ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-18777/18 от 25.12.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

января 2019 года

Дело №

А55-18777/2018

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 января 2019 года.

        Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Торховым А.П.,

рассмотрев в судебном заседании     дело по иску, заявлению

Акционерного общества "ТЯЖМАШ", г. Сызрань, Самарская область, ИНН 6325000660

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 31.12.2017, паспорт,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 28.12.2017, удостоверение,

Установил:

Акционерное общество "ТЯЖМАШ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 20.06.2018 №№ 210, 214, 217, 219, 232, 235, 236 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с наложением штрафа на общую сумму 10 808 руб. 31 коп.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2018 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Самарской области для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

03.10.2018 было вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим  основаниям.

Из материалов дела следует, что представительство АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое зарегистрировано в Социалистической республике Вьетнам по адресу F1512B, 15 этаж, здание Чармвита, номер 117 Чан Зюи Хынг, округ, Каузай, город Ханой, ИНН <***> (уведомление об идентификационном номере налогоплательщика Генерального отдела налогов Налогового департамента города Ханоя).

26.05.2010 в банке за пределами территории Российской Федерации - «JointstockCommercialBankforForeignTradeofVietnam-HoanKienBranch» Представительству AO «ТЯЖМАШ» в г. Ханое открыты счета: № VND0301002926571, № USD0301372926581.

Основанием для вынесения оспариваемых обществом постановлений послужили выводы налогового органа о том, что АО «ТЯЖМАШ» были совершены следующие денежные операции, минуя счета представительства № VND0301002926571, № USD0301372926581, открытые в банке за пределами территории Российской Федерации:

1)08.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (бумага туалетная, тряпки из микрофибера, губки, перчатки, салфетки, средство для мытья рук) в размере 176 400 вьетнамских донгов, что подтверждается кассовой квитанцией № 00007439 от 08.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 210 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 389,67 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

2)08.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (зеленый чай, средство против тараканов, муффин) в размере 91 400 вьетнамских донгов, что подтверждается кассовой квитанцией № 000012643 от 08.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 214 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 201,90 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

3)15.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (печенье чоко, чипе пачка 80 гр., печенье орео, печенье донатсы) в размере 126 200 вьетнамских донгов, что подтверждается кассовой квитанцией № 000015638 от 15.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 217 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 799,66 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

4)18.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «GOLDENGATETRADEANDSERVICEJSC» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты услуги за питание (прием клиентов) в размере 3 937 395 вьетнамских донгов, что подтверждается счетом-фактурой № 19 от 18.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 219 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 8 489,58 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

5)24.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - «VinCommerce» (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (чай жасминовый, чай лотосовый) в размере 55 700 вьетнамских донгов, что подтверждается квитанцией об оплате № 000015890 от 24.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 232 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 121,56 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

6)27.05.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - ООО Торговый центр «Лотте март Вьетнам» в наличной иностранной валюте в счет оплаты офисных расходов (печенье Вондер, печенье, ритз крекер, ритз чиз, зеленый чай в пакетиках, чай с молоком Матча, печенье Козе мирие) в размере 189 100 "вьетнамских донгов, что подтверждается квитанцией № ПОС:0007-0172 от 27.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 235 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 412,38 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ»;

7)31.08.2016 Представительством АО «ТЯЖМАШ» в г. Ханое произведены расчеты с нерезидентом - ООО с одним учредителем по инвестициям Чанг Фыонг (Вьетнам) в наличной иностранной валюте в счет оплаты расходов за воду в размере 180 000 вьетнамских донгов, что подтверждается розничной квитанцией от 31.08.2016 и журналом хозяйственных операций за август 2016 года. В связи с оплатой указанной операции Инспекция вынесла постановление от 20.06.2018 № 236 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 393,56 рублей в отношении АО «ТЯЖМАШ».

По указанным фактам в отношении заявителя были составлены протоколы об административных правонарушениях №631020180507024401, №631020180507024801, №631020180507025101, №631020180507025301, №631020180507025601, №631020180507026001, №631020180507025901 по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченным лицом административного органа в отношении  АО «ТЯЖМАШ» вынесены оспариваемые постановления о привлечении  его к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ: №210, №214, №217, № 219, №232, № 235, № 236 от 20.06.2018.

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с соблюдением установленного законом срока.

Диспозиция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.

Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

Субъектом ответственности является юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.

Субъективная сторона устанавливается выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Статьи 7,8 Закона отменены, а указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Кроме того, соответствии со статьей 3 Закона одним из основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Обжалуемые постановления являются ограничением экономической деятельности Общества.

Частью 2 ст. 14 Закона установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Представленные АО «ТЯЖМАШ» налоговому органу документы, а именно отчет сотрудника Представительства АО «ТЯЖМАШ» в республике Вьетнам, счет-фактуры, подтверждают проведение хозяйственных расходов из суммы выданных сотруднику Представительства под отчет.

