АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Самара
26 марта 2008 года
Дело №
А55-1671/2008-43
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 26 марта 2008 года.
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи
ФИО1
рассмотрев 25 марта 2008 года в судебном заседании дело по заявлению
Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара
От 13 февраля 2008 года № 12-14/140
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара
третье лицо: ОАО «Самара-Лада», г.Самара
О признании незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в подготовке и утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя;
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя, либо представить в министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности подготовки и утверждения проекта границ указанного участка.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гибадуллиной Е.И.
при участии в заседании
от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 20.12.07г. №697.
от ответчика – не явился, извещен
от третьего лица – ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.08г.
Установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в суд с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в подготовке и утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя и бязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя, либо представить в министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности подготовки и утверждения проекта границ указанного участка (л.д.2-13).
В судебном заседании заявитель поддержал требования и доводы, изложенные в заявлении.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представлено. Суд в соответствии со ст.156 АПК РФ рассматривает дело без его участия.
ОАО «Самара-Лада» поддерживает требования заявителя в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве, представленном в судебном заседании и приобщенном к материалам дела.
Исследовав доказательства по делу, с учетом объяснений сторон, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований заявителя и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 21.12.2006 г. ОАО «Самара-Лада» обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя (далее - испрашиваемый земельный участок).
Во исполнение пункта 2.2. Порядка к заявлению ОАО «Самара-Лада» был приложен план-схема, на которой четко обозначено местоположение испрашиваемого земельного участка; к заявлению также были приложены иные документы, предусмотренные Порядком.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия "о распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство).
В соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок). Указанный акт в соответствии с названной статьей федерального закона определяет процедуры и критерии предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.5. Порядка в течение семи рабочих дней с даты поступления указанного обращения уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7. Порядка на уполномоченный орган возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения министерства об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, с учетом заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологических условий и соблюдения правил пожарной безопасности, обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его.
Таким образом, вышеназванные положения законодательства прямо предусматривают обязательность подготовки соответствующего заключения уполномоченным органом местного самоуправления в пределах семидневного срока, а также на обязательность мотивировки такого заключения только ссылками на положения вышеуказанных нормативных документов (градостроительной документации, правил землепользования и застройки, документов, содержащих сведения о правовом режиме земель) в случае невозможности подготовки и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка. В случае, если изготовление и утверждение проекта границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель возможно, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обязан в месячный срок со дня поступления обращения министерства обеспечить изготовлении и утверждение проекта его границ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава городского округа Самара Самарской области от 10.07.2006 г. №294 полномочия по утверждению проектов границ земельных участков относятся к компетенции Главы городского округа Самара.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 №2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством» определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании указанного постановления на департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков под размещение отдельно стоящих рекламоносителей. Осуществление указанных полномочий по заявлениям министерства является обязанностью департамента.
Руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, 27.12.2006 г. в адрес департамента было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ указанного земельного участка (исходящий № 06-28/1-34577). К обращению был приложен план-схема испрашиваемого земельного участка, приложенная к заявлению ОАО «Самара-Лада». Данное обращение министерства поступило в департамент 29.12.2006 г., о чем свидетельствует отметка на экземпляре министерства.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.5 Порядка департамент обязан был в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения министерства от 27.12.2006 г. направить в адрес министерства мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, и в случае подготовки заключения о возможности его изготовления и утверждения - в месячный срок с момента поступления вышеуказанного обращения обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить их.
В установленные законодательством сроки департаментом не было подготовлено мотивированное заключение по вопросу возможности изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка; утвержденный проект границ не был направлен в министерство. В связи с указанным обстоятельством 21.05.2007 г. министерством в адрес департамента было направлено повторное обращение по вопросу исполнения возложенной на департамент обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка (исходящий №06-28/1-3457).
Однако сообщение департамента, из которого следует, что подготовка и утверждение проекта границ испрашиваемого земельного участка не представляется возможным было подготовлено только 01.10.2007 г. (исходящий номер департамента №СП-9/-1958-0-2) и поступило в министерство 02.10.2007 г. При этом невозможность подготовки и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка департамент мотивировал отсутствуем плана земельного участка в масштабе 1:500 с местом размещения рекламного щита, содержание которого должно полностью отражать ситуацию местности (давность съемки или последней корректуры должна быть не более 2-х лет).
