А55-16838/2007
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846-2) 226-56-17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Самара
23 января 2008г.
Дело №
А55-16838/2007
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2008г. Полный текст решения изготовлен 23 января 2008г.
Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полиной М.А.
рассмотрев в судебном заседании 17 января 2008г.
дело по заявлению Открытого акционерного общества «Самарская Магистральная Компания» г. Самара
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары
о признании незаконным решения налогового органа
при участии в заседании
от истца, заявителя – ФИО1 (дов. от 16.01.08г.), ФИО2 (дов. от 16.01.08г.), ФИО3 (дов. от 16.01.08г.), ФИО4 (дов. от 16.01.08г.),
от ответчика, заинтересованного лица – ФИО5 (дов. от 15.11.07г.), ФИО6 (дов. от 12.12.07г.)
установил:
Открытое акционерное общество «Самарская Магистральная Компания» просит признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары от 27.07.07г. № 5996/519, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении (л.д.2-12 т.1, 88-89 т.8). Заявитель в судебном заседании заявление поддержал.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.113-116 т.7). Заинтересованное лицо в судебном заседании высказало возражения против заявления.
Учитывая подачу заявителем апелляционной жалобы на оспариваемое решение в Управление ФНС по Самарской области и принятое по жалобе решение от 24.09.07г. (л.д.51-54 т.1, 111-112 т.7), суд считает непропущенным срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары по результатам камеральной налоговой проверки (акт от 27.06.07г. –л.д. 14-19 т.1) на основании налоговой декларации по налогу на имущество за 2006г. при наличии возражений (л.д.43-46 т.1) принято решение от 27.07.07г. № 5996/519 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога в виде штрафа в размере 3 399 774,2 руб., п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов или иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб.; об уплате доначисленной суммы налога на имущество – 288 311 руб., пени – 093,27 руб., налоговых санкций, с внесением необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (л.д.20-34 т.1).
Основанием доначисления суммы налога на имущество в размере 21 288 311 руб. налоговый орган указывает несоответствие некоторых объектов основных средств требованиям п. 11 ст. 381 НК РФ для предоставления льготы с кодом 2010238, а также несоответствие данных остаточной стоимости основных средств в разделе 5 декларации данным остаточной стоимости основных средств на 1 число каждого месяца в представленном списке льготируемого имущества.
Оспаривая решение налогового органа, заявитель считает, что им выполнены требования по представлению необходимых документов и пояснений и указывает на то, что Перечень льготируемого имущества соответствует объектам основных средств, указанных в Перечне имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а так же сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504). По мнению заявителя, налоговым органом при вынесении решения не были учтены особенности кодировки ОКОФ, а выявление только трех основных средств, не соответствующих, по утверждению налогового органа, названному Перечню, не является обстоятельством, доказывающим совершение
налогового правонарушения, выразившегося в неуплате (неполной уплате) налога, так как их первоначальная стоимость полностью самортизирована (остаточная стоимость равна нулю), и никак не могла повлиять на расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Как следует из материалов дела, в подтверждение правомерности применения рассматриваемой льготы по налогу на имущество заявителем как суду, так и налоговому органу по его требованиям (л.д. 47-50 т.1), представлены: перечень льготированного имущества по его остаточной стоимости на 01.05.2006г., 01.06.2006г., 01.07.2006г., 01.08.2006г., 01.09.2006г., 01.10.2006г., 01.11.2006г., 01.12.2006г., 01.01.2007г., а так же пояснения по вопросу включения объектов основных средств в список льготируемого имущества (л.д.68-154 т.1, 1-63 т.2, 92-148 т.8, 1-54 т.9).
В соответствии с п. 1 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень имущества утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.04г. № 504.
Основанием для применения указанной льготы является наличие у заявителя линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, т.к. заявитель осуществляет экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, на его балансе учтены электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Налоговым органом не оспаривается, что имущество, отнесенное заявителем к льготируемому, находится на его балансе и технологически предназначено для осуществления его уставной деятельности (свидетельства о государственной регистрации права –л.д.130-150 т.7, 1-82 т.8).