Исходя из толкования «валютной операции» в соответствии с п.п. «б» п.9 части 1 ст.1 Закона «приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа». В силу изложенной нормы выдача сотруднику - нерезидент Представительства АО «ТЯЖМАШ» в Республике Вьетнам под отчет наличных денежных средств не может квалифицироваться как валютная операция. Все хозяйственные операции проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами, на основали данных документов ведется бухгалтерский учет, таким образом, АО «ТЯЖМАШ» в налоговый орган предоставил счет - фактуры, журнал хозяйственных операций за август 2016г., данные документы подтверждают, что расход подотчетных сумм был произведен сотрудником Представительства в Республике Вьетнам и расходы связаны с осуществлением деятельности работодателя (АО «ТЯЖМАШ). За данные расходы сотрудник Представительства отчитался подтверждающими документами. Таким образом, выдаваемые подотчетные суммы не отчуждаются в пользу работника, а являются собственностью работодателя. С учетом изложенного в случае выдачи работодателем своему сотруднику наличных денежных средств, которые в последующем подлежат возврату работником работодателю согласно авансовом отчету, отсутствует факт приобретения резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидент и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, в качеств средства платежа.

Таким образом, смысл выдачи наличных денежных средств под отчет заключается в их временном использовании работником на определенные нужды и не предполагает совершение работником определенных действий, что соответствует выводам, изложенным в решения Арбитражного суда Республики Тыва от 12.03.14г. по делу №А69-3118/2013, от 29.08.2014г. по делу №А69-3119/2013.

Кроме того, валютное законодательство РФ не предусматривает и не устанавливает специального порядка проведения валютных операций, произведенных сотрудников, нерезидентом в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельность Представительства, а в соответствии с ч.2 ст.5 Закона если порядок проведения валютных операций не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются без ограничений.

То есть вышеуказанные операции между нерезидентом - сотрудником и резидентом работодателем не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.

В тоже время требования части 6 статьи 4 Закона о валютном регулировании предусматривают то, что неустранимые сомнении, противоречия и неясности акте валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Таким образом, совершенные АО «ТЯЖМАШ» валютные операции, указанные постановлениях №№210,214,217,219,232,235,236 от 20.06.2018 года являются законными и не отнесены валютным законодательством к запрещенным валютным операциям. Поэтому в действиях АО «ТЯЖМАШ» отсутствует вменяемый состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

В силу частей  1  и 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.  Неустранимые сомнения в виновности  лица, привлекаемого административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В тоже время незаконное применение административного наказания в отношении АО «ТЯЖМАШ» влечет негативные последствия: ущемляет деловую репутацию юридического лица, ставит в неравное положение по отношению с другими юридическими лицами при участии в тендерах и конкурсов, что соответственно приведет к исключению АО «ТЯЖМАШ» из числа лиц победителей тендеров и конкурсов, и как следствие к снижению получения налогов в бюджет.

Кроме того, целями и принципами валютного законодательства РФ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, а обжалуемые постановления нарушают указанные принципы, цели и не способствуют развитию национальной экономики и международно - экономическому сотрудничеству.

Под незаконными операциями в соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ следует понимать валютные операции:

-запрещенные валютным законодательством РФ;

-совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании;

-связанные со списанием и (или) зачислением денежных средств, внутренних и внешних бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

В вышеуказанных постановлениях заинтересованное лицо, ссылается на журнал хозяйственных операций 2016г. делает необоснованный вывод о том, что АО «ТЯЖМАШ» произвел валютную операцию, которая запрещена валютным законодательством РФ. Однако журнал составлен в произвольной форме, то есть не является первичным, либо иным бухгалтерским документом, а является внутренним реестром Общества, который ведется для удобства соотношения № счет-фактур к сумме подлежащей оплате или произведенной оплаты, и назначения платежа.

Кроме того, указанные в Постановлении №210   от 20.06.2018г. расходы в журнале хозяйственных операций 2016г. не числятся.

Таким образом, отсутствует событие вменяемого АО «ТЯЖМАШ» административного правонарушения. В соответствие со ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Кроме того, исходя из анализа содержания и смысла правовых положений ч.2 ст. 14 федерального закона №173-Ф3 в совокупности с положениями ст.6, ч.б ст. 12 федерального закона №173-Ф3 следует, что предписание об осуществлении валютных операций резидентом только через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами с нерезидентами за .пределами РФ с использованием "наличной иностранной валюты, переведенной из РФ на счета иностранного банка с соблюдением требований федерального закона №173-Ф3.

Также в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования.

Порядок осуществления вышеуказанных валютных операций не запрещены валютным законодательством РФ, и требования об использовании специального счета при их совершении так же не установлены.

Также, нормы федерального закона №173-Ф3 не содержат каких - либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом-резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами совершаемые на территории иностранного государства, в иностранной валюте. Аналогичная позиция изложена в Постановлении 11 арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018г. по делу №А55-13201/2018, от 12.10.2018г. по делу №А55-10886/2018г.

Таким образом, считаем, что в действиях АО «ТЯЖМАШ» отсутствует вменяемый состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В тоже время незаконное применение административного наказания в отношении АО «ТЯЖМАШ» влечет негативные последствия: ущемляет деловую репутацию юридического лица, ставит в неравное положение по отношению с другими юридическими лицами при участии в тендерах и конкурсов, что соответственно приведет к исключению АО «ТЯЖМАШ» из числа лиц победителей тендеров и конкурсов, и как следствие к снижению получения налогов в бюджет.

Вместе с тем, выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 по делу №А55-13201/2018 по аналогичному спору между теми же сторонами.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ). В силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких условиях, суд считает оспариваемые постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности незаконными и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ подлежащими отмене.

Руководствуясь ст.  ст. 101-102, 110, 112, 167-171, 176, 180-182, 206-211

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить полностью постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области №210, №214, №217, № 219, №232, № 235, № 236 от 20.06.2018  о привлечении АО "ТЯЖМАШ" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

       Решение  может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова