ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-18301/15 от 28.09.2015 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2015 года

Дело №

А55-18301/2015

Резолютивная часть решения объявлена: 28 сентября 2015 года

Полный текст решения изготовлен: 05 октября 2015 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Чибидиной Е.А.

рассмотрев в судебном заседании  сентября 2015 года   дело по иску, заявлению

Администрации г.о. Сызрань, 446001, <...>

к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, 443099, <...>

о признании незаконным отказа и обязании

при участии в заседании

от заявителя – представитель не явился, извещен.

от заинтересованного лица - представитель  ФИО2 по доверенности от 28.08.2015;

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.о. Сызрань обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением, в котором просит признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 08.07.2015г. №63/008/100/2015-5513 в государственной регистрации права собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - здание, по адресу: <...>, незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - здание, по адресу: <...>.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, Администрация городского округа Сызрань, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией права собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - здание, по адресу: <...>.

К заявлению о государственной регистрации права собственности на спорное нежилое здание было приложено:

-постановление Администрации г.Сызрани от 27.12.1996г. №1305 «О регистрации и утверждении акта приемки законченной строительством спортивной школы №1 по улице Ст.Разина в центральной части г.Сызрани» (архивная копия) с приложенным актом приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию спортивная школа №1 по ул.Ст.Разина в центральной части города Сызрани;

-кадастровый паспорт здания;

-выписка из реестра муниципальной собственности.

Заявителем к заявлению о государственной регистрации было представлено распоряжение Администрации города Сызрани от 27.12.1996г. №1305 (акт органа местного самоуправления, изданный в рамках компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действовавшим в месте издания на момент издания) с приложенным актом приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 27.11.1996г.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации было отказано, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 08.07.2015г. исх. № 63/008/100/2015- 5513.

Отказ в государственной регистрации права собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - здание, по адресу: <...>, основан на положениях абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ, согласно которым документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на г заявителя.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 данной нормы Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 9, 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Правовая экспертиза регистрирующего органа сводится к проверке представленных на регистрацию документов на предмет их полноты и соответствия требований Закона о регистрации.

На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа было представлено Постановление Администрации г.Сызрани №1305 от 27.12.1996 г., которым утвержден акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию - спортивная школа №1 по ул.Ст.Разина в центральной части г.Сызрани, площадью 1749 кв.м.

Согласно п.3. ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с пунктами 2,4 ст. 14 Закон о государственном кадастре сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

В порядке внутриведомственного взаимодействия в адрес Управление поступили кадастровые паспорта на объект недвижимости от 03.04.2015г. №63-00-102/15-285731 и от 01.07.2015г. №63-00-102/15-509718, выданные ФГБУ «ФКП Росреестра», подтверждающий постановку на учет объекта - нежилого здания площадью 1943,1 кв.м., этажность 2, кадастровый номер 63:08:0101021:377, по адресу: Самарская область, г. о. Сызрань, <...>.

Согласно действующему законодательству, в том числе с учетом положения ст. 25 Закона о регистрации, судебной практике, объект считается завершенным строительством и созданным только после ввода объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке (п.п. 1.4., 4.24., 4.27 СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР 21.04.1987 № 84, постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.2000 №2986/00, п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»»).

Таким образом, заявителем не были представлены документы, подтверждающие законность строительства здания общей площадью 1943,1 кв.м., которое поставлено на государственный кадастровый учет.

Впоследствии заявителем было приобщено письмо Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань №2688/Арх от 30.04.2015г., в котором разъяснялось, что получение разрешения на реконструкцию не требуется по произведенным работам, повлекшим изменение общей площади (с 1804,8 кв.м. до 1943,1 кв.м.).

Однако данное письмо обоснованно не было принято во внимание, поскольку, во-первых, с учетом положений ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 25 Закона о регистрации, не является документом подтверждающим законность произведенной реконструкции, а во-вторых, не объясняет законность изменения общей площади указанного здания с 1749 кв.м. до 1943,1 кв.м.

Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", где указано наоборот, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Также, заявителем не были представлены документы, подтверждающие право на распоряжение земельным участком, расположенным под спорным объектов недвижимости, на период строительства, поскольку наличие у муниципалитета функции по распоряжению земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не означает наличие прав у муниципалитета на земельный участок для строительства объекта недвижимости на нем.

Согласно п.2 ст.16 и п.1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

При этом п. 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 №113, указывает, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой.

Кроме того, в редакции ст. 25 Закона о регистрации, введенной в действие с 1 октября 2013 года, прямо указано, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется, в том числе, на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества. При этом указанная редакция Закона о регистрации является не нововведением, а закреплением существующих и существовавших ранее норм гражданского законодательства, а именно, ст. 222 ГК РФ.

Самовольной постройкой является, в том числе, жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 222 ГК РФ право на самовольную постройку возникнуть не может.

В нарушении указанных требований на государственную регистрацию не был представлен документ, подтверждающий законность предоставления земельного участка под строительства, поскольку наличие прав на земельный участок у муниципалитета в силу закона не освобождает его согласно ЗК РСФСР от формирования земельного участка под строительство и надлежащего оформления прав на земельный участок под строительство у застройщика.

Постановлением СНК РСФСР от 22.05.1940г. №390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках», действовавшим на дату начала строительства (1990г.), было предусмотрена необходимость получения разрешения на строительство.

Главой V "Земельный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993), действовавшего на дату начала строительства, была установлена процедура предоставления земельных участков под строительство, где указано, что предоставление земельного участка под строительство осуществляется на основании решений уполномоченного органа.

Следовательно, на государственную регистрацию не были представлены документы, однозначно позволяющие определить законность предоставления земельного участка под строительство на момент начала и окончания строительства нежилого здания общей площадью - 1943.1 кв.м.

Учитывая вышеизложенное, государственная регистрация могла быть проведена после предоставления документов, подтверждающих постановку на кадастровый учет нежилого здания площадью 1749,22 кв.м. по адресу: <...>, либо предоставления документов, подтверждающих узаконение реконструкции нежилого здания площадью - 1943,1 кв.м., предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1