Перечень льготируемого имущества заявителя (л.д.102-154 т.1, 1-63 т.2, 104-148 т.8, 1-54 т.9) соответствует объектам основных средств, указанных в Перечне имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а так же сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций»).
Доводы налогового органа о несоответствии некоторых объектов основных средств требованиям п. 11 ст. 381 НК РФ для предоставления льготы с кодом 2010238 суд считает необоснованными, т.к. налоговым органом не учтены особенности кодировки ОКОФ (Общероссийского классификатора основных фондов). Названный Перечень составлен с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359), содержащего наиболее полную информацию об используемых организациями энергетической отрасли объектов основных средств и их группировках.
Как следует из смысла и содержания названного Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) (л.д.55-59 т.9), объектом классификации материальных основных фондов в нем является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Структура кодов ОКОФ включает следующие символы: Х0 0000000 - раздел;
XX 0000000 - подраздел; XX ХХХХ000 - класс; XX ХХХХ0ХХ - подкласс; XX
ХХХХХХХ - вид. В соответствии с названным Перечнем льготированию подлежит имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом
иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Так, указание в Перечне кода по ОКОФ, относящегося к классу, подразумевает льготирование объектов всех подклассов и видов в пределах выделенного для данного класса интервала кодов (если иное не установлено в самом Перечне); если в Перечне поименован код ОКОФ, относящийся к подклассу, то льготированию подлежат объекты всех видов в пределах для данного подкласса интервала кодов (если иное не установлено а самом Перечне); если в Перечне поименован только код ОКОФ, относящийся к виду, то льготированию подлежит объект с кодом данного вида.
Кроме того, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Данная позиция так же отражена в письмах: Федеральной налоговой службы России № 21-4-04/412 от 08.11.2005г. (л.д.64-65 т. 1) и Министерства финансов Российской Федерации № 03-06-01-04/143 от 13.07.2006г.
Как следует из оспариваемого решения, налоговым органом выявлены три основных средства: Лебедка. Модель/марка, Т-109 (код ОКОФ 11421123); Термосигнализатор ТКП 160 СТ 10*250, Марка/модель ТПК (код ОКОФ 143120350); Токарно-винторезный станок ТВ-320 (код ОКОФ 114521123).
Однако указанные объекты соответствуют объектам основных средств, указанных в названном Перечне, исходя из следующего.
Лебедка. Модель/марка, Т-109 и токарно-винторезный станок ТВ-320 (коды ОКОФ обоих объектов 11421123) являются неотъемлемой технологической частью трансформаторной мастерской Кинельской подстанции код ОКОФ которой 114521012.
В соответствии с ОКОФ код 114521123 указанных объектов входит в Раздел 100000000 (Материальные основные фонды), Подраздел 110000000 (Здания (кроме жилых), Класс 114521000 (Здания - топливно-энергетических, металлургических, химических, нефтехимических предприятий), Подкласс 114521012 (Здания электрических и тепловых сетей). Из чего следует, что ОКОФ 114521123 входит в Подкласс 114521012, который в соответствии с названным Перечнем является льготируемым, следовательно, Лебедка (код ОКОФ 114521123) и Токарно-винторезный станок (код ОКОФ 114521123) так же являются льготируемыми объектами имущества.
Термосигнализатор ТКП 160 СТ 10*250, Марка/модель ТПК (код ОКОФ 143120350) является частью ОПУ Оросительной подстанции (код ОКОФ 143120020) (паспорт на Трансформатор ОВБ 605.274 ПС, составной частью которого является указанный термосигнализатор –л.д.118-119 т.7).
Код ОКОФ 143120350 входит в Раздел 100000000 (Материальные основные
фонды), Подраздел 140000000 (Машины и оборудование), Класс 1431120000
Оборудование электрораспределительное и аппаратура контроля), Подкласс
143120020 (Аппаратура электрическая низковольтная), который в соответствии с Перечнем является льготируемым, следовательно, термосигнализатор (код ОКОФ 143120350), который по своим техническим свойствам является коммутатором, также является льготируемым объектом имущества.
