ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-15975/14 от 10.09.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

сентября 2014 года

Дело №

А55-15975/2014

Судья Арбитражного суда Самарской области Т.М. Матюхина

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

заявлением  Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области",443080, Самарская область, г. Самара, ул. Авроры, 207

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ,443099, Самарская область, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 58

Об отмене постановления №СМ-24-14 от 01.07.2014

Установил:

Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление №СМ-24-14 от 01.07.2014 о назначении административного наказания вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Определением от 16.07.2014 года заявление было принято в порядке упрощенного  производства.

Административный орган, как следует из отзыва на заявление, считает вынесенное постановление о привлечении к ответственности законным и просит в удовлетворении заявления отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон), Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее – органы государственного контроля (надзора), согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

На основании п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г. № 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. В соответствии с п.4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, действующее на основании Положения об УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (утв. приказом Ространснадзора от 02.06.2011г. № АК-465 фс).

На основании Положения «О Федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.10.2013г. №880», государственные транспортные инспектора осуществляют контроль (надзор), в том числе и за обеспечением транспортной безопасности, и наделены полномочиями проводить проверки субъектов транспортного комплекса, запрашивать у них необходимую документацию и информацию и выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела,  в период с 15.05.2014г. по 05.06.2014г. УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, на основании Плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на 2014 год, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ, и распоряжения от 21.04.2014г. № 483 Бровацкого Г.Я. - и.о. начальника Управления, проведена плановая выездная проверка ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», по ее результатам составлен акт проверки № СМ - 48 АВ/14 от 05.06.2014г., в котором зафиксирован факт выявления 14 различных нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ), и выданы 13 инспекторских предписаний с требованием устранения выявленных нарушений.

В ходе проверки установлено, что одними из основных видов деятельности ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», согласно Устава предприятия, утвержденного Протоколом общего собрания акционеров ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» от 13 мая 2002 г. являются: оказание транспортных услуг общего пользования; перевозка пассажиров. ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Имеется лицензия ДА №117235 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, выданная Управлением Госавтодорнадзора по Самарской области под регистрационным номером АСС-63-700910 от 25 марта 2003 г., которая была переоформлена на основании решения лицензирующего органа - приказа от 10.05.2012 г. №382/лиц. Работы в составе лицензируемого вида деятельности: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16 - ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон), обеспечение транспортной безопасности   объектов   транспортной   инфраструктуры   и   транспортных   средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры -юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Приказом Министерства транспорта РФ от 08 февраля 2011 г. №42 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее -ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее-Требования).

В силу п.п.3,4 р.2 Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Приказом генерального директора ОАО «АВ и АС» Ф.Ф. Хакимовой от 03.03.2014 г. №176 «О назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности в ОАО «АВ и АС» ответственным за обеспечение транспортной безопасности ОАО «АВ и АС» назначен заместитель генерального директора по экономической безопасности Сефербеков Р.И. На основании п.7.2 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности наряду с персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, и подразделений транспортной безопасности относятся к силам обеспечения транспортной безопасности. Сведения о проверке сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности ОАО «АВ и АС» -заместителя генерального директора по экономической безопасности Сефербекова Р.И., с целью выявления оснований, предусмотренных ч.1 ст. 10 Федерального закона, предоставлены частично, справка согласно п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона отсутствует.

Согласно п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

В силу п. 5.10 р.2 «Требований» субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 ст. 10 Федерального закона, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.

Согласно пп «а», п.5, ст.1 Федерального закона, объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя автомобильные вокзалы и станции.

ОАО «АВ и АС» является на основании справки от 26.05.2014г. №1135 собственником объектов транспортной инфраструктуры: автовокзала г. Жигулёвска, автостанций: с. Кинель-Черкассы, с. Кошки, г. Отрадного, с. Пестравки, г. Похвистнево, с. Приволжье, с. Сергиевска, г. Чапаевска, с. Челно-Вершины, с. Хворостянка, г. Нефтегорска. На момент проведения проверки сведения о присвоении категории объекту ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» автостанции г. Нефтегорска (свидетельство о государственной регистрации права от 07.03.2013г. №63-АК №121931 по адресу Самарская обл., Нефтегорский р-н, г. Нефтегорск, ул. Буровиков, д.2) отсутствуют. Сведения о предоставлении в Федеральное дорожное агентство полной и достоверной информации для проведения категорирования, предусмотренного ст.6 Федерального закона ОАО «АВ и АС» не предоставило.

