ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-17787/07 от 27.02.2008 АС Самарской области

?

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

04 марта 2008 года

Дело №

А55-17787/2007

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2008 года

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2008 года

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Бойко С.А.

рассмотрев 20 - 27 февраля 2008 года в судебном заседании дело по заявлению

Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Самарский энергетический колледж

От 07 декабря 2007 года №

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,

с участием третьего лица Государственного учреждения Центр занятости населения города Самары

о признании недействительным и отмене предписания № 37 от 25.10.2007 года

при участии в заседании:

от заявителя - Величко Г.Г. (доверенность),

Никонорова Л.С. (доверенность),

от ответчика - Давидюк О.Н. (доверенность),

от трет. лица - Наливалкина М.В. (доверенность).

Протокол судебного заседания вел помощник судьи Николаева С.Ю.

Установил:

Заявитель - Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Самарский энергетический колледж обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о признании недействительным и отмене предписания № 37 от 25.10.2007 года о перечислении в доход федерального бюджета денежных средств.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении (т. 1 л.д. 2 - 9).

Ответчик заявленные требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (т. 2 л.д. 3 -14).

Представитель третьего лица представил мотивированный отзыв, в котором считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Исследовав доказательства по делу, с учетом объяснений сторон, суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований заявителя и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области проведена проверка, в ходе которой было выявлено излишнее перечисление средств федерального бюджета на выполнение федеральной программы «Активная политика», направленной на подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан в 2005 году на общую сумму 99 500 руб., в нарушение разделов 1, 2, 3, 4, 5, п. 1 раздела 6, что является нарушением Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 декабря 2004 года, протокол № 4, а также разделов I , II, III, IV и V Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенных письмом Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ ОТ 26 октября 2004 года № АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году», а также приложения к Постановлению правительства российской Федерации от 02 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», что отражено в акте проверки от 19 октября 2007 года. По результатам проверки 25 октября 2007 года вынесено предписание № 37, которым предписано заявителю перечислить в срок до 25 ноября 2007 года в доход федерального бюджета средства в сумме 99 500 руб. (л.д. 86 - 87).

С указанным предписанием заявитель не согласился и обратился в суд с настоящим требованием.

При принятии судебного акта, суд принимал во внимание следующее:

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится: установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размера их премирования. В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона РФ «Об образовании» Колледж имеет право самостоятельно определять направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников.

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании», государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно ч. 2 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

С 2003 года ГОУ СПО Самарский энергетический колледж, представляя документы в Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Самарской области, принимало участие в конкурсных отборах, выигрывая их и получало предложения о заключении договоров с Государственным учреждением Центр занятости населения города Самары на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку граждан, зарегистрированных в Центре в качестве безработных, по специальностям: делопроизводство на ПК (секретарь-референт); бухучет на ПЭВМ (бухгалтер-оператор ПЭВМ); пользователь ПЭВМ; оператор ПЭВМ-1С, торговля и склад.

Согласно пункту 4 «Методических рекомендаций по организации в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения, государственных учреждениях - центрах занятости населения конкурсов на размещение заказов на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан и незанятого населения» (утвержденных приказом Минтруда от 11 февраля 2002 года № 18) «Время проведения конкурсов, их периодичность устанавливается организатором конкурса. Вместе с тем конкурсы на размещение заказов по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан и незанятого населения рекомендуется проводить не реже одного раза в два года». Дополнительные или внеочередные конкурсы рекомендуется проводить в случаях необходимости обучения по новым, сложным профессиям, а также в случаях возникновения необходимости в привлечении дополнительных образовательных учреждений в связи с недостаточным количеством учебных мест в образовательных учреждениях, с которыми уже заключены договоры.

ГОУ СПО Самарский энергетический колледж была разработана калькуляция затрат на обучение граждан, в том числе с оплатой одного учебного часа в размере от 60 до 70 рублей, в зависимости от специальности.

Из представленного в материалы дела протокола от 10 декабря 2003 года № 7 Департамента Федеральной Государственной службы занятости населения по Самарской области усматривается, что Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Самарский энергетический колледж прошло конкурс и включено в «Перечень образовательных учреждений, прошедших конкурсный отбор по профобучению безработных граждан и незанятого населения в Самарской области в 2003 году» (т. 3 л.д. 32 - 34).

В соответствии с Законом «Об образовании» и уставом, 24.01.05 г. администрацией ГОУ СПО Самарский энергетический колледж и руководством Государственного учреждения Центра занятости населения города Самары был заключен договор № 1-24-6/14 на возмездное оказание услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке граждан, зарегистрированных в Центре в качестве безработных, по следующим специальностям: делопроизводство на ПК (секретарь-референт); бухучет на ПЭВМ (бухгалтер-оператор ПЭВМ); пользователь ПЭВМ; оператор ПЭВМ-1С, торговля и склад.

ГОУ СПО Самарский энергетический колледж действовал в соответствии со ст. ст. 423 и 424 ГК РФ, согласно которым исполнение возмездного договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон и в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) и в соответствии с Положением «Об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 3/1 от 13.01.00 г.

Согласно п. 35 указанного Положения, затраты на профессиональное обучение безработных граждан рассчитываются органами по вопросам занятости исходя из прогнозируемой численности граждан, нуждающихся в соответствующем обучении, средних показателей продолжительности и стоимости обучения, сложившихся на данной территории.

