ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-16846/20 от 17.12.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2020 года

Дело №

А55-16846/2020

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чугуновой С.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 17 декабря 2020 года дело по иску 

Администрации городского округа Тольятти Самарской области, Самарская область,          г. Тольятти

от  июля 2020 года   

к  Территориальному общественному самоуправлению 5 квартала Автозаводского района городского округа Тольятти Самарской области, г. Самара

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти Самарской области, Самарская область, г. Тольятти

- Индивидуального предпринимателя ФИО1, Самарская область, г. Тольятти

о взыскании 75 659 рублей 80 коп.

при участии в заседании

от истца – представитель ФИО2 по доверенности от 27.10.2020 года

от иных лиц – не явились, извещены

                                                                      установил:

        Администрация городского округа Тольятти Самарской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Территориального общественного самоуправления 5 квартала Автозаводского района городского округа Тольятти Самарской области (далее – ответчик) субсидии в сумме 75 659 рублей 80 коп.

        Истец в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования в полном объеме.

        Ответчик в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

         Как следует из материалов дела, 22.04.2019 года в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию некоммерческих организаций, территориального общественного самоуправления и общественных инициатив в городском округе Тольятти на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти (с 20.03.2017 администрация) от 19.09.2014 № 3510-п/1, между администрацией городского округа Тольятти (далее - Истец) и Территориальным общественным   самоуправлением   5   квартала   Автозаводского   района городского округа Тольятти (далее - Ответчик) было заключено соглашение (договор) №-565-дг/6.4 (далее - Соглашение) о предоставлении из бюджета городского округа Тольятти субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, в размере 225 301,00 рублей (т. 1 л.д. 14-20)..

          Данное Соглашение администрация заключила на основании поданной своевременно заявки ответчика, в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ и следующих муниципальных правовых актов:

-           решения Думы городского округа Тольятти от 11.12.2018 № 88 «О бюджете городского округа Тольятти на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»;

-           постановления администрации городского округа Тольятти от 07.03.2018 № 758-n/l «Об утверждении типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из бюджета городского округа Тольятти субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением»;

- постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.10.2009 №2323-п/1 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание содействия в осуществлении и развитии территориального общественного самоуправления на территории городского округа Тольятти» (далее - Порядок предоставления субсидий).

           Размер субсидии 225 301 рублей Ответчику утвержден постановлением администрации городского округа Тольятти от 02.04.2019 №959-п/1 «Об утверждении перечня получателей субсидии на оказание содействия в осуществлении и развитии территориального общественного самоуправления на территории городского округа Тольятти в 2019 году».

           По условиям Соглашения администрация (как «Главный распорядитель» по договору) взяла на себя обязательства предоставить Ответчику («Получателю») из бюджета городского округа Тольятти в 2019 году субсидию на оказание содействия в осуществлении и развитии ТОС на территории городского округа Тольятти, а именно на достижение целей в соответствии с п. 1.6 Порядка предоставления субсидий, указанных в п. 1.1 Соглашения: проведение мероприятий по месту жительства; реализация инициатив и проектов участников ТОС; вознаграждение активу ТОС; приобретение канцелярских товаров.

          Условия и порядок предоставления субсидии определены пунктами 3.1, 3.2 Соглашения. Одним из таких условий, предусмотренных п.3.2.2 Соглашения, является соблюдение получателем субсидии «направление расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия, в соответствии с Порядком предоставления субсидии».

          Таким образом, предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение, использование средств субсидии на иные цели не допускается.

          Согласно п.п. 4.1.6, 4.1.7 Соглашения администрация обязана осуществлять контроль за соблюдением «Получателем», в лице председателя ТОС 5 квартала           ФИО3, порядка, целей и условий предоставления субсидий путем проведения проверки отчетов о расходовании субсидии, предоставленных ФИО3 В случае установления администрацией фактов нарушения «Получателем» порядка, целей и условий предоставления субсидий, в том числе предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, администрация обязана направить «Получателю» требование об устранении выявленных нарушений, а в дальнейшем требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет городского округа в соответствующей части, которая не подтверждена документально.