На основании п.9 ст.1 Федерального закона, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» является субъектом транспортной инфраструктуры, т.к. к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании.

Следовательно, в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона, на Общество возложена обязанность обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В силу п.1 ст.6 Федерального закона ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.4 ч.2 ст.12 Федерального закона, субъекты транспортной
инфраструктуры обязаны: предоставлять в компетентные органы в области
обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для
проведения   категорирования,   предусмотренного  ст.
6настоящего Федерального  закона.

В ходе проверки Административным органом выявлены нарушения требований по ОТБ, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, а именно:

1.Отсутствуют сведения о проверке сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» Сефербекова Р.И. с целью выявления оснований предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (отсутствует справка согласно п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона) - нарушение п. 5.10 р.2 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011г. № 42; допущено по вине юридического лица - ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».

2.Не предоставлена в Федеральное дорожное агентство полная и достоверная информация для проведения категорирования автостанции г.Нефтегорска, предусмотренного ст.6 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» - нарушение п.4 ч.2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; допущено по вине юридического лица - ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».

В адрес Общества выдано инспекторское предписание №6СМ-73АВ/14 от 05.06.2014 со сроком исполнения до 22.07.2014г.

Тем самым, административным органом установлено, что юридическим лицом -ОАО «АВиАС» допущено административное правонарушение, заключающееся в: отсутствии сведений о проверке Сефербекова Р.И. сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» с целью выявления оснований предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона (у Сефербекова Р.И. отсутствует справка согласно п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона) : в непредоставлении ОАО «АВиАС» в Федеральное дорожное агентство полной и достоверной информации для проведения категорирования автостанции г.Нефтегорска, предусмотренного ст.6 Федерального закона.

Надлежащих документов, говорящих об исполнении Обществом данной обязанности в ходе проверки не представлено.

Доводы  Общества в  об отсутствии  подтверждения факта отсутствия судимости не установлено, ошибочен, Однако, представленная обществом в ходе проверки копия (не заверенная надлежащим образом) разрешения РОХа №13017472 на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему на имя Сафербекова Р.И. не является документом, подтверждающим проверку лица, выполняющего работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности. Кроме этого, на этой представленной копии разрешения отсутствует дата его выдачи. Кроме этого, в ходе проверки представитель Общества по доверенности, сопровождающий надзорный орган при проверке, Сурин А. сказал, что Сафербековым Р.И. подана заявка в ИЦ ГУ МВД России по Самарской области для предоставления сведений об отсутствии/наличии судимости (представлена копия штампа о принятии такого заявления от 21.05.2014г., то есть такое заявление было уже подано непосредственно в ходе проверки). На момент окончания проверки соответствующего документа Обществом не представлено. Поэтому данное нарушение и было вменено Обществу при составлении протокола и вынесении постановления.

Выводы Общества, указанные в заявлении о том, что справка из ИЦ ГУ МВД России по Самарской области на Сефербекова Р.И. о наличии/отсутствии судимости предоставлена Обществом о даты вынесении постановления, проанализированы при процедуре вынесения постановления. Факт совершения указанного административного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении 11.06.2014г.,  в отсутствие указанной справки.

Ответ на указанное выше предписание со справкой поступил в Административный орган 27.06.2014г. по почте. Представление указанной справки по соответствующей форме от субъекта в адрес Административного органа говорит только о правильных и законных требованиях о проведении такой проверки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Общество  при  проверке   предоставило  в  адрес Административного органа справку, что по состоянию на 12.05.2014г. на балансе ОАО   «АВиАС»   по  обособленным  подразделениям  следующие  здания  и сооружения, в том числе АС г.Нефтегорск, то есть автостанция. Поэтому надзорный орган и предъявляет требования о направлении пакета документов в ФДА для проведения процедуры категорирования. Таким образом, юридическое лицо - ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской   области»   допустило   неисполнение   требований   по   обеспечению транспортной   безопасности   либо   неисполнение   требований   по   соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие)  не содержат уголовно наказуемого деяния, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое   предусмотрена ч.1   ст.   11.15.1    Кодекса       Российской   Федерации   об   административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Правонарушение выявлено в ходе проверки и зафиксировано в акте проверки № СМ-48 АВ/14 от 05.06.2014г. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть п.2 ст.2 КоАП РФ. Данное правонарушение является длящимся, таким образом дата совершения - 05.06.2014г. Место совершения правонарушения - г. Самара, ул. Авроры, д.207.

