АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
09 октября 2009 года
Дело №
А55-16114/2009
Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрел 2 октября 2009 года заявление
Заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа полковника юстиции ФИО1 в интересах Министерства обороны РФ, 620026, Свердловская область, Екатеринбург, Луначарского,215 а,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области , 443101, Самарская область, Самара, Утевская, 20А,
с участием третьих лиц:
Министерства обороны РФ 119160, г. Москва, К-160;
Войсковой части 90600, 443539, Самарская область, Волжский район, п. Рощинский.
о признании незаконными действий,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Анищенко Я.С.
В судебное заседание явились представители:
от истца – ФИО2, дов. от 28.11.2008г.,
от ответчиков – ФИО3 (доверенность от 17.11.08, служебное удостоверение),
от Министерства обороны РФ – не явился, извещен,
от Войсковой части 90600 – ФИО4, дов. от 30.09.2009г.
Резолютивная часть решения объявлена 2 октября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 9 октября 2009 года.
Установил:
Заместитель военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа полковника юстиции ФИО1 (далее - прокурор) обратился интересах Министерства обороны РФ в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Волжскому району Самарской области по регистрации войсковой части 90600, выразившейся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи №<***> от 12 мая 2005 года – незаконными; обязать Инспекции Федеральной налоговой службы России по Волжскому району Самарской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи под номером №<***>, внесенной 12 мая 2005 года.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого решения ответчика о регистрации в качестве юридического лица законодательству, поскольку при регистрации не были представлены, в нарушение ст.14 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы: решение о создании юридического лица, учредительные документы, разделительный баланс, передаточный акт. Заявление на регистрацию было подписано неуполномоченным лицом. В регистрационном деле отсутствует решение учредителя (учредителей) и сведения о нем, документ о полномочиях лица, осуществившего регистрацию.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области (далее – регистрирующий орган, ответчик) в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает свои действия законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, объяснения представителей заявителя и ответчика в судебном заседании, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, регистрирующим органом 12.05.2005 года осуществлена государственная регистрация Войсковой части 90600 и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № <***> о внесении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002г.
Заявление о регистрации Войсковой части 90600 в качестве юридического лица подано 12.05.2005 года командиром 15 отдельной мотострелковой бригады (в/ч 90600) подполковником ФИО5, действовавшим на основании выписки из приказа Министра обороны ВС РФ №76 от 01.02.2005 г.
К заявлению была приложена выписка из директивы Генерального штаба РФ №314/2/018 от 18.01.2005 о формировании 15 отдельной мотострелковой бригады (в/ч 90600).
Какие-либо иные документы для государственной регистрации вместе с заявлением не представлены.
По мнению налогового органа на момент подачи заявления о регистрации Войсковой части 90600 в качестве юридического лица и согласно представленным документам, подполковник ФИО5 являлся представителем Министерства обороны РФ и действовал в его интересах.
Арбитражный суд считает указанный вывод ответчика ошибочным и не соответствующим закону по следующим основаниям:
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации ;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Из указанных положений следует, что представляемые в регистрирующий орган сведения должны подтверждать наличие статуса юридического лица у организации, вносимой в таком качестве в ЕГРЮЛ.
В соответствии с п.1 и 2 ст.52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
Как следует из представленных суду материалов регистрационного дела Войсковой части 90600, учредительные документы юридического лица в деле отсутствуют, в том числе и общее положение об организациях данного вида.
Из расписки в получении документов № 833 от 12.05.2005г. следует, что учредительные документы к заявлению о государственной регистрации не прилагались.
В той же расписке указывается, что заявителем представлено решение о создании юридического лица. Ответчик при этом ссылается на выписку из директивы Генерального штаба РФ №314/2/018 от 18.01.2005 о формировании 15 отдельной мотострелковой бригады (в/ч 90600).
Исследовав документ, на который ответчик ссылается, как на решение о создании юридического лица, арбитражный суд установил следующее:
Документ, имеющий наименование «ВЫПИСКА из ДГШ РФ», содержит следующий текст: «Во исполнение требований директивы Генерального штаба РФ № 314/2/018 от 18 января 2005 года сформировать 15 отдельную мотострелковую бригаду, войсковая часть 90600. Бригаду включить в состав войск военного округа и дислоцировать в п. Рощинский Волжского района».
Таким образом, 15 отдельная мотострелковая бригада, войсковая часть 90600, сформирована не директивой Генерального штаба РФ № 314/2/018 от 18 января 2005 года, а во исполнение данной директивы некоей ДГШ РФ, без указания даты и номера. Кем подписаны указанные директивы не известно, поскольку выписка не содержит данной информации и заверена начальником отделения кадров и строевого войсковой части 90600 майором ФИО6 и печатью войсковой части 90600, то есть организации, которая ещё не прошла государственную регистрацию.
Кроме того, в данной выписке отсутствуют какие-либо сведения о том, что 15 отдельная мотострелковая бригада, войсковая часть 90600, создаётся в качестве юридического лица – учреждения и имеет признаки юридического лица.
Арбитражный суд считает, что указанный документ не может рассматриваться в качестве решения о создании юридического лица, а соответствующий довод налогового органа не соответствует содержанию выписки из ДГШ РФ.
Кроме того, суд учитывал, что согласно требованиям закона решение о создании юридического лица должно быть выполнено в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.
Устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
При государственной регистрации юридических лиц при их создании в регистрирующий орган представляются документы в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На основании вышеизложенного, государственная регистрация воинских частей и организаций в организационно-правовой форме федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации осуществляется при представлении в регистрирующий (налоговый) орган распорядительного акта Правительства Российской Федерации о создании вышеуказанного юридического лица .
В соответствии с пп.19 и 20 п.10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (в редакции, действовавшей по состоянию на 12.05.2005г.), Министр:
19) принимает решения о формировании, переформировании и расформировании воинских частей и подразделений до полка включительно, а также о дислокации и передислокации воинских частей и подразделений до полка включительно в пределах территорий, переданных в пользование Минобороны России, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
20) подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил ; в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных) и учреждений , программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей федеральных государственных предприятий и учреждений, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями.
Учредительные документы федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации (устав или общее положение об организациях данного вида), представляемые при государственной регистрации создания, должны быть утверждены Министром обороны Российской Федерации.
Указанные положения законодательства были известны регистрирующему органу при совершении оспариваемых действий, поскольку они были доведены до сверения налоговых органов Письмом Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2005 г. N ЧД-6-09/98@ «О государственной регистрации создания воинских частей в организационно-правовой форме ФГУ Министерства обороны Российской Федерации».
Арбитражный суд считает, что решение о создании юридического лица в виде документа в соответствии с законодательством Российской Федерации не было представлено при государственной регистрации войсковой части 90600.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как усматривается из материалов дела, Войсковая часть 90600 не представила все необходимые для регистрации документы в регистрирующий орган, поэтому у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с ч.2 ст.198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд в порядке ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а для восстановления установленного законом порядка осуществления предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации Войсковой части 90600 в качестве юридического лица и ответчик был обязан отказать в государственной регистрации юридического лица.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2007 года по делу № А55-11526/06.
Указанными действиями ответчика нарушены права Министерства обороны РФ по определению правового статуса его структурных подразделений, что в силу п. 1 ст. 1, ст. 12, п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, в их системной взаимосвязи, ведет к ограничению предусмотренного в рамках закона осуществления государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридического лица и к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников. Войсковая часть 90600, будучи зарегистрированной в качестве юридического лица, приобретает больше прав и обязанностей, чем организационно-штатная единица МО РФ, в том числе: по уплате соответствующих налогов и сборов, самостоятельному участию в гражданском обороте путем заключения договоров от собственного имени и др. Однако, войсковая часть не имеет имущественной возможности отвечать по своим обязательствам. Таким образом, в случае неисполнения принятых на себя обязательств войсковой частью 90600, обязанность по их исполнению возлагается на Министерство обороны РФ, отвечающее за ее обязательства. Кроме того, в случае применения к рассматриваемой войсковой части штрафных санкций за неисполнение обязательств, оплата по данным санкциям будет производиться за счет Министерства обороны РФ, что, как следствие, влечет за собой причинение экономического ущерба Министерству обороны РФ, как федеральному органу исполнительной власти, финансирующему войсковую часть 90600 и отвечающему за ее обязательства.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, не имеется оснований исчислять трёхмесячный срок с даты регистрации юридического лица.
Регистрирующий орган не представил доказательства того, что Министерству обороны РФ или заявителю было известно о государственной регистрации Войсковой части 90600 в качестве юридического лица до проведённой прокурором проверки.
Военной прокуратуре Приволжско - Уральского военного округа о допущенном нарушении закона Инспекцией стало известно 30.06.2009г., что подтверждается регистрацией входящей корреспонденции № 18489 от 30.06.2009г. на сопроводительном письме к материалам, поступивших из военной прокуратуры Самарского гарнизона.
Согласно требованиям п.6 ст.108 НК РФ, п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик не доказал соответствия действий по государственной регистрации войсковой части 90600 Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Суд пришел к выводу, что оспариваемые действия регистрирующего органа не соответствуют закону и нарушают порядок создания юридических лиц.
В соответствии с п.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Однако форму устранения ответчиком допущенных нарушений прав и законных интересов в виде возложения на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи под номером №<***>, внесенной 12 мая 2005 года - суд отклоняет по следующим основаниям:
Из содержания ст.198 и 201 АПК РФ прямо следует, что требования о признании ненормативных правовых актов недействительными и действий (бездействия) государственных органов незаконными не являются тождественными.
Поскольку прокурором требования о признании недействительной записи под номером №<***>, внесенной 12 мая 2005 года, не заявлялись ни в рамках настоящего дела, ни в ином арбитражном деле, то решение арбитражного суда о признании записи ОГРН <***> недействительной не существует.
Следовательно, возложение на ответчика обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной вышеуказанной записи не будет соответствовать действительности и закону.
В судебном заседании арбитражный суд задал представителю прокурора вопрос, требуется ли заявителю время для изменения предмета заявленных требований, что отражено в протоколе судебного заседания.
Представитель прокурора указал, что он вправе самостоятельно изменить исковые требования, сославшись на доверенность от 28.11.2008г.
Ознакомившись с указанной доверенностью, суд установил, что в ней отсутствует специально оговоренное право представителя на изменение основания или предмета иска, в связи с чем разъяснил представителю прокурора положения ст.62 АПК РФ, о чём указано в протоколе судебного заседания.
При указанных обстоятельствах, представитель прокурора указал, что время для изменения предмета заявленных требований, что отражено в протоколе судебного заседания.
В отсутствие оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных ст.158 АПК РФ, суд рассмотрел настоящее дело по предъявленным требованиям.
Во исполнение требований п.5 ст.201 АПК РФ арбитражный суд считает, что следует обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области по регистрации Войсковой части 90600 в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика. Однако, в силу п.1.1. п.1 ст.333.37 НК РФ введенного в действие Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области по регистрации Войсковой части 90600 в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области по регистрации Войсковой части 90600 в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
/
Медведев А.А.