          По условиям пункта 4.3.2 Соглашения субсидия должна быть использована в срок до 20 декабря 2019 года.

          Пунктом 4.3.5 Соглашения (п.3.1 Порядка предоставления субсидий) Ответчик обязан представить отчеты о расходовании субсидии по форме в срок до 20.12.2019.

          В случае получения от администрации запросов о предоставлении документов и информации, необходимой для проверки расходования субсидии «Получатель» субсидии обязан направить необходимые документы в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (п.4.3.6 Соглашения).

           В случае получения от администрации требования об устранении выявленных нарушений либо возврате субсидии в бюджет городского округа в соответствующей части, которая не подтверждена документально, «Получатель» субсидии обязан исполнить данные требования в сроки, указанные в них (п.4.3.7 Соглашения).

          Во исполнение предмета Соглашения Истцом на счет Ответчика была перечислена субсидия, что подтверждается платежным поручением № 53 от 25.04.2019.

          В нарушение условий Соглашения Ответчик представил документы (письмом от 23.12.2019 №978-вх/6.4), подтверждающие расходование только части субсидии согласно порядку, целям и условиям её предоставления, с обещанием предоставить недостающие отчетные документы по требуемой форме до 25.12.2019.

         Письмами администрации от 23.01.2020 №9-исх/6.45; от 27.01.2020 №Гр-3/6.4 Ответчик был уведомлен об устранении замечаний из-за не предоставления отчета об использовании субсидии в установленные сроки.

         Ответчик неоднократно дополнял отчетные документы, предоставляя их в разное время: 24.01.2020; 07.02.2020, 10-11.02.2020.

         Отчет об использовании субсидии Ответчиком был представлен только 07.02.2020г. по форме согласно приложению №3 Порядка предоставления субсидий (далее - Отчет) с приложением следующих документов, подтверждающих расходы, направленные на достижение целей использования средств Субсидии:

-           заверенные председателем ТОС копии заключенных договоров, подтверждающих сумму договора;

-           заверенные председателем ТОС копии актов приемки оказанных

услуг;

-           заверенные председателем ТОС копии платежных документов (платежные поручения, товарные чеки, кассовые чеки), в том числе, подтверждающих расходы на вознаграждение актива ТОС;

-           заверенные председателем ТОС копии актов о списании материалов. Проверка Отчета с пакетом документов, представленных Ответчиком, также была проведена Контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти (письмо КСП от 22.04.2020 №09-04/105), который является органом муниципального финансового контроля.

          По результатам проверки отчетных документов по расходованию средств субсидии выявилось, что расходование части субсидии в размере 75 659,80 рублей не соответствует порядку, целям и условиям её предоставления по Соглашению, поскольку документально не подтвердилась. Указанная сумма сложилась из следующего:

          В пакете документов Ответчика отсутствовали отмеченные в Отчете три товарных чека (б/н от 24.08.2019 на сумму 380 руб.; № 3308 от 21.11.2019 на сумму 4 472 руб.; № 270 от 11.12.2019 на сумму 3 000 руб.), а также по мероприятию, посвященному «Дню пожилого человека», сумма, указанная в Отчете по товарному чеку от 02.10.2019 № 260 - как 15 821 руб. фактически не соответствует сумме непосредственно приложенного данного товарного чека от 02.10.2019 № 260 на 12 000 рублей (разница составила 3821 руб.)

         Сумма     израсходованной     части      субсидии,      документально неподтвержденных, составила: 380,00+4 472,00+3000,00+3821,00 =11 673, 00 руб.

         Указанная сумма не принята к учету из-за не соответствия порядку, целям и условиям её предоставления субсидии по Соглашению.

         В отношении приобретения товаров и услуг у ИП ФИО1 документы, подтверждающие факты проведения расчетов при оплате товаров и услуг между ТОС 5квартала и ИП ФИО1 с применением он-лайн касс, ответчиком не представлены.

