АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846)207-55-15 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
октября 2022 года | Дело № | А55-17812/2022 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 06 октября 2022 года Полный текст решения изготовлен: 17 октября 2022 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Фурносова Г.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 06 октября 2022 года дело по заявлению (иску) | |||||||
Акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Тольятти" к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 Боронали, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43. | |||||||
о взыскании | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от истца – ФИО44, доверенность №52 от 16.12.2021 от ответчика – ФИО45, доверенность №6 от 29.12.2021 от третьего лица – не явился, извещён, | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Тольятти" в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность в размере 116 794 (сто шестнадцать тысяч семьсот девяносто четыре рубля) 66 копеек; пени за период задолженности с апреля 2021 по февраль 2022^, рассчитанные с 20.05.2021 по 31.03.2022,в размере 3 165 (Три тысячи сто шестьдесят пять рублей) 33 копейки и пени за период задолженности - март 2022, рассчитанные с 20.04.2022 по 15.07.2022 (в размере 2 213 (две тысячи двести тринадцать рублей) 79 копеек, а также за период с 15.07.2022 по день вынесения решения суда; расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 665 (четыре тысячи шестьсот шестьдесят пять рублей) 00 копеек. Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 Боронали, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43. Третьи лица в отзыве на заявление требования не признали, просят в удовлетворении исковых требований отказать. В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, Между АО «ОРЭС - Тольятти» (далее - Истец) и ПАО «Самараэнерго» (далее - Ответчик) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № 0013У от 31.12.2014 (далее - договор N° 0013У) в интересах потребителей, с которыми у Ответчика имеются договоры энергоснабжения. В соответствии с условиями договора № 0013У, Истец принял на себя обязательство по оказанию Ответчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей. Ответчик в свою очередь обязался оплачивать услуги Истца в порядке, согласованном в договоре № 0013У. Так, согласно пункту 6.1 договора № 0013У расчетным периодом для оплаты оказываемых услуг, является один календарный месяц. Порядок оплаты оказанных услуг по передаче электроэнергии согласован сторонами в разделе 6 договора № 0013У. В соответствии с пунктом 6.2 договора № 0013У Истец представляет Ответчику акт об оказании услуг и счет-фактуру по передаче электроэнергии (мощности) за расчетный месяц-до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Согласно пункту 6.7 договора № 0013У оплата стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии производится Ответчиком на основании выставленных Истом счета-фактуры и акта выполненных работ до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Выполняя условия заключенного договора № 0013У, с апреля 2021 по март 2022 года Истец оказывал Ответчику услуги по передаче электрической энергии. Между тем Ответчик принял оказанные услуги с разногласиями, о чем свидетельствуют акты оказания услуг по передаче электрической энергии мощности от 30.04.2021, 31.05.2021, 30.06.2021, 31.07.2021, 31.08.2021, 30.09.2021, 31.10.2021, 30.11.2021, 31.12.2021, 31.01.2022, 28.02.2022, 31.03.2022 Общая стоимость оказанных услуг за указанный период составила: - в апреле 2021 - 82 548 527,88 рублей по счету-фактуре от 30.04.2021 № БЕ-384. - в мае 2021 - 75 480 654,03 рублей по счету-фактуре от 31.05.2021 № БЕ-536. - в июне 2021 - 78 691 631,37 рублей по счету-фактуре от 30.06.2021 № БЕ-620. - в июле 2021 - 85 109 647,62 рублей по счету-фактуре от 31.07.2021 № БЕ-867. - в августе 2021 - 88 213 886,70 рублей по счету-фактуре от 31.08.2021 № БЕ-1124. - в сентябре 2021 - 82 748 217,10 рублей по счету-фактуре от 30.09.2021 № БЕ-1207. - в октябре 2021 - 82 610 329,13 рублей по счету-фактуре от 31.10.2021 № БЕ-1444. - в ноябре 2021 - 90 330 396,77 рублей по счету-фактуре от 30.11.2021 № БЕ-1539. - в декабре 2021 - 95 747495,63 рублей по счету-фактуре от 31.12.2021 № БЕ-1599. - в январе 2022 - 99 343 646,70 рублей по счету-фактуре от 31.01.2022 № БЕ-345. - в феврале 2022 - 93 587 670,44 рублей по счету-фактуре от 28.02.2022 № БЕ-439. - в март 2022 - 87 009 317,89 рублей по счету-фактуре от 31.03.2022 № БЕ-699. Ответчик оказанные услуги оплатил лишь частично, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность в сумме 116 794 (сто шестнадцать тысяч семьсот девяносто четыре рубля) 66 копеек: за апрель 2021г. сумме 1 776,65 рублей; за май 2021г. в сумме 911,13 рублей; за июнь 2021г. в сумме 443,53 рубля; за