АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
октября 2015 года | Дело № | А55-18219/2015 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 24 сентября 2015 года Полный текст решения изготовлен: 01 октября 2015 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании сентября 2015 года дело по иску, заявлению | |||||||
Первого заместителя прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф., 443010, <...>, к Администрации сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области, 446606, <...>, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», 443020, <...>. – Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области. о признании незаконными бездействий и обязании | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – представитель ФИО2, удостоверение; от заинтересованных лиц - представитель ФИО3 по доверенности от 28.08.2015, от третьего лица - представитель не явился, извещен; | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Первый заместитель прокурора Самарской области Хусаинов А.Ф. обратился в Арбитражный суд Самарской области к Администрации сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Зуевка, а также обязать Администрацию сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставить карту (план) объектов землеустройства - территории сельского поселения в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области. Администрация сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Арбитражным судом было удовлетворено письменное ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного трёхмесячного срока обращения в суд, поскольку суд счёл доводы заявителя, изложенные в ходатайстве, обоснованными, а причины пропуска срока – уважительными. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил. Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 3.2.2 решения коллегии прокуратуры Самарской области от 29.01.2015 «Об итогах работы прокуратуры Самарской области в 2014 г. и задачах по укреплению законности на 2015 г.» предписано проверить исполнение федерального законодательства органами местного самоуправления при информационном взаимодействии с уполномоченными органами государственного кадастра недвижимости. Во исполнение п. 3.2.2 Решения коллегии прокуратурой области городским и районным прокурорам 11.03.2015 направлено поручение о проведении означенных проверок на поднадзорных территориях. В ходе мероприятий установлено, что Решением Собрания представителей сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский от 26.12.2013 № 149 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области. Карта (план) объектов землеустройства - территории сельского поселения Зуевка с учетом требований федерального законодательства должна быть направлена в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области не позднее 26.06.2014. Как следует из ответа Администрация сельского поселения Зуевка от 21.04.2015 за № 166 в адрес Нефтегорской межрайонной прокуратуры, карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», поселением не разрабатывалась; в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карта (план) объекта землеустройства не направлялась. На 2016 год Администрацией сельского поселения Зуевка будут запланированы средства на проведения работ по установки границ сельского поселения Зуевка (с. Зуевка, с. Верхнесъезжее), на создание карт градостроительного зонирования, разработанных в составе «Правил землепользования и застройки сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области», утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Зуевка от 26.12.2013 №149 в виде файла в формате XML. Прокуратурой установлено, что в связи с непредставлением в орган кадастрового учета карты (плана) муниципального образования в сроки, установленные законом, Администрацией сельского поселения Зуевка допущено бездействие, противоречащее нормам Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и принятым во исполнение данного закона других нормативных правовых актов, не позволяющее органам местного самоуправления определить, соответствует ли выбранный субъектам предпринимательской деятельности вид разрешенного использования установленному виду. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, представить "в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения согласно ст. 10 Закона о кадастре. Частью 5 статьи 15 Закона о кадастре определено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета в случае принятия органом местного самоуправления решения об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Согласно п. 4 указанной статьи перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1-33 данной статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее - порядок информационного взаимодействия). Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2-5 части 1 указанной статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройства», что установлено п. 5 ст. 15 Закона о кадастре. С учетом положений части 6 статьи 15 Закона о кадастре органы местного самоуправления карту (план) объекта землеустройства направляют в орган кадастрового учета в течение шести месяцев с даты принятия правил землепользования и застройки. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства отнесены, в частности, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с означенной нормой Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме. Пунктом 17 указанных Правил установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. В силу положений пункта 18 Правил карта (план) объекта землеустройства представляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Пунктом 18 Правил установлено, что при отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях. В соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 (далее - Положение об информационном взаимодействии), действовавшего на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, который такой перечень утвержден. Следовательно, для внесения в государственный кадастр недвижимости данных о территориальной зоне в орган кадастрового учета необходимо предоставить оформленную соответствующим образом карту (план) такой зоны, содержащую сведения о координатах характерных точек границ соответствующей зоны. Обязанность по предоставлению таких документов, в силу изложенного, возложена на орган местного самоуправления. Согласно п.9 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требовании к формату таких документов в электронной форме утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 (до 14.02.2014 года - порядок информационного взаимодействия при ведении кадастра недвижимости установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618). Во исполнение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющие границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден. Согласно пункту 2 указанного постановления в процессе информационного взаимодействия документы предоставляются в электронном виде с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут быть предоставлены на электронных носителях. Согласно приказу Минэконоразвития Российской Федерации от 20.10.2010 № 503 документы должны передаваться в формате XML. До издания указанного приказа предоставление документов допускалось на бумажных носителях. Решением Собрания представителей сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области от 26.12.2013 № 149 Правила землепользования и застройки сельского поселения Кулешовка приняты после издания приказа от 20.10.2010 № 503, следовательно, у администрации сельского поселения обязанность направлять утвержденные Правила в формате XML уже имелась. Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ, принятым по вопросам обеспечения межведомственного обмена информацией, дополнено положением, предусматривающим, что случай, когда необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия, не является основанием для изменения срока осуществления кадастрового учета. Однако администрацией сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области требования закона не выполнены. До настоящего времени карта (план) объектов землеустройства - территории сельского поселения Зуевка администрацией сельского поселения не разработана и не представлена в электронной форме в орган кадастрового учета - в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, что подтверждается информациями администрации муниципального района Нефтегорский, администрации сельского поселения Зуевка, письменными пояснениями третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 19.08.2015г. ссылка заинтересованного лица на то, что работы по преобразованию картографических материалов в электронный вид - формат XMLдорогостоящие, поэтому, из-за отсутствия денежных средств, поселения до настоящего времени не выполнили указанные работы и не предоставили в органы кадастрового учета картографические материалы утвержденных правил землепользования и застройки в виде файлов в формате XML, суд считает необоснованными и не освобождающими орган местного самоуправления от исполнения вышеуказанной обязанности. Арбитражный суд пришел к выводу, что Администрацией сельского поселения Зуевка допущено оспариваемое бездействие, противоречащее нормам Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и принятым во исполнение данного закона других нормативных правовых актов, не позволяющее органам местного самоуправления определить, соответствует ли выбранный субъектам предпринимательской деятельности вид разрешенного использования установленному виду. Кроме того бездействие администрации сельского поселения Зуевка нарушает права муниципального образования, установленные ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации на устойчивое развитие территории. В соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязывает ответчика устранить допущенное бездействие путем представления ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области в электронной форме карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области в электронной форме карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Зуевка. Обязать Администрацию сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное бездействие путем представления в электронной форме карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||