ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-18526/12 от 20.09.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, е-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2012 года

Дело №А55-18526/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 14 сентября - 20 сентября 2012 года (на основании ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв в судебном заседании) дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Бизнесстальтранс"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары

об обязании ИФНС возвратить переплату по единому социальному налогу в размере 143084,41 руб.

при участии в заседании:

от заявителя – Тепечин М.В., доверенность от 04.06.2012 года, паспорт;

от заинтересованного лица – до перерыва – Сёмкин С.Г., доверенность от 16.07.2012, удостоверение, после перерыва - Суслова Ю.Ю., доверенность от 11.01.2012 года, удостоверение,

установил: общество с ограниченной ответственностью "Бизнесстальтранс" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары возвратить из бюджета переплату по единому социальному налогу в размере 143084,41 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а также в дополнительных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признаёт по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

В судебном заседании 14 сентября 2012 года объявлялся перерыв на основании стати 163 АПК РФ до 20 сентября 2012 года до 11 час 30 мин., после окончания перерыва заседание продолжено с участием представителей сторон.

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено следующее.

15.04.2008г. ООО «Бизнесстальтранс» перешло на налоговый учет из ИФНС России по Советскому району г. Самары в ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары.

14.01.2010г. Обществом была выявлена переплата по единому социальному налогу (ЕСН) в размере 171 043 (сто семьдесят одна тысяча сорок три) рубля 33 копейки при сдаче ежегодного отчета в Филиал № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

С 14.10.2010г. по 18.10.2010г. была проведена документальная выездная проверка в ООО Бизнесстальтранс» Филиалом № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС).

После проведенной проверки ООО «Бизнесстальтранс» Филиал № 7 ГУ- СРО ФСС РФ подтвердил сформированную переплату по ЕСН по состоянию на 01.01.2010г.

04.04.2012г. ООО «Бизнесстальтранс» обратилось в ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары с заявлением о просьбе выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары сообщило, что необходимо взять справку в Филиале № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Филиал № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, рассмотрев заявление ООО Бизнесстальтранс», решил, что сумма в размере 171 043 сто семьдесят одна тысяча сорок три) рубля 33 копейки включает в себя:

- 32 274 рубля 64 копейки — данная сумма образовалась за счет превышения расходов;

- 146 143 рубля 75 копеек — переплата по ЕСН.

Исходя из данных обстоятельств 32 274 рубля 64 копейки должен возместить филиал № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, а 146 143 рубля 75 копеек — налоговым органом.

ООО «Бизнесстальтранс» подало заявление 09.04.2012г. в Филиал № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с просьбой возвратить задолженность за ФСС, образовавшуюся по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 1-е число января 2010 г. в размере 32 274 рубля 64 копейки.

Филиал № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации произвел возврат указанной суммы 27.04.2012г. платежным поручением № 237.

Также Филиал № 7 Государственного Учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации выдал справку о том, что у Общества по состоянию на 09.04.2012г. имеется переплата по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Фонд социального страхования в размере 146 143 рубля 75 копеек (л.д. 25).

17.04.2012г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары выдало ООО Бизнесстальтранс» справку № 5278 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.04.2012г.

В данной справке указано, что переплата по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации составляет 171 043 рубля 33 копейки.

После этого ООО «Бизнесстальтранс» подало заявление в ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары с просьбой вернуть ЕСН на сумму 146 143 рубля 75 копеек, приходящиеся на ФСС.

На основании п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары 18.04.2012г. № 25152 выдало извещение о принятом налоговом органе решении о возврате в размере 3 059 рублей 34 копейки.

Также налоговым органом было вынесено решение от 18.04.2012г. № 9747 об отказе обществу в осуществлении зачета (возврата) ЕСН в размере 143 084 рубля 41 копейка. Данный отказ обоснован тем, что заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога послужил основанием для обращения Общества в суд с рассматриваемым заявлением. Досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 78 НК РФ Обществом соблюден.

