АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 сентября 2009 года
Дело №
А55-16786/2009
Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрел 18 сентября 2009 года заявление
Общества с ограниченной ответственностью "СМЗ-2" ,443051, Самарская область, Самара, Алма-Атинская, 29, корп. 33/34
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району <...>, Самарская область, Самара, пр. Кирова, 225
о признании незаконным решения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анищенко Я.С.
В судебное заседание явились представители:
от истца – ФИО1, дов. от 20.07.2009г.,
от ответчиков – ФИО2, дов. от 11.12.2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2009 года
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМЗ-2" (далее – ООО «СМЗ-2», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары от 01.06.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным, как несоответствующее нормам Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары в течение 5-ти дней осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «СМЗ-2», по ранее представленным документам, внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ, направить заявителю соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары (далее – ответчик, Инспекция) в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает своё решение законным и обоснованным (т. л.д.16).
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, 18.05.2009 состоялось внеочередное общее собрание участников ООО «СМЗ-2» (далее - заявитель, общество), на котором было принято решение в связи с изменением адресов участников общества внести соответствующие изменения в устав и учредительный договор общества.
В соответствии с пп. д) п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) сведения об участниках юридического лица содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В соответствии с п.5 ст.5 Закона юридическое лицо в течение трёх дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган в порядке государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
19.05.2009 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения направил в Инспекцию документы, предусмотренные п.1 ст. 17 Закона, а именно: заявление по форме Р13001 (1 экз.), протокол внеочередного общего собрания участников общества (2 экз.), изменения в устав общества (2 экз.), изменения в учредительный договор общества (2 экз.), платежное поручение об уплате госпошлины (1 экз.).
Данный факт подтверждается почтовой квитанцией, описью вложения, почтовым уведомлением о вручении, копии которых приложены к настоящему заявлению.
В соответствии со ст. ст. 11, 18 Закона при таких обстоятельствах регистрирующий орган должен был в течение 5-ти дней зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы заявителя, внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ, выдать заявителю соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.
Однако решением от 01.06.2009 заявителю было отказано в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
Решение мотивировано тем, что заявление по форме Р13001 считается не представленным, так как представленное заявление, по мнению регистрирующего органа, не соответствует форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Как указано регистрирующим органом в решении, несоответствие представленного заявления установленной форме выразилось в наличии в заявлении страницы 04 - сведения об изменениях иных положений учредительных документов (новых адресах участников юридического лица - юридических лицах).
Заявитель просит суд обратить внимание на тот факт, что заполнение страницы 04 и её представление в составе заявления рекомендовано п.3.7 раздела IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом ФНС России от 01.11.2004г. № САЭ-3-09/16@, которым руководствовался заявитель при подаче заявления по форме Р13001.
Заявитель полагает, что решение регистрирующего органа незаконно, так как в действительности заявление по форме Р13001 и все другие необходимые документы были представлены для регистрации, заявление соответствует утвержденной форме. Заявителем представлены все страницы заявления, которые должны быть заполнены и представлены в соответствии с указанным Постановлением Правительства; представление дополнительной страницы не влечёт нарушения установленной формы заявления. Сведения, содержащиеся на странице 04, никаким образом не искажают информацию, содержащуюся на других страницах заявления. Представление дополнительной страницы к заявлению не указано в Законе как основание для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Доводы заявителя суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
В то же время, доводы ответчика суд считает ошибочными, не соответствующими закону и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
Материалами дела подтверждается, что указанные требования закона выполнены ООО «СМЗ-2».
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции до 01.07.2009г.) отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Ответчик мотивирует свой вывод о непредставлении заявления по форме №Р13001 тем, что в заявлении имеется страница 04 - сведения об изменениях иных положений учредительных документов (новых адресах участников юридического лица - юридических лицах), не соответствующая форме №Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ.
Указанный вывод является ошибочным, поскольку все необходимые для государственной регистрации сведения и листы, предусмотренные утвержденной Постановлением Правительства РФ форме №Р13001, представлены заявителем, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Однако Закон не препятствует самостоятельному представлению дополнительных документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Представление дополнительного листа при указанных обстоятельствах не может привести к отсутствию заявления по форме №Р13001.
В соответствии с п.3.7 раздела IVМетодических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утверждённых Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, при изменении иных сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица (например, изменении сведений об участниках обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ), знаком "V" отмечается "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов". При этом перечень изменяемых сведений указывается на отдельном листе, который подписывается заявителем и является составной частью Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, общество представило все необходимые для регистрации документы, в связи с чем, у ответчика отсутствовали предусмотренные ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы общества.
Ответчик указывает в отзыве, что лист 04 приложенный ООО «СМЗ-2» к форме №Р13001 является сведениями об участнике юридического лица - иностранном юридическом лице, соответственно в этом случае организацией должна была заполняться форма №Р 14001 Сведения об участниках юридического лица - юридических лицах, данная форма и предусматривает такие сведения. Сведения о новых адресах участников юридического лицах - юридических лицах не являются положениями, вносимыми в учредительные документы, а значит, вышеназванный пункт заявления считается недостоверными сведениями.
Указанный вывод является ошибочным, поскольку представленные ООО «СМЗ-2» документы: протокол внеочередного общего собрания участников общества, изменения в устав общества, изменения в учредительный договор общества – явно свидетельствовали о том, что заявитель просит зарегистрировать именно изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
Как следует из материалов дела, Учредительный договор ООО «СМЗ-2» и Устав ООО «СМЗ-2» содержат сведения о юридическом адресе учредителя организации.
На основании указанных учредительных документов произведена государственная регистрация юридического лица - ООО «СМЗ-2».
Таким образом, ответчик не обосновал, каким образом указание в учредительных документах ООО «СМЗ-2» юридического адреса учредителя организации не препятствовало государственной регистрации юридического лица при его создании, но препятствует внесению изменений в данные учредительные документы.
При этом в соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
Арбитражный суд считает, что указание в учредительных документах ООО «СМЗ-2» юридического адреса учредителя организации не противоречит настоящему Федеральному закону от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и иным федеральным законам.
Доказательства и обоснование обратного ответчиком суду не представлены.
Таким образом, общество представило все необходимые для регистрации документы, в связи с чем, у ответчика отсутствовали предусмотренные ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы общества.
Согласно требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик не доказал соответствия оспариваемого решения Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель прямо указал форму устранения нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя – путём осуществления в течение 5-ти дней государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «СМЗ-2», по ранее представленным документам, внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, направления заявителю соответствующего свидетельства и выписки из ЕГРЮЛ.
Арбитражный суд считает указанную форму устранения нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя обоснованной, соответствующей закону и в полном объёме устраняющей нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат полному удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган. Поскольку налоговый орган от уплаты государственной пошлины на основании ст.333.37 НК РФ освобожден, уплаченная представителем заявителя государственная пошлина в сумме 4000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары от 01.06.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным, как несоответствующее нормам Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в течение 5-ти дней осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «СМЗ-2», по ранее представленным документам, внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ, направить заявителю соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.
Выдать заявителю справку на возврат госпошлины в сумме 4000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
/
Медведев А.А.