ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-1671/08 от 25.03.2008 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

26 марта 2008 года

Дело №

А55-1671/2008-43

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 26 марта 2008 года.

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

ФИО1

рассмотрев 25 марта 2008 года в судебном заседании дело по заявлению

Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара

От 13 февраля 2008 года № 12-14/140

к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара

третье лицо: ОАО «Самара-Лада», г.Самара

О признании незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в подготовке и утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя;

Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя, либо представить в министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности подготовки и утверждения проекта границ указанного участка.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гибадуллиной Е.И.

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 20.12.07г. №697.

от ответчика – не явился, извещен

от третьего лица – ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.08г.

Установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в суд с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в подготовке и утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя и бязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя, либо представить в министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности подготовки и утверждения проекта границ указанного участка (л.д.2-13).

В судебном заседании заявитель поддержал требования и доводы, изложенные в заявлении.

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представлено. Суд в соответствии со ст.156 АПК РФ рассматривает дело без его участия.

ОАО «Самара-Лада» поддерживает требования заявителя в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве, представленном в судебном заседании и приобщенном к материалам дела.

Исследовав доказательства по делу, с учетом объяснений сторон, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований заявителя и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 21.12.2006 г. ОАО «Самара-Лада» обратилось в министерство с заявле­нием о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г.Самара, Ки­ровский район, ул. Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя (далее - испрашиваемый земельный участок).

Во исполнение пункта 2.2. Порядка к заявлению ОАО «Самара-Лада» был приложен план-схема, на которой четко обозначено местоположение испрашиваемого земельного участка; к заявлению также были приложены иные документы, предусмотренные Порядком.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, упол­номоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия "о распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имуществен­ных отношений Самарской области (далее - министерство).

В соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Россий­ской Федерации постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок). Указан­ный акт в соответствии с названной статьей федерального закона определяет процедуры и критерии предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

Согласно Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительст­вом, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.5. Порядка в течение семи рабочих дней с даты поступления указанного обращения уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом и в соответствии с градо­строительной документацией, правилами землепользования и застройки, целе­вым назначением земель подготавливает и направляет в министерство мотиви­рованное заключение о возможности либо о невозможности изготовления про­екта границ земельного участка и его утверждения.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7. Порядка на уполномоченный орган возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения министерства об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, с учетом заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологических условий и соблюде­ния правил пожарной безопасности, обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его.

Таким образом, вышеназванные положения законодательства прямо пре­дусматривают обязательность подготовки соответствующего заключения упол­номоченным органом местного самоуправления в пределах семидневного срока, а также на обязательность мотивировки такого заключения только ссыл­ками на положения вышеуказанных нормативных документов (градостроительной документации, правил землепользования и застройки, документов, содер­жащих сведения о правовом режиме земель) в случае невозможности подготов­ки и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка. В слу­чае, если изготовление и утверждение проекта границ испрашиваемого земель­ного участка в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель возможно, упол­номоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обязан в месячный срок со дня поступления обращения министерства обеспечить изго­товлении и утверждение проекта его границ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава городского округа Самара Самарской области от 10.07.2006 г. №294 полномочия по утверждению проек­тов границ земельных участков относятся к компетенции Главы городского округа Самара.

Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 №2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством» определены уполномоченные органы по утверждению проек­тов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.

На основании указанного постановления на департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) возложены пол­номочия по утверждению проектов границ земельных участков под размещение отдельно стоящих рекламоносителей. Осуществление указанных полномочий по заявлениям министерства является обязанностью департамента.

Руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, 27.12.2006 г. в адрес департамента было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ указанного земельного участка (исходящий № 06-28/1-34577). К обращению был приложен план-схема испрашиваемого зе­мельного участка, приложенная к заявлению ОАО «Самара-Лада». Данное обращение министерства поступило в департамент 29.12.2006 г., о чем свиде­тельствует отметка на экземпляре министерства.

Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Рос­сийской Федерации и пунктом 2.5 Порядка департамент обязан был в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения министерства от 27.12.2006 г. направить в адрес министерства мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, и в случае подготовки заключения о возможности его изготовле­ния и утверждения - в месячный срок с момента поступления вышеуказанного обращения обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и ут­вердить их.

В установленные законодательством сроки департаментом не было под­готовлено мотивированное заключение по вопросу возможности изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка; утвержден­ный проект границ не был направлен в министерство. В связи с указанным обстоятельством 21.05.2007 г. министерством в адрес департамента было на­правлено повторное обращение по вопросу исполнения возложенной на депар­тамент обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта гра­ниц испрашиваемого земельного участка (исходящий №06-28/1-3457).

Однако сообщение департамента, из которого следует, что подготовка и утверждение проекта границ испрашиваемого земельного участка не представ­ляется возможным было подготовлено только 01.10.2007 г. (исходящий номер департамента №СП-9/-1958-0-2) и поступило в министерство 02.10.2007 г. При этом невозможность подготовки и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка департамент мотивировал отсутствуем плана земельного участка в масштабе 1:500 с местом размещения рекламного щита, содержание которого должно полностью отражать ситуацию местности (давность съемки или последней корректуры должна быть не более 2-х лет).