В соответствии с договором за период с 31.01.05 г. по 03.10.05 г. заключались дополнительные соглашения с № 1 по № 15 на подготовку 15 групп обучаемых. Сумма расходов по каждой группе безработных граждан ГОУ СПО Самарским энергетическим колледжем производилась согласно калькуляций затрат на обучение.

В соответствии с калькуляциями, утвержденными на основании указанного Договора и дополнительных соглашений, с каждым преподавателем был заключен срочный трудовой договор.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан производилась преподавателями на договорной основе и стоимость одного часа определялась, как договорная, с учетом часовых ставок по разряду, отпускных и надбавок за профессионализм, вредность работы (подготовка осуществлялась в компьютерных классах с использованием компьютеров), знание компьютерных программ, наличие сертификатов на проведение специального обучения по компьютерным программам «1С:Бухгалтерия», «1С:Торговля и склад» и другим.

В соответствии с договором № 1-24-6/14, подготовка и переподготовка безработных граждан по каждой специальности проводилась преподавателями Колледжа в сжатые сроки (в течение пяти недель), в течение которых каждый из безработных получил новую специальность или повысил квалификацию на основе новых компьютерных программ и после проведения квалификационных экзаменов, получил соответствующий документ. Таким образом, Колледжем условия Договора полностью были выполнены по объему и качеству оказанных услуг.

По окончанию обучения каждой группы, ГОУ СПО Самарский энергетический колледж в Самарский городской центр занятости населения направлялись все необходимые документы (акты выполненных работ и счета-фактуры и др.), подтверждающие обучение слушателей и сдачу ими квалификационных экзаменов.

По договору возмездного оказания услуг, согласно ст. 779 ГК РФ, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По результатам обучения 15 групп и представленных документов за оказание платных образовательных услуг, Центром, на внебюджетный счет Колледжа, были перечислены денежные средства на общую сумму 334 934 рубля 80 копеек.

Согласно условиям Договора, где Государственное учреждение Центр занятости населения города Самары является заказчиком услуг, а ГОУ СПО Самарский энергетический колледж –исполнителем, Колледж обучил 15 групп безработных, а Центр оплатил образовательные услуги в размере, согласованном в калькуляциях, предусмотренных в 15 дополнительных соглашениях к Договору. В соответствии с пунктами 4.1 Договора стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, ГОУ СПО Самарский энергетический колледж выполнило обязательства, взятые на себя в соответствии с возмездным договором на оказание услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан.

Государственное учреждение Центр занятости населения города Самары также выполнило взятые на себя обязательства, предусмотренные п. 3.1 Договора, оплатив услуги, оказанные Колледжем.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающих, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. То есть бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В соответствии со статьями 68, 69 и 70 Бюджетного кодекса РФ часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование бюджетных учреждений относится к текущим расходам бюджетов. При этом предоставление бюджетных средств бюджетным учреждениям осуществляется в формах ассигнований на содержание бюджетных учреждений либо средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам.

Статьей 72 Бюджетного кодекса РФ, дается понятие государственного или муниципального контракта и государственного или муниципального заказа –это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта согласно которой Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственным или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, денежные средства, выделенные на выполнение федеральной программы «Активная политика» являются целевым бюджетным финансированием только для Государственного учреждения Центр занятости населения города Самары.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В ходе разбирательства по данному делу установлено, что ГОУ СПО Самарский энергетический колледж не является участником бюджетных правоотношений, т.к. ему из федерального бюджета не выделялись денежные средства по смете расходов и доходов. Денежные средства, поступили на счет Колледжа от Государственного учреждения Центр занятости населения города Самары. Именно Центру средства выделялись из федерального бюджета на выполнение федеральной программы «Активная политика» на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан в 2005 г. То есть, средства, полученные Колледжем от Центра, носили адресный характер на оплату услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке граждан, зарегистрированных в Центре в качестве безработных, на что они и были израсходованы.

Средства, поступившие от Центра занятости населения города Самары, на внебюджетный расчетный счет Колледжа, являются оплатой платных образовательных услуг, оказанных Колледжем и в соответствии с Законом «ОБ образовании» и уставом, часть их была направлена на оплату труда и материальное стимулирование работников.

Между тем нецелевое использование бюджетных средств предполагает (ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации) направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Колледж, получив указанные средства, в качестве оплаты оказанных услуг, реализовал, представленное ему п. 5 ст. 42 Федерального закона от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", право самостоятельно определять направление и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств.

Согласно п. 35 Положения «Об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 3/1 от 13.01.00 г. в структуру затрат на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения по направлению органов по вопросам занятости входят: оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), стажировку; оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение; оплата за квалификационные экзамены при получении поднадзорных профессий; оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно-методических материалов, средств обучения; оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно-производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов.

При вынесении обжалуемого предписания ответчик не принял во внимание содержание вышеперечисленных норм права.

В соответствие со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для реализации права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие двух оснований:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- названным актом нарушаются права и законные интересы заявителя или заинтересованных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, данным в п. 6 Постановления № 6/8 от 01.07.96 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Как установлено судом оспариваемое решение государственного органа вынесено в противоречии с действующим законодательством и нарушает права заявителя, поэтому в силу положений ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования подлежат удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Предписание по устранению выявленных нарушений № 37 от 25 октября 2007 года, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области признать незаконным.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области в пользу Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Самарский энергетический колледж расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко

?