         В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» (далее - Закон №54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр ККТ, с 01.07.2017 года применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

         Виды деятельности, осуществляемые ИП ФИО1 (деятельность в области отдыха и развлечений, розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами), не относятся к перечню видов деятельности, освобождаемых от применения он-лайн кассы, т.е. обязанность по выдаче кассового чека у ИП присутствовала с 01.07.2017 года.

         Кассовый чек является документом, который подтверждает факт приобретения какого-либо товара за наличный расчет или безналичный расчет банковской картой в рамках сделки купли-продажи. Основная функция этого документа - это доказательство совершения сделки. Информация, указанная в кассовом чеке, в дальнейшем должна использоваться для учета движения денежных средств и правильного оформления бухгалтерской отчетности. Таким образом, чек, выданный с применением он-лайн кассы, необходим для приложения к авансовому отчету как подтверждение расходов сотрудника.

Следовательно, для подтверждения факта проведения расчетов между продавцом и покупателем при оплате товаров и услуг, приобретенных ТОС 5 у ИП ФИО1 платежными документами должны служить чеки, выданные с применением он-лайн кассы.

          Из письма Ответчика от 19.03.2020, поступившего в администрацию вх.№206-вх/6.4 от 20.03.2020, указанные документы Ответчиком утеряны.

          Перечень документов, не отвечающих действующему законодательству, в отношении приобретения товаров и услуг Ответчиком у ИП ФИО1 приведен в Приложении 13.

         Таким образом, расходы, в отношении приобретения товаров и услуг Ответчиком у ИП ФИО1, составили сумму 63 986,80 руб., по которой представленные Ответчиком документы администрацией не приняты к учету из-за несоответствия данных документов требованиям законодательства, поскольку фактически такие документы не представлены Ответчиком (отсутствуют).

          Представленные   к   Отчету   документы   подтверждают   расходы
Ответчика по целевому использованию (п. 1.1 Соглашения) только части
субсидии в размере 149 641,20 руб. из 225 301 руб.

          Администрацией не приняты к учету документы на сумму 75 659,80 рублей (11 673,00 +63 986,80).

          В соответствии с п. 4.1.7 Соглашения в случае установления фактов представлены недостоверных сведений о расходовании средств субсидий в адрес «Получателя» направляется требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет городского округа в соответствующей части.

          Истцом было направлено Ответчику письмо (79-исх/6.4 от 30.04.2020) о результатах проверки Отчета и пакета документов по использованию средств субсидий с требованием устранить замечания в установленные сроки или возвратить часть субсидии в размере 75 659,80 рублей на платежные реквизиты Ответчика в срок до 02.06.2020 г.

          Однако, Ответчиком дополнительных документов, подтверждающих целевое использование части субсидии в размере 75 659,80 рублей на дату подготовки     иска     не     представлено.     Требование,     выставленное администрацией в письме от 30.04.2020, по возврату части субсидии в размере 75 659,80 рублей Ответчиком добровольно не исполнено. Каких-либо письменных намерений в отношении исполнения своих обязательств по Соглашению от Ответчика администрация не получала.

          В соответствии с п.4.3.7 Соглашения возврат субсидии в бюджет городского округа в соответствующей части, которая не подтверждена документально. Ответчик в добровольном порядке не произвел.

         Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
   В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

          Считаем, что Ответчик в нарушении статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации допустил ненадлежащее исполнение своих обязательств по Соглашению, выразившееся в нецелевом использование части субсидии при приобретении товаров и услуг, не подтвержденных платежными документами согласно действующему законодательству. Тем самым Ответчик допустил нарушение порядка, целей и условий предоставления субсидии по Соглашению.

          Согласно пункта 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Российской Федерации администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.

           Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

          Взыскать с Территориального общественного самоуправления 5 квартала Автозаводского района городского округа Тольятти Самарской области                          (ИНН <***>) в пользу Администрации городского округа Тольятти Самарской области (ИНН <***>) задолженность в сумме 75 659 рублей 80 коп.

          Взыскать с Территориального общественного самоуправления 5 квартала Автозаводского района городского округа Тольятти Самарской области                          (ИНН <***>) в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 026 рублей.

          Решение  может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.В. Агеенко