июль 2021г. в сумме 356,31рублей; за август 2021г. в сумме 543,59 рубля; за сентябрь 2021г. в сумме 841,53 рубль; за октябрь 2021г. в сумме 4 898,37 рублей; за ноябрь 2021г. в сумме 1 156,49 рублей; за декабрь 2021г. в сумме 16 176,30 рублей; за январь 2022г. в сумме 23 358,46 рублей; за февраль 2022г. в сумме 31119,49 рублей; за март 2022г. в сумме 35 212,81 рублей. Причиной уменьшения стоимости оказанных услуг явилось, применение Ответчиком к ряду потребителей (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО46, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО47, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО48, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО49, ФИО36 Боронали, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43) понижающего коэффициента 0,7, в связи с тем, что они являются членами СНТ и заключили прямые договоры с Гарантирующим поставщиком. Согласно заключенному договору №0013У, сторонами (Истцом и Ответчиком) согласованы условия определения стоимости оказанных услуг в отношении названных потребителей без применения понижающего коэффициента. До настоящего времени изменения в договор не вносились. Учитывая применение Ответчиком понижающего коэффициента и как следствие наличие недоплаты (задолженности) за оказанные услуги, 26.04.2022 Истцом в адрес Ответчика, была направлена претензия № 1107 о необходимости оплаты суммы долга в течение 30 календарных дней с момента направления претензии. Между тем, оплата в установленный претензией срок не произведена. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик частично оплатил задолженность в сумме 150 000 руб., что подтверждается платежными поручениями № 659 от 27.09.2019, № 644 от 20.09.2019. В связи с этим истец уменьшил размер исковых требований. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Услуги по передаче электрической энергии являются естественно монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования N 1178. В соответствии с Основами ценообразования N 1178 единые (котловые) тарифы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.12.2020 N 884 установлены Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2021 год (Приказом от 30.12.2021 N 840 на 2022 год). Пунктом 1.4.1 указанного Приказа установлены тарифы с применением понижающего коэффициента на услуги по передаче электрической энергии в отношении в садоводческих некоммерческих товариществах и огороднических некоммерческих товариществ. Согласно ст. 23.1 ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию. В соответствии с п.71 Основ ценообразования N 1178 к ценам (тарифам) на электрическую энергию для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Пунктом 4.1 Приказа департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 №666 на 2021 год (Приказом от 10.12.2021 №652 на 2022 год) установлено, что в отношении садоводческих некоммерческих товариществ применяется тариф с понижающим коэффициенты 0,7. Обосновывая свои возражения против исковых требований, ПАО «Самараэнерго» указывает следующее. В апреле 2021 - марте 2022 АО «ОРЭС-Тольятти» рассчитало стоимость услуг для граждан, являющихся членами СНТ и заключивших индивидуальные договоры с гарантирующим поставщиком, без применения понижающего коэффициента. В обоснование своей позиции АО «ОРЭС-Тольятти» указывает, что применение понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию в расчетах с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство (вне зависимости от того, являются ли они членами СНТ или нет) не предусмотрено. При этом, по мнению ответчика, АО «ОРЭС-Тольятти» не учитывает, что Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области в отношении садоводческих некоммерческих товариществ установлены тарифы с применением понижающего коэффициента. Все граждане-потребители, по которым возникли разногласия, являются членами садоводческих некоммерческих товариществ, что подтверждается справками о членстве в СНТ и правоустанавливающими документами, согласно которым адресом земельных участков является соответствующее СНТ. Установление различной стоимости электроэнергии для членов одного и того же СНТ носит дискриминационный характер и нарушает права граждан, заключивших индивидуальные договоры энергоснабжения, на равные условия в оплате потребленной электроэнергии в сравнении с другими членами СНТ. Заключение непосредственных договоров никак не влияет на электрическую схему, уровень напряжения или вид деятельности, не лишает статуса члена СНТ и не должно приводить к негативным последствиям для граждан в виде увеличения стоимости электрической энергии. ПАО «Самараэнерго» считает, что все граждане, являющиеся членами СНТ, должны оплачивать электроэнергии в соответствии с пунктом 4.1 Приказа от 10.12.2020 №666 на 2021 год (Приказом от 10.12.2021 №652 на 2022 год) по тарифу для садоводческих некоммерческих товариществ с