АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ |
443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846-2) 24-17-45 |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
/дата изготовления решения в полном объеме/
Арбитражный суд Самарской области в составе
председательствующего по делу и ведущего протокол судебного заседания судьи Асадуллиной С.П.,
рассмотрев в судебном заседании 12.03.2004 г. дело по заявлению ОАО «Нижнекамскнефтехим», г.Нижнекамск к Тольяттинской таможне ГТК РФ г.Тольятти о признании незаконным Постановления № 10417000-161/2003 от 21.11.2003 г. по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Малов И.Х.- вед. юрисконсульт, Федоров Н.А.- адвокат, Павлов Д.В.- адвокат,
от таможенного органа: Карянов Д.Н.- ст. инспектор, Седаков В.А.- нач. отдела административных расследований
установил:
ОАО «Нижнекамскнефтехим» обратилось в суд с просьбой о признании незаконным Постановления № 10417000-161/2003 от 21.11.2003 г. по делу об административном правонарушении считая, что в действиях предприятия отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. Таможенным органом не учтено, что заявитель действовал в условиях крайней необходимости, кроме того, нарушен срок привлечения к административной ответственности.
Таможенный орган в удовлетворении требований просит отказать, считая вынесенное Постановление законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле документы, суд считает, что заявление ОАО «Нижнекамскнефтехим» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При оценке доводов сторон суд исходит из принципа презумпции невиновности, и возложении обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, установленных п.1 ст.65, п. 4 ст.210 АПК РФ и ст.1.5 КоАП РФ.
По договору № 67/20 от 01.01.2000 года ОАО «Нижнекамскнефтехим» арендовало 127 железнодорожных цистерн у фирмы «Нижекс-Скандинавия (Финлядия). Цистерны предназначались для загрузки продукцией заявителя и курсирования до порта г. Котка (Финлядия) в таможенном режиме временного ввоза. Цистерны переданы заявителю на ст. Биклянь Куйбышевской железной дороги в период с марта 1999 года по апрель 2000 года.
Из данных о движении железнодорожных составов, предоставленных Главным информационно-вычислительным центром ОАО «РЖД» следует, что ОАО «Нижнекамснефтехим» использовало 39 железнодорожных цистерн из числа арендованных и временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации не только для международных перевозок, но и для перевозок по территории РФ.
Таким образом, ОАО «Нижнекамснефтехим» нарушены требования первоначального таможенного режима временного ввоза. Заявитель использовал транспортные средства-цистерны в ином режиме, при этом не заявил об этом в установленном порядке.
Указанные действия ОАО «Нижнекамснефтехим» квалифицированы Тольяттинской таможней ГТК РФ как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, выразившееся в недекларировании транспортных средств, подлежащих декларированию, назначено наказание в виде штрафа в размере ½ стоимости транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения.
Однако при вынесении оспариваемого Постановления и привлечении к административной ответственности таможенным органом не были учтены следующие обстоятельства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме товаров и транспортных средств.
Действительно, статья 168 Таможенного Кодекса РФ предусматривает декларирование всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется.
Ввоз цистерн на территорию Российской Федерации для загрузки определяется как таможенный режим временного ввоза, предусмотренного ст.68 Таможенного кодекса РФ. При временном ввозе пользование товарами или транспортными средствами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
В соответствии со ст.24, ст.72 Таможенного кодекса РФ случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также особенности правового регулирования таможенных режимов определяются Правительством РФ.
В развитие указанных норм издано Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 года № 517 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств», утверждающее Положение «Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам», которым устанавливаются особенности правового регулирования этого таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам.
Согласно п.п. «в» п.2 Положения «Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам» обязательным условием временного ввоза на территорию РФ транспортных средств с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами является не использование ввезенных цистерн на таможенной территории РФ для внутренних перевозок товаров.
Согласно п.11 указанного Положения таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без обложения таможенными пошлинами и налогами, производится в упрощенном порядке, при котором таможенные органы Российской Федерации принимают в качестве таможенной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.3.1 и п.3.2 Договора № 67/20 от 01.01.2000 года перевозка грузов организована по полным перевозочным документам без права изменять маршруты курсирования цистерн.
Таможенным органом не оспаривается, что железнодорожные цистерны ввезены на территорию Российской Федерации по полно оформленным железнодорожным накладным, что является, в соответствии с п.11 указанного Положения, таможенным оформлением транспортных средств, то есть их декларированием.
Согласно ст.168 ТК РФ декларированию подлежат транспортные средства, таможенный режим которых изменяется в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации. Обязанность повторного декларирования товаров и транспортных средств актами законодательства Российской Федерации, не предусмотрена.
Довод таможенного органа на необходимость повторного декларирования цистерн со ссылкой на Распоряжение ГТК РФ от 03.07.2001 года № 702-р «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров» необоснован, поскольку документ регулирует порядок уплаты таможенных платежей, но не порядок повторного декларирования товаров.
Из материалов дела следует, что факта не декларирования транспортных средств заявителем не допущено. Нарушения, допущенные заявителем, выразились в использовании ввезенных цистерн с нарушением условий и ограничений таможенного режима, под который они были помещены, и образует состав иного административного правонарушения, предусмотренного главой 16 КоАП РФ.
Таким образом, таможенным органом не доказана обязанность ОАО «Нижнекамскнефтехим» по повторному декларированию транспортных, то есть вина предприятия, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
При этом расчет административного штрафа в размере ½ стоимости транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения произведен таможенным органом правомерно, в соответствии с санкцией ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Судом не принимается довод заявителя о нарушении сроков привлечения к административной ответственности. Давность привлечения к административной ответственности определяется в отношении деяния ОАО «Нижнекамскнефтехим» в соответствии с п.2 ст.4.5 КоАП РФ. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня вынесения определения о возбуждении административного расследования 09.04.2003 г. Вывод об отнесении правонарушений к длящимся подтверждается позицией Конституционного Суда РФ в Постановлении № 7-П от 27.04.2001 г.
Не принимается судом и довод заявителя о наличии обстоятельств крайней необходимости, исключающей его ответственность за совершенное административное правонарушение. По мнению заявителя, такими обстоятельствами является сложная ледовая обстановка, сложившаяся в порту Балтийского моря с декабря 2002 по апрель 2003 года. Указанные обстоятельства не отвечают условиям, предусмотренным ст.2.7 КоАП РФ, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением. Кроме того, наличие ледовой обстановки в указанный период в северном регионе соответствовало сезону и могло быть предусмотрено заявителем.
При указанных обстоятельствах постановление № 10417000-161/2003 от 21.11.2003 г. по делу об административном правонарушении не соответствует требованиям административного законодательства, что в силу ч.2 ст.211 АПК РФ является основанием для признания его незаконным и отмены его в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.170, 211 АПК РФ
СУД Р Е Ш И Л:
Требования ОАО «Нижнекамскнефтехим» удовлетворить полностью.
Постановление № 10417000-161/2003 от 21.11.2003 г. по делу об административном правонарушении, вынесенное Тольяттинской таможней ГТК РФ, признать незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу через десять дней со дня вынесения решения и может быть обжаловано в этот же срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области.
СУДЬЯ С.П. Асадуллина