В ответ на сообщение от 01.10.2007 г. №СП-9/-1958-0-2 министерством было направлено письмо от 19.10.2007 г. № 06-28/1-3458. В названном письме министерства департаменту было указано на отсутствие в действующем законо­дательстве норм, обязывающих заявителей предоставлять планы испрашивае­мых ими земельных участков в масштабе 1:500, в связи с чем указанное сооб­щение от 01.10.2007 г. №СП-9/-1958-0-2 не является мотивированным заключе­нием о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В связи с указанным обстоятельством министерством было по­вторно предложено департаменту изготовить и утвердить проект границ испра­шиваемого земельного участка либо направить мотивированное заключение о невозможности изготовления проекта границ испрашиваемого земельного уча­стка.

26.11.2007 г. в министерство поступило заключение де­партамента о невозможности изготовления проектов границ земельных участков и их утверждения от 21.11.2007 г. (исходящий №СП-9/-195 8-0-3). В указанном заключении департаментом сообщалось, что изготовление и утверждение про­екта границ испрашиваемого земельного участка невозможно по следующим причинам: на основании представленной схемы, изготовленной ОАО «Самара-Лада» без масштаба (схематично), невозможно идентифицировать местополо­жение (размещение) рекламоносителя, так как на схеме не нанесены подземные (надземные) инженерные сети и коммуникации, зеленые насаждения, здания, бровка земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), проезжая часть и обочина дороги, линия электропередачи.

Суд считает, что заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержит законного обоснования и ссылок на нормативные акты.

После неодно­кратных обращений министерства о представлении мотивированного в соответствии с действующим законодательством заключения о невозможности подготовки и утверждения проекта границ земельного участка либо утвержде­ния проекта границ департаментом было подготовлено несоответствующее законодательству заключение о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения от 21.11.2007 г., то есть спустя почти одиннадцать месяцев после истечения установленного законодательством срока.

Пунктом 2.4. Порядка установлено, что к обращению в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара министерство прила­гает копию землеустроительного дела (в случае если оно имеется у заявителя) либо план-схему земельного участка, подписанный заявителем.

При этом согласно пункту 2.2. Порядка, местоположение земельного участка должно быть указано на прилагаемом к заявлению плане-схеме земель­ного участка, изготовленном заявителем; к заявлению также прилагаются доку­менты, указанные в приложении N 2 к Порядку.

План-схема испрашиваемого земельного участ­ка, изготовленная ОАО «Самара-Лада» и приложенная к обращению министерства от 27.12.2006 г. № 06-28/1-34577, соответствует требованию пункта 2.2. Порядка. Иных императивных требований к указанным планам-схемам земель­ных участков (кроме указания местоположения испрашиваемого земельного участка) об обязательном наличии каких-либо сведений действующее законода­тельство не содержит. Кроме того, действующее законодательство не закрепляет обязанности заинтересованных лиц прикладывать к заявлению о предоставле­нии земельного участка иные документы, кроме предусмотренных приложением №2 к Порядку.

Таким образом, заключение департамента о невозможности подготовки и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка от 01.10.2007 г. №СП-9/-1958-0-2 является незаконным.

Кроме того, в заключении от 21.11.2007г. №СП-9/-1958-0-3 невозмож­ность изготовления проекта границ испрашиваемого земельного участка и его утверждения департамент мотивирует необходимостью наличия на представ­ленном плане-схеме земельного участка обозначений автомобильных дорог, линий электропередачи и других подобных объектов. Однако в соответствии с подпунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные департаментом объекты являются линейными объектами.   Согласно указанному пункту названной статьи федерального закона границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, обозначаются красными линиями.

В соответствии с подпунктом 11 статьи 1 и подпунктом 3 пункта 4 ста­тьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы и мате­риалы, содержащие сведения о красных линиях, обозначающих расположение линейных объектов, составляют системы обеспечения градостроительной дея­тельности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Таким образом, подготовленное по истечении точно определенного за­конодательством срока заключение департамента о невозможности изготовле­ния и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка от 21.11.2007г. №СП-9/-1958-0-3, мотивированное отсутствием в представленном плане-схеме обозначений объектов, обязательное наличие которых не преду­смотрено действующим законодательством (линейных объектов) и информация о которых находится в исключительном ведении департамента не соответствует действующему законодательству и является незаконными.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об обоснованности требования заявителя.
  Согласно ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на государственный орган.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в подготовке и утверждении проекта границ земель­ного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоноси­теля.

Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления заявителю утвержденного проекта границ земельного участка, либо предоставления мотивированного заключения о невозможности подготовки и утверждения границ земельного участка.

Решение вступает в законную силу в течение месяца со дня принятия и может быть обжаловано в тот же срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1