понижающим коэффициентом 0,7. Предлагаемый АО «ОРЭС Тольятти» расчет стоимости электроэнергии, для компенсации расходов по оплате услуг вынуждает гарантирующего поставщика применять в отношении конечных потребителей тариф без понижающего коэффициента, что влечет для граждан негативные последствия. В обоснование применения понижающего коэффициента, Ответчик ссылается на письма ФАС России за No ВК/20155/19 от 15.03.2019 и за ncx.No ВК/21396/19 от 19.03.2019 в которых указывается о том, что оплата электрической энергии членами СНТ осуществляется по тарифам для «потребителей, приравненных к населению», в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования. Вместе с тем, Ответчиком не учитывается, что в указанных письмах ФАС России анализирует приказ ФАС России от 19.06.2018 за исх.№834/18 «Об утверждении регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов». В указанном приказе была выделена подгруппа потребителей приравненных к населению - «граждане-потребители, ведущие садоводство и огородничество для бытовых нужд», что и было принято во внимание ФАС России при подготовке разъяснений за исх.№ ВК/20155/19 от 15.03.2019 и за исх.№ ВК/21396/19 от 19.03.2019. Однако уже 25.06.2019 приказом ФАС России №825/19 были внесены изменения в приказ ФАС России от 19.06.2018 за исх.№834/18, где подгруппа «граждане - потребители, ведущие садоводство и огородничество для собственных нужд» была заменена на «Садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества». Т.е. на садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, созданные и включенные в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 № 666 и от 10.12.2021 № 652 (далее - Приказы) установлено, что понижающий коэффициент в размере 0,7 применяется к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), поставляемую - населению, а также каждой из категорий потребителей, приравненных к населению по перечню согласно приложению № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», проживающему в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками; - садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам (далее - СНТ); - некоммерческим объединениям граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающим электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности. Так, из приведенных норм следует, что применение понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию в расчетах с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство (вне зависимости от того, являются ли они членами СНТ или нет), заключившими договоры энергоснабжения непосредственно с гарантирующим поставщиком, не предусмотрено. Исключением являются потребители, относящиеся к категориям населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, а также юридические лица - садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан. Члены СНТ (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО46, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО47, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО48, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО49, ФИО36 Боронали, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43) с которыми у Ответчика заключены прямые договоры не относятся к категориям потребителей в расчетах, с которыми применяется понижающий коэффициент, следовательно, оснований для применения понижающего коэффициента не имеется. Возражая против доводов ответчика, истец указывает, что Ответчиком не принимается во внимание тот факт, что в соответствии с приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 N° 666 и от 10.12.2021 № 652 (далее - Приказы) понижающий коэффициент в размере 0,7 применяется к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), поставляемую - населению, а также каждой из категорий потребителей, приравненных к населению по перечню согласно приложению № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», проживающему в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками; - садоводческим или огороднические некоммерческие товарищества (далее - СНТ); - некоммерческим объединениям граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающим электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности. Таким образом, возможность применения понижающего коэффициента 0,7 установлена лишь для садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (для юридических лиц), какого-либо указания о возможности применения понижающего коэффициента для членов СНТ при заключении прямых договоров с гарантирующим поставщиком, в указанных документах не содержится. Данные обстоятельства также подтверждаются в отзыве Ответчика, указывающего, что Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области установлены тарифы с применением понижающего коэффициента именно в отношении садоводческих некоммерческих товариществ (юридического лица). Так, согласно ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Со дня государственной регистрации товарищества граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами (ст. 10 Федерального закона N9 217-ФЗ от 29.07.2017 г.). В силу ст. 6 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Исходя из содержания вышеуказанных положений, следует, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами, как путем создания товарищества, так и без создания такового. При этом садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества в силу действующего законодательства считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. Данная позиция Истца полностью согласуется с Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 26.09.2019 по делу N 33-5873/2019. Так, в рамках указанного дела рассматривались требования членов СНТ, которые заключили прямые договоры энергоснабжения дачных участков и полагали, что имеют право на оплату электроэнергии, рассчитанную по тарифам для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. В удовлетворении требования им было отказано. В этой связи следует, что доводы Ответчика о возможности применения понижающего коэффициента 0,7 при заключении членами СНТ прямых договоров с гарантирующим поставщиком не обоснованы. Третьими лицами (ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО17, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО47, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО48, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО36 Боронали) привлеченными 02.09.2022 определением Арбитражного суда Самарской области к участию в деле, представлен отзыв на исковое заявление. Третьи лица, в своем отзыве указывают, что Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области в отношении садоводческих некоммерческих товариществ установлены тарифы с применением понижающего коэффициента и полагают, что заключение прямых договоров не лишает их права на применение при расчетах с ними понижающего коэффициента. Указывая представленные доводы, следует, что Третьими лицами принимается во внимание тот факт, что в соответствии с приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 № 666 и от 10.12.2021 № 652 (далее - Приказы) понижающий коэффициент в размере 0,7 применяется к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), поставляемую - населению, а также каждой из категорий потребителей, приравненных к населению по перечню согласно приложению № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», проживающему в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками; - садоводческим или огороднические некоммерческие товарищества (далее - СНТ); - некоммерческим объединениям граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающим электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности. При этом Третьи лица полагают возможным применение понижающего коэффициента 0,7 для членов СНТ заключивших прямые договоры с Ответчиком. Вместе с тем, возможность применения понижающего коэффициента 0,7 установлена лишь для садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (для юридических лиц), какого-либо указания о возможности применения понижающего коэффициента для членов СНТ при заключении прямых договоров с гарантирующим поставщиком, в указанных документах не содержится. Так, согласно ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Со дня государственной регистрации товарищества граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами (ст. 10 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г.). В силу ст. 6 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Исходя из содержания вышеуказанных положений, следует, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами, как путем создания товарищества, так и без создания такового. При этом садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества в силу действующего законодательства считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. Данная позиция Истца полностью согласуется с Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 26.09.2019 по делу N 33-5873/2019. Так, в рамках указанного дела рассматривались требования членов СНТ, которые заключили прямые договоры энергоснабжения дачных участков и полагали, что имеют право на оплату электроэнергии, рассчитанную по тарифам для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, с применением понижающего коэффициента 0,7. В удовлетворении требования им было отказано. Таким образом, следует, что доводы Третьих лиц о возможности применения понижающего коэффициента 0,7 при заключении членами СНТ прямых договоров с Ответчиком являются не необоснованными. Третьи лица в своем отзыве указывают на то, что установление различной стоимости за услуги по передаче электрической энергии между гражданами членами СНТ и СНТ - юридическим лицом носит дискриминационный характер, что приведет к нарушению прав на равные условия оплаты электроснабжения. Вместе с тем, Третьими лицами не учитывается, что в соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Согласно второму абзацу п.З ст.24 Закона № 35-ФЗ, установление цен (тарифов) относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики. В данном случае, право на установление тарифов в сфере электроэнергетики предоставлено Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области (не Истцу) являющимся органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области, поскольку лишь Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер, в порядке, установленном Законом Самарской области «О нормативных правовых актах Самарской области» от 07.07.2000 № 28-ГД. Так, Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области были изданы приказы, в соответствии с которыми была установлена возможность применения понижающего коэффициента 0,7 для садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (для юридических лиц), какого-либо указания о возможности применения понижающего коэффициента для членов СНТ при заключении прямых договоров с гарантирующим поставщиком, в указанных документах не содержится. В этой связи и с учетом приведенных норм, следует, что при расчете стоимости переданной электрической энергии Истец должен применять цену (тариф), установленную в соответствии с Приказами, с Основами ценообразования, Законом № 35-ФЗ, а также руководствоваться условиями договора № 0013У на оказание услуг по передаче электрической энергии № 0013У от 31.12.2014 заключенному между АО «ОРЭС - Тольятти» и ПАО «Самараэнерго» в который до настоящего времени, сторонами (Истцом и Ответчиком) не внесены изменения в части применения понижающего коэффициента 0,7 для отдельных потребителей, что исключает возможность применения иного расчета, чем указано в условиях названного договора. Таким образом, для восстановления нарушенного права о котором Третьи лица указывают в своем отзыве, соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) Третьи лица не лишены возможности обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта (Приказа) не действующим полностью или в части лица, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что ответчик необоснованно распространил понижающий коэффициент 0,7 на лиц, не относящихся к категории садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (юридических лиц). Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих обоснованность взыскания задолженности по сделке и её размер, или свидетельствующих об уплате задолженности в добровольном порядке. На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ требование истца о взыскании задолженности в размере 116 794,66 руб. является обоснованным. В соответствии с положениями статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 №912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения» установлено, что при применении порядка начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, оплате электрической энергии гарантирующему поставщику и производителю электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, предусмотренного пунктом 2 статьи 26 и пунктом 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на 27 февраля 2022 г. По состоянию на 27.02.2022 ключевая ставка ЦБ РФ составляла 9,5%. Учитывая данные обстоятельства. Истцом произведен расчет пени по ключевой ставке 9,5%. Истцом произведен расчет пени по состоянию на 31.03.2022. За апрель 2021г. сумма пени составляет 409,10 руб. исходя из следующего расчета: 1776,65 (сумма задолженности) *0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*315 (дни просрочки с 20.05.2021г. по 31.03.2022г.) = 409,10 руб. За май 2021г. сумма пени составляет 188,49 руб. исходя из следующего расчета: 911,13 (сумма задолженности) *0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*283 (дни просрочки с 21.06.2021г. по 31.03.2022г.) = 188,49 руб. За июнь 2021г. сумма пени составляет 82,35 руб. исходя из следующего расчета: 443,53 (сумма задолженности) *0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*254 (дни просрочки с 20.07.2021г. по 31.03.2022г.) = 82,35 руб. За июль 2021г. сумма пени составляет 58,08 руб. исходя из следующего расчета: 356,31 (сумма задолженности) *0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*223 (дни просрочки с 20.08.2021г. по 31.03.2022г.) = 58,08 руб. За август 2021г. сумма пени составляет 76,29 руб. исходя из следующего расчета: 543,59 (сумма задолженности) *0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*192 (дни просрочки с 20.09.2021г. по 31.03.2022г.) = 76,29 руб. За сентябрь 2021г. сумма пени составляет 99,66 руб. исходя из следующего расчета: 841,53 (сумма задолженности) *0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*162 (дни просрочки с 20.10.2021г. по 31.03.2022г.) = 99,66 руб. За октябрь 2021г. сумма пени составляет 461,91 руб. исходя из следующего расчета: 