением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При вынесении заключения о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара не учтены следующие обстоятельства.
Пунктом 2 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Также в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании заявления заинтересованного лица в предоставлении земельного участка под строительство, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.
Основания отказа в предоставлении земельного участка прямо указаны в пункте 4 статьи 28 ЗК РФ, а именно:
а) в случае изъятия земельных участков из оборота;
б) в случае установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
в) в случае резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
В связи с чем, установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным п. 4 ст. 28 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
В нарушение требований ст. 31 ЗК РФ Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара было дано заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка
Вывод Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок является дворовой территорией и территорией общего пользования жилого дома № 40 по улице Советской, суд считает необоснованным и не подтвержденным соответствующими доказательствами.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) из чего следует, что дворовые территории не являются территорией общего пользования.
Территорию общего пользования обозначают красные линии. В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В заключении Департамента строительства и архитектуры отсутствуют сведения о нахождении земельного участка в пределах красных линий.
В соответствии с постановлением Главы города Самары № 45 от 19 марта 2002г. «Об утверждении основных мероприятий по благоустройству дворовых территорий города Самары «Благоустроенный двор» на 2002-2005 годы» Департамент строительства и архитектуры должен провести инвентаризацию дворовых территорий, в срок до 01.05.2004 года. Результат инвентаризации оформляется паспортом дворовых территорий. Дворовая территория представляет собой – территорию, прилегающую к жилому зданию и находящуюся в общем пользовании проживающих в нем лиц.
В своем заключении о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка Департамент строительства и архитектуры сообщает, что земельный участок не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков. Но данная информация в заключении ничем не подтверждена и сообщение о принадлежности земельного участка к какой-либо градостроительной зоне отсутствует.
Более того, в материалы дела представлено письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 12.02.2009 года (л.д. – 31) из которого следует, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61 данный земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3).Использование земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, соответствует разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, в своем заключении, делает ссылку на то, что определить границы испрашиваемого земельного участка возможно только после проведения процедуры межевания территории.
Однако, постановлением № 2552 от 26.09.2005 года Главы города Самара «Об утверждении проектов границ земельных участков, расположенных в Самарском и Кировском районах», утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Советская, 40, под нежилым зданием площадью 403,3 кв.м.
Более того, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в соответствии п. 2 ст. 31 Земельного Кодекса РФ обеспечивает выбор земельного участка на основе данных государственного кадастра недвижимости. Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ по результатам выбора Департамент строительства и архитектуры информирует население о возможном предоставлении земельного участка, а так же информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты.
В связи с чем, вывод Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования жилого дома № 40 является необоснованным, так как без осуществления процедуры выбора земельного участка не представляется возможным установить наличие прав третьих лиц на данный земельный участок.
Испрашиваемый ООО "СК Премиум" земельный участок, согласно Постановлению от 26.04.2001 г. №61 «Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре» расположен в зоне Ж-3 (зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей), в соответствии с чем, на данном земельном участке возможно строительство клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом.
Довод Департамента о наличии прав третьих лиц и ссылка на п. 1 статьи 36 Земельного Кодекса РФ признается судом не состоятельным и основанным на предположениях. Доказательств формирования земельного участка под жилым домом Департаментом не представлено.
Имеющийся в материалах дела кадастровый план территории, подготовленный органами кадастрового учета, также свидетельствует об отсутствии сформированного земельного участка под жилым домом № 40 по ул. Советской г. Самара.
Доказательств наличия прав третьих лиц, а также документов, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок является дворовой территорией Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара суду не представлено.
В связи с изложенным, обжалуемые действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, выразившиеся в издании заключения от 07.11.2008 года № СП-9/3000-0-1, являются не соответствующими требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, и нарушающими права заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии со ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанных действий незаконными и удовлетворения требований заявителя в указанной части, доводы Департамента судом отклоняются.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АК РФ и подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110,167-170,176,201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, выразившиеся в издании заключения от 07.11.2008 года № СП-9/3000-0-1.
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом на земельном участке площадью 562 кв.м., расположенном по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Советская, рядом с домом № 40.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "СК Премиум" справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Ю.Е. Холодкова