АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
сентября 2022 года | Дело № | А55-18490/2022 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 25 августа 2022 года Полный текст решения изготовлен: 05 сентября 2022 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 25 августа 2022 года дело по иску, заявлению | |||||||
Индивидуального предпринимателя ФИО2 к Министерству имущественных отношений Самарской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Самарские распределительные сети» об оспаривании | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2, паспорт от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от третьего лица – ФИО4 по доверенности, ФИО5 по доверенности, | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Определением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12.05.2022г. передано дело по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области по заявлению ФИО2 к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным решения от 06.07.2021 (приказ №1470) в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, пгт. Междуреченск, з-д ЖБК. Министерство имущественных отношений Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Самарские распределительные сети». В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель третьего лица в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, ФИО2 с 08.08.2019 г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905011:46, площадью 430 523 кв.м., кадастровой стоимостью 394 548 498 руб.: категория земель: земли населённых пунктов; вид использования: для производственной и жилой застройки, расположенный по адресу: Самарская обл., р-н Сызранский. пгт. Междуреченск. з-д ЖБК. Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 1470 от 06.07.2021 г. на основании ходатайств ПАО «Россети Волга» (ОГРН <***>) от 25.05.2021 г. и от 26.05.2021 г. в целях размещения объекта регионального значения - объекта электросетевого хозяйства: Сооружение ВЛ 1 10 кВ «Жигулёвская-1, Жигулёвская-2» установлен публичный сервитут с площадью 42 478 кв.м, в отношении части вышеуказанного земельного участка. С данным решением об установлении публичного сервитута заявитель не согласен. Ссылаясь на п. 10 ст.23 ЗК РФ, пп.4 п.1 ст.39.44 ЗК РФ, п,2 ст.276 ГК РФ заявитель утверждает, что земельный участок заявителя имеет вид разрешённого использования: Для производственной и жилой застройки, и размещение указанного объекта электросетевого хозяйства приведёт к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешённым использованием. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка акта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд. На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя. Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута. В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (пункт 2). Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 8 пункта 4). Пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд. Согласно статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях. В рамках закрепленных Положением о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79, предметов ведения, министерство принимает решения об установлении и прекращении публичного сервитута в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами регионального значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для нужд Самарской области, для целей, не связанных со строительством. Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. В силу пункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в указанных целях может быть установлен решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения. Согласно статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается не только в отношении земельных участков, но и земель. В силу пункта 3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования. Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, ПАО «Россети Волга» обратилось в министерство с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта регионального значения - объекта электросетевого хозяйства: Сооружения В Л 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская 2», сроком на 49 лет (вх. № МИО/16174 от 26.05.2021). Сооружение В Л 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская 2» с кадастровым номером 63:01:0000000:24334, находится в собственности ПАО «Россети Волга», что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 26.08.2008 г. и выпиской из ЕГРН от 23.04.2021. В качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута заявителем было указано, что указанный объект относится к объектам регионального значения и отражен на схеме территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261, что подтверждается письмом Министерства строительства Самарской области от 30.04.2020 № МС/3178. В целях принятия решения об установлении публичного сервитута Министерством были получены сведения о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута. Выписка из ЕГРН от 09.06.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46 содержала сведения о правообладателе ФИО2 Согласно статье 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса. Учитывая изложенное, Министерством был принят приказ от 06.07.2021 № 1470 «Об установлении публичных сервитутов в целях размещения объектов регионального значения - объектов электросетевого хозяйства» которым в интересах ПАО «Россети Волга» в целях размещения объекта регионального значения - объекта электросетевого хозяйства: Сооружения В Л 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская 2» был установлен публичный сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, пос.г.т. Междуреченск, з-д ЖБК. Пунктом 5 указанного приказа установлено, что плата за установленные публичные сервитуты не взимается. В соответствии со ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 Ыо137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, когда юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года, не устанавливается, в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. В соответствии с пунктом 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», обеспечить опубликование указанного решения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение, направить копию решения правообладателям земельных участков, направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута. В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 39.43 копия решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, направляется с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки. Указанные требования законодательства были выполнены министерством, что подтверждается письмами в адрес ПАО «Россети Волга» (от 07.07.2021 № МИО-ОЗ/8857-исх), администрацию муниципального района Сызранский Самарской области (от 07.07.2021 № МИО-ОЗ/8864-исх), письмами в адрес правообладателей земельных участков. ФИО2 сообщение № МИО-ОЗ/8861 от 07.07.2021 направлено по адресу местонахождения земельного участка, указанному в выписке из ЕГРН: Самарская область, Сызранский район, пос.г.