В ответ на сообщение от 01.10.2007 г. №СП-9/-1958-0-2 министерством было направлено письмо от 19.10.2007 г. № 06-28/1-3458. В названном письме министерства департаменту было указано на отсутствие в действующем законодательстве норм, обязывающих заявителей предоставлять планы испрашиваемых ими земельных участков в масштабе 1:500, в связи с чем указанное сообщение от 01.10.2007 г. №СП-9/-1958-0-2 не является мотивированным заключением о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В связи с указанным обстоятельством министерством было повторно предложено департаменту изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка либо направить мотивированное заключение о невозможности изготовления проекта границ испрашиваемого земельного участка.
26.11.2007 г. в министерство поступило заключение департамента о невозможности изготовления проектов границ земельных участков и их утверждения от 21.11.2007 г. (исходящий №СП-9/-195 8-0-3). В указанном заключении департаментом сообщалось, что изготовление и утверждение проекта границ испрашиваемого земельного участка невозможно по следующим причинам: на основании представленной схемы, изготовленной ОАО «Самара-Лада» без масштаба (схематично), невозможно идентифицировать местоположение (размещение) рекламоносителя, так как на схеме не нанесены подземные (надземные) инженерные сети и коммуникации, зеленые насаждения, здания, бровка земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), проезжая часть и обочина дороги, линия электропередачи.
Суд считает, что заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержит законного обоснования и ссылок на нормативные акты.
После неоднократных обращений министерства о представлении мотивированного в соответствии с действующим законодательством заключения о невозможности подготовки и утверждения проекта границ земельного участка либо утверждения проекта границ департаментом было подготовлено несоответствующее законодательству заключение о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения от 21.11.2007 г., то есть спустя почти одиннадцать месяцев после истечения установленного законодательством срока.
Пунктом 2.4. Порядка установлено, что к обращению в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара министерство прилагает копию землеустроительного дела (в случае если оно имеется у заявителя) либо план-схему земельного участка, подписанный заявителем.
При этом согласно пункту 2.2. Порядка, местоположение земельного участка должно быть указано на прилагаемом к заявлению плане-схеме земельного участка, изготовленном заявителем; к заявлению также прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку.
План-схема испрашиваемого земельного участка, изготовленная ОАО «Самара-Лада» и приложенная к обращению министерства от 27.12.2006 г. № 06-28/1-34577, соответствует требованию пункта 2.2. Порядка. Иных императивных требований к указанным планам-схемам земельных участков (кроме указания местоположения испрашиваемого земельного участка) об обязательном наличии каких-либо сведений действующее законодательство не содержит. Кроме того, действующее законодательство не закрепляет обязанности заинтересованных лиц прикладывать к заявлению о предоставлении земельного участка иные документы, кроме предусмотренных приложением №2 к Порядку.
Таким образом, заключение департамента о невозможности подготовки и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка от 01.10.2007 г. №СП-9/-1958-0-2 является незаконным.
Кроме того, в заключении от 21.11.2007г. №СП-9/-1958-0-3 невозможность изготовления проекта границ испрашиваемого земельного участка и его утверждения департамент мотивирует необходимостью наличия на представленном плане-схеме земельного участка обозначений автомобильных дорог, линий электропередачи и других подобных объектов. Однако в соответствии с подпунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные департаментом объекты являются линейными объектами. Согласно указанному пункту названной статьи федерального закона границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, обозначаются красными линиями.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 1 и подпунктом 3 пункта 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы и материалы, содержащие сведения о красных линиях, обозначающих расположение линейных объектов, составляют системы обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Таким образом, подготовленное по истечении точно определенного законодательством срока заключение департамента о невозможности изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка от 21.11.2007г. №СП-9/-1958-0-3, мотивированное отсутствием в представленном плане-схеме обозначений объектов, обязательное наличие которых не предусмотрено действующим законодательством (линейных объектов) и информация о которых находится в исключительном ведении департамента не соответствует действующему законодательству и является незаконными.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об обоснованности требования заявителя.
Согласно ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на государственный орган.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в подготовке и утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г.Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская/Московское шоссе, площадью 9 кв.м. под размещение рекламоносителя.
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления заявителю утвержденного проекта границ земельного участка, либо предоставления мотивированного заключения о невозможности подготовки и утверждения границ земельного участка.
Решение вступает в законную силу в течение месяца со дня принятия и может быть обжаловано в тот же срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1