ООО «Бизнесстальтранс» полагает, что отказом налогового органа в возврате переплаты нарушаются права и интересы общества, так как из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001г. № 173-0 следует, что норма, закрепленная в НК РФ, позволяющая налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Инспекция, исходя из дополнения к отзыву не оспаривает, что переплата по ЕСН в размере 19431 руб. 46 коп. образовалась из текущих платежей организации в 2009 и 2010 годах, что подтверждается материалами дела и выписками из лицевого счета, однако налоговый орган ссылается на пропуск Обществом трехлетнего срока на предъявление требования о возврате налога в размере 123652 руб. 95 коп., поскольку переплата возникла в период до 15.04.2008, о наличии переплаты заявителю было известно из акта сверки от 15.04.2008, полученного представителем организации 18.04.2008.

Исследовав и оценив доказательства по делу, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных требований и возражений, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а возражения налогового органа отклонению по следующим основаниям.

Пунктом 5 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс) налогоплательщику предоставлено право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, а пунктом 5 ст.32 НК РФ установлена обязанность налогового органа осуществить возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней, штрафа установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.

Норма статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, указанная норма закона позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары просит суд отказать в удовлетворении заявления ООО «Бизнесстальтранс» о выплате из федерального бюджета переплаты по Единому социальному налогу (ЕСН) в сумме 143 084 рубля 41 копейка на том основании, что налогоплательщик узнал о наличии переплаты в сумме 123 652 рубля 95 копеек в момент подписания Акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам №305 (далее - Акт сверки) на 15 апреля 2008 года.

Вместе с тем, ни указанная сумма переплаты, ни обозначенная в Акте сверки дата не могут свидетельствовать ни о нарушении Заявителем срока обращения в налоговый орган, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, ни о несоблюдении срока обращения в суд в силу того обстоятельства, что размер переплаты по ЕСН в сумме сформировался не до 15.04.2008, а за период с 15 апреля 2008 года по 01 января 2010 года, что подвтерждается представленными Обществом доказательствами, в том числе данными карточки счёта 69.1 заявителя, оборотно-сальдовой ведомостью по счёту 69.1.

Заявитель узнал о имеющейся у него переплаты по ЕСН в размере 171 043 рубля 33 копейки (в последствии уменьшенной до заявленной в суд) не в апреле 2008 года из акта сверки, а только лишь при сдаче 14.01.2010 г. ежегодного отчёта (за 2009 год) в орган ФСС ( л.д. 9), с учетом проведенной в последующем документарной выездной проверки Общества Филиалом № 7 Государственного Учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 (л.д. 14-21). Данное обстоятельство указывает на соблюдение Заявителем предусмотренного статьёй 78 НК РФ трёхгодичного срока для обращения в налоговый орган.

Первично, переплата по ЕСН в сумме 171 043 рубля 33 копейки была выявлена Обществом и зафиксирована Самарским региональным отделением Фонда социального страхования (ФСС) при сдаче ежегодного отчёта.

Впоследствии, по письму заявителя Филиал № 7 Государственного Учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования произвёл Обществу возврат задолженности за счёт превышения расходов в сумме 32 274 рубля 64 копейки.

Также инспекцией по заявлению ООО «Бизнесстальтранс» произведен возврат ему переплаты по ЕСН в сумме 3 059 рублей 34 копейки.

Налоговый орган в своём отзыве от 06.07.12 указывает, что заявитель обратился к ним за возвратом оспариваемой суммы ЕСН в размере 146143 руб. 75 коп. только 12.04.2012г., в то время как из Акта сверки № 305 от 17.04.2008 установлено, что налоги были уплачены в период до 15.04.2008г.

Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку согласно странице 8 Акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам №305 переплата по ЕСН по состоянию на 17.04.2008г. составляла сумму 123 652 рубля 95 копеек.

В дальнейшем, размер переплаты заявителя по ЕСН многократно изменялся ввиду того, что орган ФСС периодически производил возврат Обществу складывающихся у него переплат.

Судом установлено, что сумма переплаты по ЕСН в сумме 123 652 рубля 95 копеек вообще не имеет никакого отношения к сумме переплаты, требование о возврате которой заявлено Обществом в данном делу, поскольку из имеющихся в деле доказательств, представленных заявителем сумма переплаты в размере 123 652 рубля 95 копеек была ранее возвращена ООО «Бизнесстальтранс» в досудебном порядке Филиалом № 7 Государственного Учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования.

Так, согласно представленному заявителю расчету с учетом ранее представленных доказательств по делу переплата по ЕСН составившая по состоянию на апрель 2008 года 123 918 руб. 61коп. полностью возвращена Обществу в 2008-2009 годах:

а) возврат из ФСС суммы 41 237 рублей (платёжное поручение №661 от 31.10.08г.);

б) возврат из ФСС суммы 30 752 рубля (платёжное поручение №467 от 19.11.09г.);

в) зачёт страховых взносов на возмещение расходов по ФСС в сумме 51 930 рублей.

Вновь возникшая переплата по ЕСН за период с 2008 по 2010 годы сформировалась в размере 178920 рублей, а именно: 185 808 рублей- произведённые расходы ООО «Бизнесстальтранс; 6 888 рублей - зачтено по возмещению расходов ФСС (185 808-6 888=178 920 руб.)

Из указанных 178 920 руб. переплаты возвращено Обществу всего 35333 руб. 98 коп., из них:

а) возврат из ФСС суммы 32 274,64 рубля (платёжное поручение №237 от 27.04.12г.);

б) возврат заинтересованным лицом суммы 3 059,34 рублей (решение инспекции от 18.04.2012г. (исх. №9747).

Таким образом, остаток переплаты по ЕСН за период 2008-2010 годы составил всего 143 586,02 рублей (178 920 – 35333 руб. 98 коп.=143 586,02 рублей).

Заявленная Обществом по настоящему делу переплата ООО «Бизнесстальтранс» по ЕСН составила 143 084,41 рубля, что не превышает указанный остаток невозвращенной из бюджета излишне уплаченной суммы налога.

При таких обстоятельствах, суд считает доводы налогового органа на пункт 7 статьи 78 НК РФ на пропуск срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога не обоснованными.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о возврате налога 24.05.2012 согласно почтовому штемпелю на конверте, в котором поступило заявление в суд (л.д. 62), то есть в пределах трехлетнего срока с момента, когда Общество узнало о наличии у него переплаты.

Требования Заявителя о возврате излишне уплаченной суммы по ЕСН обусловлены статьёй 38 Федерального закона от 24.07.2009 №213-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее- Закон №213-Ф3) согласно которой права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, в связи с отменой Законом №213-Ф3 главы 24 НК РФ, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 01.01.2010г. осуществляются по правилам главы 24 НК РФ. Соответственно, зачёт или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 01.01.2010 должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьёй 78 НК РФ. Данный порядок отражён также в письме ФСС РФ от 17.02.2010 №02-02-01/09-308л. Таким образом, только налоговый орган, а орган ФСС законодательно вправе после 01 января 2010 года производить выплату по переплаченным суммам налогов. Позиция заявителя подтверждается и выводами, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.2011г. №9601/11 по аналогичному делу, в соответствии с которыми документально установленная переплата произведена в отношении единого социального налога, который вне зависимости от назначения уплаты в рассматриваемый период относился к федеральным налогам и сборам, и как следствие возврат излишне уплаченных сумм по нему должен осуществляться налоговым органом в соответствие со статьёй 78 НК РФ.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ с учетом пункта 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010 года судебные расходы по государственной пошлины за рассмотрение дела в суде в сумме 5292 рублей 54 копейки подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182,

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары (443013, Самарская область, Самара, Мичурина, 21в) возвратить из бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Бизнесстальтранс" (443011, Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 240 Б, цокольный этаж, ИНН 6318114804, зарегистрированному в качестве юридического лица 20.04.1998 администрацией Советского района г. Самары, дата регистрации в ЕГРЮЛ 05.11.2002) сумму излишне уплаченного единого социального налога в размере 143084 руб. 41 коп.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары (443013, Самарская область, Самара, Мичурина, 21в) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Бизнесстальтранс" (443011, Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 240 Б, цокольный этаж, ИНН 6318114804, зарегистрированному в качестве юридического лица 20.04.1998 администрацией Советского района г. Самары, дата регистрации в ЕГРЮЛ 05.11.2002) судебные расходы в сумме 5292 рублей 54 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова