АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | ||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | ||
сентября 2020 года г. Самара | Дело № | А55-18067/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2020 года Решение в полном объеме изготовлено 25 сентября 2020 года | ||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Некрасовой Е.Н., | ||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скороходовым П.А., рассмотрев в судебном заседании 21.09.2020 дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (территориальный отдел в г.Тольятти), г.Тольятти Самарской области, к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Санкт-Петербург, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «Щит» (ИНН <***>, ОГРН <***>), о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.43 КоАП РФ, | ||
при участии в заседании: от ООО «Агроторг» - ФИО1 (доверенность от 11.11.2019), от иных лиц - не явились, извещены, | ||
установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (территориальный отдел в г.Тольятти) (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее – ООО «Агроторг», общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «Щит» (далее – ТОО ЗПП «Щит»). ООО «Агроторг» представило отзыв на заявление, заявило ходатайство о снижении размера штрафа. ТОО ЗПП «Щит» отзыв на заявление не представила, что не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем доказательствам. В связи с тем, что от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании и рассмотрения дела в их отсутствие, суд 21.09.2020 закрыл предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке ч.4 ст.137 АПК РФ. На основании ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ТОО ЗПП «Щит» и административного органа, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В судебном заседании представитель ООО «Агроторг» возражала против удовлетворения заявления. Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы, изложенные в заявлении и отзыве, заслушав представителя ООО «Агроторг» в судебном заседании, суд установил следующее. В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Как видно из материалов дела, ТОО ЗПП «Щит» сообщила административному органу о том, что вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г.Самары от 16.12.2019 по делу №2-5979/2019 признаны противоправными действия ООО «Агроторг» в магазине «Пятерочка» по адресу: <...>, выразившиеся в реализации продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя, с истекшим сроком годности: салат «Спаржа» с морковью по-корейски, 180 гр., изготовитель ИП ФИО2 г.Самара, дата изготовления – 21.08.2019, срок годности – до 20.09.2019, срок годности истек на 6 суток; яйцо куриное пищевое столовое первой категории С1, 10 шт. в упаковке, изготовитель ООО «Мир СТ» г.Самара, срок годности – 25 суток с даты сортировки, на момент проведения проверки срок годности установить не удалось, дата выработки отсутствует; Братцы «Варенки» с сырым картофелем, луком и салом 0,9 кг, изготовитель ООО «Фабрика Уральские пельмени» Челябинская область, дата изготовления – 02.03.2019, срок годности – до 02.09.2019, срок годности истек на 24 суток; кинза свежая, 30 гр., изготовитель ООО «Егорьевские теплицы» Республика Татарстан, дата изготовления – 18.09.2019, срок годности 8 суток, срок годности истец на 8 час. 30 мин. (л.д.11-17). По данному факту административный орган составил протокол от 09.06.2020 №18-03/69 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.43 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности. Ч.1 ст.14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного кодекса. Действия, предусмотренные ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, являются основанием для привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ. Согласно ч.3 ст.14.43 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения. Ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В соответствии с п.4 и 5 ст.5 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности запрещается. Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли. В п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что со дня вступления в силу этого закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Под техническим регламентом понимается документ, документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст.2 Закона №184-ФЗ). Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». В соответствии со ст.2 ТР ТС 021/2011 целями принятия данного технического регламента являются: 1) защита жизни и (или) здоровья человека; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); 3) защита окружающей среды. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (ч.1 ст.3 ТР ТС 021/2011). Согласно ч.1 ст.10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Ч.7 и 12 ст.17 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем. В силу п.1 ст.36 Закона №184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Факт реализации (нахождения в реализации) в магазине ООО «Агроторг» пищевой продукции с истекшим сроком годности подтверждается материалами дела, в том числе вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г.Самары от 16.12.2019 по делу №2-5979/2019. Согласно положениям ч.1 ст.55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.64 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах. Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (ч.3 ст.69 АПК РФ). Судебная практика исходит из возможности применения указанных процессуальных норм к административным спорам по аналогии. Таким образом, обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом. Если арбитражный суд придет к иным, нежели содержащиеся в судебном акте суда общей юрисдикции, выводам он должен указать соответствующие мотивы. Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в п.16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление №10). Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2019 по делу №А55-6463/2018. Ответственность за данное административное правонарушение (реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности) предусмотрена ст.14.43 КоАП РФ (ч.1, 2, 3). Административный орган просит привлечь ООО «Агроторг» к административной ответственности по ч.3 ст.14.43 КоАП РФ. Как уже указано, ч.3 ст.14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи. Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении ООО «Агроторг» ранее к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ; указание на повторность совершения административного правонарушения протокол от 09.06.2020 №18-03/69 об административном правонарушении также не содержит. В полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. Суд не должен подменять административный орган в этом вопросе. Вопреки ч.1 ст.65 и ч.5 ст.205 АПК РФ административный орган не доказал признак повторности совершения административного правонарушения, соответственно, состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.43 КоАП РФ, отсутствует. Таким образом, выявленное нарушение административным органом по ч.3 ст.14.43 КоАП РФ квалифицировано неверно; действия общества в данном случае следовало квалифицировать по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ. Согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащимся в п.8 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление №10), в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния. В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также указано, что если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. Квалификация действий ООО «Агроторг» по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ (административный штраф в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой), а не по ч.3 ст.14.43 КоАП РФ (административный штраф в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения) не ухудшает положение общества и не изменяет подведомственности рассмотрения дела. В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств того, что ООО «Агроторг» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований технического регламента, за нарушение которых ч.2 ст.14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, суду не представлено. ООО «Агроторг» ссылается на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения, так как функции по недопущению к реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности возложены на работников магазина; общество не имеет возможности постоянно контролировать действия своих работников. Эти доводы подлежат отклонению, поскольку именно юридическое лицо - работодатель несет ответственность за действия своих работников. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, и наличии вины ООО «Агроторг» в его совершении. Материалами дела подтверждается, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют. Ст.2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.18 и 18.1 Постановления №10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 №4-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 №1552-О). Суд не находит оснований для признания совершенного ООО «Агроторг» административного правонарушения малозначительным, поскольку выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягают на установленный порядок правоотношений в сфере защиты прав потребителей; нахождение в реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности могло повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан. Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований действующего законодательства, обществом не представлено. Судом не усматривается оснований для применения в отношении ООО «Агроторг» положений, предусмотренных ч.2 ст.3.4, ст.4.1.1 КоАП РФ. ООО «Агроторг» субъектом малого или среднего предпринимательства не является; совершенное административное правонарушение могло повлечь вред или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. ООО «Агроторг» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ. В обоснование данного ходатайства общество сослалось на то, что по результатам финансовой деятельности за 2019 год у него имеется непокрытый убыток 691 750. Согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным кодексом. Ч.3 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ). Рассмотрев ходатайство ООО «Агроторг» о применении положений ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, суд не находит оснований для его удовлетворения. Возможность снижения штрафа ниже низшего размера санкции вменяемой статьи в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 №4-П, сама по себе, без соответствующего обоснования, подтвержденного доказательствами, указывающими на возможность и необходимость такого снижения, не является основанием для уменьшения размера штрафа. Допустимых и достаточных доказательств тяжелого имущественного и финансового положения общество не представило. При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд привлекает ООО «Агроторг» к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Суд полагает, что наложение на ООО «Агроторг» штрафа в размере 300 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | ||
Р Е Ш И Л: | ||
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (<...>; ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 10.12.2002) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с частью 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области); ИНН <***>; КПП 631601001; банк получателя: Отделение Самара; БИК 043601001; р/счет <***>; ОКАТО 36440000000; КБК 14111601141019000140. Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного кодекса. | ||
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||
Судья Е.Н. Некрасова |