Таким образом, основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом случае является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, то есть, следуя буквальному смыслу положений п. 11 ст. 381 НК РФ, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи, а не физическое месторасположение указанных объектов относительно друг друга.
Данная позиция суда подтверждается судебной практикой –в т.ч. Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.06г. по делу № А49-7876/05-192А/11.
Как следует из материалов дела, коды ОКОФ, указанные в инвентарных карточках (л.д.76-81 т.1, 61-150 т.9, 1-150 т.10, 1-150 т.11, 1-98 т.12), оформлены заявителем в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов и не совпадают с кодами ОКОФ по названному Перечню.
По объяснениям заявителя, данное обстоятельство связано с тем, что коды объектов основных средств в Общероссийском классификаторе основных фондов являются более детализированными, чем указанные в Перечне, и классификация основных средств по Перечню не позволяет получать полную информацию об объектах основных средств, так как Перечень объединяет объекты в подклассы, не конкретизируя их по видам.
Определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Данные объяснения приняты судом во внимание, т.к. право на предоставление рассматриваемой льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с данными, указанными в инвентарных карточках на эти объекты.
Аналогичная позиция суда содержится в т.ч. в Постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.06г. по делу № А56-33946/2005
Доводы налогового органа о выявлении большего количества основных средств, по коду ОКОФ несоответствующих названному Перечню, и о невозможности уточнить их количество в связи с тем, что их количество не перечислено в акте камеральной проверки, суд считает несостоятельными, поскольку заявителем были представлены перечни льготируемого имущества, налоговый орган располагал достаточной информацией о наименовании и количестве основных средств, подлежащих льготированию.
Согласно положениям ст. 101 НК РФ, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Тогда как в оспариваемом решении какие либо ссылки на документы или иные сведения, которые бы подтверждали отсутствие необходимой технологической связи между льготируемыми объектами основных средств и линиями энергопередачи, отсутствуют. Данный довод заявителя суд считает обоснованным.
Довод налогового налога о несоответствии данных остаточной стоимости основных средств в разделе 5 декларации данным остаточной стоимости основных средств на 1 число каждого месяца в представленном списке льготируемого имущества суд считает необоснованным исходя из следующего.
По объяснениям заявителя, указанные списки льготируемого имущества не являются документами, обязательными для ведения, эти списки составлены заявителем в произвольной форме на основе данных первичных документов, несоответствие данных остаточной стоимости льготируемого имущества в списках данным декларации по налогу на имущество за 2006г. явилось следствием технической ошибки, образовавшейся в результате сбоя в работе компьютера.
Учитывая то, что допущенная техническая ошибка не повлекла занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, поскольку в списках льготируемого имущества была ошибочно занижена остаточная стоимость льготируемых основных средств, судом приняты во внимание объяснения заявителя.
Исходя из изложенного, налоговым органом не доказан факт необоснованного применения льготы и выводы налогового органа о доначислении суммы налога на имущество в сумме 21 288 311 руб. и как следствие - о начислении пени в размере 788 093,27 руб., о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога в виде штрафа в размере 3 399 774,2 руб., о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, суд считает необоснованными.
Согласно п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговую ответственность влечет непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 6 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В силу ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Исходя из смысла и содержания названых норм Налогового кодекса Российской Федерации, пояснения не относятся к документам, подтверждающим право налогоплательщиков на налоговые льготы. В связи с чем, не имеется правовых оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 руб.
Принимая во внимание, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, принявшей оспариваемое решение, в порядке ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, соблюдения им требований закона, суд делает вывод о несоответствии п. 1 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары от 27.07.07г. № 5996/519. В связи с этим, имеется нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым решением.
При таких обстоятельствах, заявление следует удовлетворить.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110-112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары от 27.07.07г. № 5996/519.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району <...>, <...>, в пользу Открытого акционерного общества «Самарская Магистральная Компания» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
И. К. Степанова