По факту совершения указанных выше нарушений в отношении юридического лица был составлен 11.06.2014г. протокол серии AAA № 6/24-14, зафиксировавший факт данных нарушений. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо уведомлено надлежащим образом, путем вручения извещения о составлении протокола об административном правонарушении (исх. №6-1587 от 05.06.2014) через канцелярию ОАО «АВ и АС» входящий от 05.06.2014 №971. На процедуру составления протокола об административном правонарушении прибыли представители юридического лица первый заместитель генерального директора Сурин А.А. (доверенность от 10.06.2014г. без №) и Рябова Н.В. (доверенность от 01.03.2013г. №14 сроком на три года), которым и вручена копия протокола. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо уведомлено надлежащим образом, путем вручения копии определения №29/14 от 11.06.2014г. в адрес юридического лица - представителям юридического лица. Также копии протокола и определения отправлены в ОАО «АВ и АС» заказным почтовым отправлением с уведомлением (исх. №6-1685 от 11.06.2014). Несмотря на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении 19.06.2014г. законный представитель (или представитель) на данное процессуальное действие не явился, сведения о получении почтовых отправлений на 19.06.2014г. отсутствуют, устных или письменных ходатайств о переносе даты составления постановления не заявил, в связи с чем рассмотрение дела об административном правонарушении было перенесено на 01.07.2014г., о месте и времени юридическое лицо уведомлено надлежащим образом, путем повторного отправления копии определения №30/14 от 19.06.2014г. о переносе времени рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес юридического лица заказным почтовым отправлением с уведомлением (№6-1769 от 19.06.2014), вручено, согласно уведомления 26.06.2014г. На процедуру вынесения постановления прибыл представитель юридического лица - помощник юриста ОАО «АВ и АС» Доденгефт O.K. (по доверенности от 30.06.2014г. без №), которой вручена копия постановления. Также копия постановления отправлена в ОАО «АВ и АС» заказным почтовым отправлением с уведомлением (исх. №6-1938 от 01.07.2014).

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По процедуре проведения как самой проверки, так и составления и выдачи инспекторского предписания нарушения отсутствуют. Так, как уже отмечалось выше, в период с 15.05.2014г. по 05.06.2014г. УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, на основании Плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на 2014 год, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ, и распоряжения от 21.04.2014г. № 483 Бровацкого Г.Я. - и.о. начальника Управления, проведена плановая выездная проверка ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», и по ее окончании, 05.06.2014 Административным органом составлен соответствующий акт проверки № СМ - 48 АВ/12, выдано 13 инспекторских предписаний. О проведении указанной проверки юридическое лицо было извещено надлежащим образом: письмо-уведомление о проведении плановой выездной проверки от 22.04.2014 г. исх.№ 6-1148 с заверенной надлежащим образом копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 21.04.2014 г. №483 направлено в адрес Общества заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 25.04.2014 г. в 15.21, согласно почтовой квитанции от 25.04.2014 №32423. В связи с длительным и упорным нежеланием Общества получать заказную почтовую корреспонденцию, высланную Управлением в его адрес, Административным органом дополнительно была вручена копия распоряжения непосредственно 12.05.2014 в помещении ОАО «АВиАС» путем проставления входящего штампа Общества (вх.№783 от 12.05.2014). При проведении проверки присутствовал представитель Общества, действующий на основании доверенности, Сурин А.А. - первый заместитель генерального директора ОАО «АВиАС», который и был ознакомлен с актом проверки непосредственно после его составления в тот же день, под подпись, с получением оного экземпляра акта. Ему же были вручены экземпляры всех выданных 13-ти предписаний, о чем свидетельствует его подпись.

Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки и требованиями Административного органа об устранении выявленных нарушений, изложенными в выданных инспекторских предписаниях, генеральным директором ОАО «АВиАС» Хакимовой Ф.Ф. были поданы возражения от 10.06.2014 №1280, которые поступили в Управление 11.06.2014г. Изучив последние, руководством Управления в их удовлетворении было отказано, о чем была дан ответ в адрес Общества (исх.№6-1779 от 20.06.2014, направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, вручено, согласно почтового уведомления 24.06.2014г.).

Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образует состав административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если; будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с вышеизложенным, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167-183, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления  № 6 СМ 24-14 от 01.07.2014 о назначении административного наказания вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в течение десяти дней с даты принятия, с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

Т.М. Матюхина