т. Междуреченск, з-д ЖБК. Таким образом, приказ Министерства от 06.07.2021 № 1470 «Об установлении публичных сервитутов в целях размещения объектов регионального значения - объектов электросетевого хозяйства» был принят в соответствии с требованиями законодательства. Ссылаясь на п. 10 ст.23 ЗК РФ, пп.4 п.1 ст.39.44 ЗК РФ, п,2 ст.276 ГК РФ заявитель утверждает, что земельный участок заявителя имеет вид разрешённого использования: Для производственной и жилой застройки, и размещение указанного объекта электросетевого хозяйства приведёт к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешённым использованием. Согласно части 10 статьи 23 Земельного кодекса РФ в случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. Согласно части 1 статьи 39.48 Земельного кодекса РФ если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 настоящего Кодекса, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, прекращением прав на земельный участок. Согласно части 1 статьи 39.48 Земельного кодекса РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков. Положении настоящего подпункта не применяются в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам. Между тем, Министерство обоснованно замечает, что согласно сведениям ЕГРН право собственности ФИО2, на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905011:46 зарегистрировано 05.11.2019. При этом право собственности на Сооружение В Л 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская 2» с кадастровым номером 63:01:0000000:24334 возникло 26.08.2008. Таким образом, указанное сооружение существовало на местности задолго до приобретения административным истцом прав на земельный участок. Как указывает третье лицо, в границах земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, находящегося по адресу: Самарская область, Сызранский р-н, пгт. Междуреченск, з-д ЖБК, расположен Электросетевой комплекс ВЛ 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская-2», принадлежащий ПАО «Россети Волга» на праве собственности. Диспетчерское наименование объекта «ВЛ ПО кВ Жигулевская ГЭС-Переволоки тяговая с отпайкой на ПС Отвага тяговая, ВЛ 110 кВ Переволоки тяговая-Печерский Берег тяговая». Год постройки данного электросетевого комплекса - 1951. В материалы дела представлен технический паспорт от 17.12.2002г., выданный Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости» (Самарский центр технической инвентаризации). С года постройки до настоящего времени реконструкции вышеуказанного электросетевого комплекса с изменением местоположения опор и иных характеристик объекта не проводилась. Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 13.05.1991 № САМ 33-00-00- 001415, выданным Администрацией Сызранского района АО «Самараэнерго» Жигулевские электрические сети был предоставлен земельный участок общей площадью 27,84 га, в том числе и для размещения указанного электросетевого комплекса. В последующем право бессрочного пользования было переоформлено на право аренды. Земельные участки, на которых расположены опоры Электросетевого комплекса ВЛ 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская-2», были исключены из площади земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46, сформированы в единый многоконтурный участок площадью 2865,2 кв.м., который был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 63:33:0900000:1. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, а также на основании Постановления администрации Сызранского района от 22.03.2012 № 262 вышеуказанный земельный участок был предоставлен ПАО «Россети Волга» в аренду. Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 06.07.2021 № 1470 был установлен публичный сервитут в целях размещения объекта регионального значения-объекта электросетевого хозяйства - Электросетевой комплекс ВЛ 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская-2», который внесен в ЕГРН под реестровым номером 63:00-6.424. С собственником земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46 Соглашение об установлении публичного сервитута не заключалось. Статьей 104 и 106 ЗК РФ предусмотрено, что для безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Территории охранных зон у собственников, землепользователей и арендаторов не изымаются, но их использование по назначению должно осуществляться с соблюдением особых условий. Определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей воздушную линию электропередачи. Земельные участки в границах охранных зон воздушных линий электропередачи у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее по тексту - Правила) вышеуказанный земельный участок обременен охранной зоной Электросетевого комплекса ВЛ 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская-2» (учетный номер 63.33.2.19), сведения о которой внесены в ЕГРН в 2011 году. Согласно Правилам охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, приведенном в приложении к Правилам (от 2 до 10 метров; для ВЛ 110 кВ - 10 метров). В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил). Согласно пункту 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи). В соответствии с п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается: а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов; б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи). Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель; в) посадка и вырубка деревьев и кустарников; г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке; е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи). Помимо указанных ограничений на основании пункта 16 Правил доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Кроме того, приобретение ФИО2 права собственности на спорный земельный участок, по которому проходит Электросетевой комплекс ВЛ 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская-2», принадлежащий ПАО «Россети Волга», не должно нарушать право собственности Общества на указанные линии электропередач, так как это право у Общества возникло раньше, чем у Истца. На момент приобретения спорного земельного участка, рассматриваемый электросетевой комплекс ВЛ 110 кВ «Жигулевская-1, Жигулевская-2» уже проходил по вышеуказанному земельному участку. Вышеуказанный электросетевой комплекс является объектом регионального значения и обеспечивает качественным и бесперебойным электроснабжением не только физических лиц, но и социально-значимые объекты, и объекты жизнеобеспечения Самарской области (школы, детские сады, учреждения здравоохранения, объекты жилищно-коммунального хозяйства, административные объекты и уличное освещение, АЗС, отопительные котельные, водоснабжение и объекты связи), а также объекты федерального значения (РЖД) и предприятия непрерывного производственного цикла. Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к следующим выводам. На момент приобретения заявителем права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0905011:46, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, пгт. Междуреченск, з-д ЖБК, 05.11.2019 на его территории длительное время размещалась часть объекта регионального значения - объекта электросетевого хозяйства: Сооружение ВЛ 1 10 кВ «Жигулёвская-1, Жигулёвская-2» с соответствующей охранной зоной. Кроме указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:33:0905011:46 располагаются иные объекты, в отношении которых также установлены охранные зоны, отраженные в ЕГРН. При добросовестном и разумном поведении нахождение на земельном участке объектов с охранными зонами учитывалось покупателем при приобретении этого участка для определенной цели. Поскольку земельный участок перешел в собственность заявителя, последний не усматривал препятствий для использования участка по назначению. Вид использования земельного участка с кадастровым номером 63:33:0905011:46: для производственной и жилой застройки усматривается лишь из выписки из ЕГРЮЛ. Каких-либо проектных и иных документов о планируемом использовании земельного участка заявитель не представил. Документов, обосновывающих невозможность использования в материалы дела не представлено. В отсутствии доказательств обратного, суд не усматривает, каким образом объекты электросетевого хозяйства могут препятствовать жилой и промышленной застройке, поскольку совместное нахождение на одном участке жилых и промышленных объектов, а также инженерных коммуникаций (сетей поставки воды, тепла, электричества, газа, услуг связи, отвода канализационных стоков) является обычной практикой. Таким образом, довод заявителя о том, что размещение указанного объекта электросетевого хозяйства приведёт к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешённым использованием, является необоснованным и голословным. Существенных нарушений порядка установления публичного сервитута судом не установлено. В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено. В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области № 1470 от 06.07.2021 г. в оспариваемой части является законным и обоснованным. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||