4 898,37 (сумма задолженности)*0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*129 (дни просрочки с 22.11.2021г. по 31.03.2022г.) = 461,91 руб. За ноябрь 2021г. сумма пени составляет 85,38 руб. исходя из следующего расчета: 1 156,49 (сумма задолженности)*0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*101 (дни просрочки с 20.12.2021г. по 31.03.2022г.) = 85,38 руб. За декабрь 2021г. сумма пени составляет 827,74 руб. исходя из следующего расчета: 16176,30 (сумма задолженности)*0,0731% (1/130*9,50% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*70 (дни просрочки с 20.01.2022г. по 31.03.2022г.) = 827,74 руб. За январь 2022г. сумма пени составляет 648,85 руб. исходя из следующего расчета: 23 358,46 (сумма задолженности)*0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*38 (дни просрочки с 21.02.2022г. по 31.03.2022г.) = 648,85 руб. За февраль 2022г. сумма пени составляет 227,48 руб. исходя из следующего расчета: 31119,49 (сумма задолженности)*0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*10 (дни просрочки с 21.03.2022г. по 31.03.2022г.) = 227,48 руб. Требование о взыскании пени за март 2022, рассчитаны за период с 20.04.2022 по 15.07.2022 в общем размере 2 213,79 руб., поскольку требование об оплате задолженности за март 2022 возникло 20.04.2022, т.е. после даты введения моратория и запрет на начисление финансовых санкций на указанный период не распространяется. За март 2022г. сумма пени составляет 2 213,69 руб. исходя из следующего расчета: 35 212,81 (сумма задолженности)*0,0731% (1/130*9,5% ключевая ставка с 14.02.2022г.)*86 (дни просрочки с 20.04.2022г. по 15.07.2022г.) = 2 213,79 руб. Истец согласно расчету в исковом заявлении просит взыскать пени исходя из приведенного расчета, составляет - 5 379 рублей 02 копейки. Правильность арифметического расчета заявленной истцом к взысканию суммы неустойки судом проверено и установлено, что истцом не учтено следующее. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее – Постановление № 497) введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Согласно п.1 ст.9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве (пп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве). В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. В силу положений пункта 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом. В связи с установленным мораторием на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, до 01 октября 2022 года заявления о признании должника банкротом арбитражным судом приняты быть не могут. Следовательно, задолженность со сроком уплаты после 01 апреля 2022 года не означает задолженность, возникшую после принятия заявления о признании должника банкротом. При таких обстоятельствах, задолженность по оплате принятой в марте 2022 года электрической энергии не является текущей и подпадает под действие моратория. Доказательств, подтверждающих, что ответчиком заявлен отказ от применения в отношении него введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 моратория, в материалы дела не представлено. Учитывая вышеизложенное, исходя из факта установления постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 моратория на возбуждение дел о банкротстве, суд считает требования истца о взыскании неустойки подлежащими удовлетворению за период с 20.05.2021 по 31.03.2022 в сумме 3 165 руб. 33 коп. Требования о взыскании пени в остальной части удовлетворению не подлежат. Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны, на ответчика относятся расходы по государственной пошлине в размере 4599 руб. Учитывая уменьшение суммы пени с учетом изменения периода взыскания, цена иска составляет 122 173,68 рублей (сумма долга 116 794,66 рублей и пени 5 379,02 рубля), тогда как ранее цена иска составляла 125 763,07 рублей. Исходя из уточнения (уменьшения) цены иска, размер госпошлины составил 4 665,00 рублей, Истцом же в соответствии абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ была оплачена госпошлина в размере 4 773,00 рублей. Сумма излишне уплаченной госпошлины составила 108,00 руб. в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении Истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. Следует возвратить Акционерному обществу "Объединенные региональные электрические сети Тольятти" госпошлину из федерального бюджета в сумме 108 руб. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" в пользу Акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Тольятти" задолженность в сумме 116 794 руб. 66 коп., пени за период с 20.05.2021 по 31.03.2022 в сумме 3 165 руб. 33 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 4599 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Возвратить Акционерному обществу "Объединенные региональные электрические сети Тольятти" госпошлину из федерального бюджета в сумме 108 руб. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||