АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
31 октября 2011 года
Дело №
А55-16317/2011
Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрев 24 октября 2011 года заявление
Общества с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук" ,445007, Самарская область, Тольятти, Новозаводская,8
к Государственной инспекции труда в Самарской области, 443068, Самарская область, Самара, Ново-Садовая,106 А
о признании незаконным и об отмене постановления №23 от 31.05.2011г.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Мотовой Е.М.
В судебное заседание явились представители:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 17.03.2011г.,
от заинтересованного лица – не явился, извещен.
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 31 октября 2011 года.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Государственной инспекции труда в Самарской области №21 от 31.01.2011г. о назначении административного наказания.
Государственная инспекция труда в Самарской области (далее – Инспекция, административный орган) в отзыве заявленные требования не признало, считает постановление законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, с 22 апреля 2011 по 12 мая 2011г. заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда ФИО2 и государственным инспектором труда ФИО3 на основании распоряжения № 288-26-2011/1/1/1 от 18.04.2011 заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4, совместно с прокуратурой Центрального района г. Тольятти была проведена выездная внеплановая проверка ООО «Тольяттикаучук».
По результатам данной проверки заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда ФИО2 и государственным инспектором труда ФИО3 были вынесены акт проверки № 288-26-2011/1/1/2 от 12.05.2011 и предписание № 288-26- 2011/1/1/2 от 12.05.2011.
По результатам совместной внеплановой выездной проверки государственным инспектором труда ФИО5 вынесено постановление № 23 от 31 мая 2011 года о назначении административного наказания ООО «Тольяттикаучук».
В данном постановлении ООО «Тольяттикаучук» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В соответствии с постановлением ООО «Тольяттикаучук» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В постановлении Гострудинспекции №23 от 31 мая 2011 года отражены следующие правонарушения:
1. Превышение часовой нагрузки на одного работника в смене «А» подразделения СОП УДП ВБ (БК-6). Механизация данного рабочего места не предусмотрена. Количество работников, обслуживающих рабочее место не позволяет обеспечить выполнение работ без превышения норм предельно-допустимых нагрузок.
2. Задержка выдачи трудовой книжки работнику ООО «Тольятикаучук» ФИО6 при увольнении.
3. Невыплата заработной платы работникам ООО «Тольятикаучук» ФИО7 и ФИО8 за работу в нерабочий праздничный день 23 февраля 2011.
Кроме того, по результатам данной проверки заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда ФИО2 и государственным инспектором труда ФИО5 вынесено предписание № 288-26-2011/1/1/2 от 12.05.2011.
Руководителем Государственной инспекции труда ФИО9 рассмотрена жалоба ООО «Тольятикаучук» №7-1/31-92ю от 27.05.2011 и принято решение от 10 июня 2011 об отмене и признании незаконным 2 пункта предписания Гострудинспекции 288- 26-2011/1/1/2 от 12.05.2011 о возмещении ФИО6 не полученного им заработка в связи с задержкой работодателем выдачи трудовой книжки.
Таким образом, самим руководителем Государственной инспекции труда ФИО9 в решении от 10 июня 2011 признана неправомерность вынесенного Гострудинспекцией предписания 288-26-2011/1/1/2 от 12.05.2011 в части пункта 2, аналогичного изложенному в п.2 постановления № 23 о назначении наказания ООО «Тольяттикаучук».
ООО «Тольяттикаучук» считает постановление Гострудинспекции № 23 от 31 мая 2011 года о назначении административного наказания незаконным и подлежащим отмене.
Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
При оценке доводов сторон суд исходит из пункта 4 ст. 210 АПК РФ, возлагающего приоритет доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, что в силу ст. 65 АПК РФ не освобождает другую сторону от обязанности доказывать свои доводы.
При рассмотрении дела судом проверены все обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 ст. 210 АПК РФ, а также иные, имеющие значение по делу.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В постановлении №23 относительно превышения работниками в смене «А» подразделения СОП УДП ВБ (БК-6) часовой нагрузки указано, что данная организация работ противоречит требованиям ст.212, 219 ТК РФ. п. 1.25.7 ПОТ РМ007-98. СП 2.2.2. 1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
Ссылки Гострудинспекции на данные нормы, как на основание применения к Заявителю административного наказания в виде штрафа, являются ошибочными и необоснованными.
В соответствии с пунктом 1.25.7 Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.03.1998 N 16 (ПОТ РМ-007-98) при переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг, для юношей в возрасте от 16 до 18 лет - 16 кг следующие грузы: навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т.п.), легковесные (пустая тара, фрукты в мелкой упаковке и т.п.), штучные (кирпич и т.п.), пиломатериалы (подтоварник, тес, доски, рейки и т.п.).
В приложении №3 к СП 2.2.2. 1327-03 приведена таблица оптимальных и допустимых величин показателей тяжести и напряженности факторов трудового процесса, согласно которой суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены до 870 кг, отнесена к допустимым показателям тяжести.
Однако, как в пункте 1.25.7 ПОТ РМ007-98, так и в приложении №3 к СП 2.2.2. 1327-03 говорится именно о переноске тяжестей, в то время как, согласно п. 1.23 Межотраслевых правил, 07.03.2011 грузчиками в смене «А» подразделения СОП УДП ВБ (БК-6) производились погрузочно-разгрузочные работы.
Так, в п.1.23 Межотраслевых правил указано, что погрузочно- разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.
Понятия «погрузочно-разгрузочные работы» и «перемещение грузов» разделяются законодателем и целенаправленно вынесены в два отдельных пункта Межотраслевых правил - пункт 1.23. и пункт 1.24.
Так, в п. 1.24. Межотраслевых правил говорится о том, что перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью встроенных подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Также должно быть механизировано перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м.
Однако в акте проверки не указано, какие именно работы производились: работы по перемещению грузов или погрузочно-разгрузочные работы.
Доказательства того, что грузчиками смены «А» подразделения СОП УДП ВБ (БК-6) 07.03.2011 производились работы по перемещению грузов, в материалы дела не представлены.
Согласно Межотраслевым правилам, механизация процесса является обязательной только в случае проведения погрузо-разгрузочных работ грузов массой, более 50 кг (п. 1.23 Межотраслевых правил) либо при перемещении грузов массой более 20 кг (п. 1.24 Межотраслевых правил).
В соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда (Р 2.2.2006-05), условия труда подразделяются на следующие классы:
- Оптимальный (легкая физическая нагрузка)
- Допустимый (средняя физическая нагрузка)
- Вредный тяжелый труд 1 степени
- Вредный тяжелый труд 2 степени.
Согласно данному Руководству, предусмотрена суммарная масса грузов до 1 500 кг, перемещаемых в течение каждого часа смены. Суммарная масса грузов до 1 500 кг относится к вредному тяжелому труду 1 степени.
Как указано в постановлении №23 от 31 мая 2011 года, часовая нагрузка на одного работника составила 911 кг.
Часовая нагрузка на одного работника, равная - 911 кг, относится к вредному тяжелому труду 1 степени. Работникам, согласно требованиям, установленным в трудовом законодательстве, за вредный тяжелый труд и в соответствии с условиями коллективного договора установлены надбавки к заработной плате в размере 12% от оклада работника, предоставлены дополнительные отпуска продолжительностью - 14 календарных дней.
Таким образом, доказательства события административного правонарушения в данной части ответчиком не представлены.
Указание Гострудинспекцией в постановлении №23 от 31 мая 2011 года на то, что работнику ООО «Тольятикаучук» ФИО6 задержена выдача трудовой книжки при увольнении, является также незаконным и необоснованным.
В действиях ООО «Тольяттикаучук» отсутствовали какие-либо действия/бездействия, направленные на задержку выдачи ФИО6 трудовой книжки.
Как указывает заявитель, в последний рабочий день - 25 марта 2011 в пятницу ФИО6 за получением трудовой книжки не явился. 28 марта 2011 в понедельник ООО «Тольяттикаучук» ФИО6 было направлено письменное уведомление с просьбой явиться для получения своей трудовой книжки.
Доказательства обратного суду не представлены.
Таким образом, ссылка Инспекции на нарушение ООО «Тольяттикаучук» ст.234 ТК РФ также является необоснованной.
Указание Гострудинспекцией в постановлении №23 от 31 мая 2011 года на то, что ООО «Тольяттикаучук» в нарушение требований законодательства не выплатило заработную плату работникам ФИО7, ФИО8 за работу в нерабочий праздничный день (23 февраля 2011 года), является также незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно приказу №57 от 22.02.2011 и дополнительному соглашению №174 от 23.02.2011 к трудовому договору, ФИО8 начиная с 23 февраля 2011 года был официально переведен и принят в должности начальника смены производства синтетического бутилкаучука в установке дегазации полимера, выделения бутилкаучука.
23 февраля 2011 ФИО8 не работал, ввиду чего у работодателя отсутствовала обязанность по дополнительной оплате данного дня.
Вместе с тем, трудовое законодательство РФ не содержит какой бы то ни было запрет работодателю на официальный перевод или принятие работников на новые должности в выходные и праздничные дни, в том числе подписание и издание таких документов, как трудовой договор, дополнительное соглашение к трудовому договору либо приказ о принятии или переводе работника на другую работу.
ФИО7 занимает согласно условиям трудового договора должность заместителя генерального директора ООО «Тольяттикаучук» по работе с персоналом. 23 февраля 2011 ФИО7 исполняла свои трудовые обязанности согласно составленному и действующему на предприятии графику дежурств, введенному для высшего руководящего состава предприятия. Отработанный 23 февраля ФИО7 день был ей предоставлен в качестве выходного позднее, о чем также было пояснено уполномоченным представителям Государственной инспекции труда и прокуратуры. Сама ФИО7 существующий график дежурств не оспаривает, претензий к работодателю не имеет, никаких жалоб Государственной инспекции труда о нарушении ее трудовых прав не направляла.
Таким образом, ссылка Инспекции на нарушение ООО «Тольяттикаучук» статей 112 и 153 ТК РФ также является необоснованной и неуместной.
Согласно части 1 статьи 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Арбитражный суд на основании полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств дела пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено при отсутствии события и состава административного правонарушения и доказательств совершения ООО «Тольяттикаучук» административного правонарушения.
В силу ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 24.5, ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения, нарушение порядка привлечения нарушителя к административной ответственности являются основаниями для признания решения о привлечении к ответственности незаконным и отмене оспариваемого решения
Арбитражный суд считает, что указанные выше нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении являются существенными, а вина заявителя – недоказанной, в связи, с чем оспариваемое Постановление является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной инспекции труда в Самарской области №23 от 31.05.2011г. о назначении административного наказания в отношении ООО «Тольяттикаучук».
Выдать заявителю справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение десяти дней с даты его принятия.
Судья
/
Медведев А.А.