ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-18987/2012 от 07.08.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

09 августа 2012 года

Дело №

А55-18987/2012

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 09 августа 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании 07 августа 2012 года, дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "ПЖРП №11" 443067, <...>

к ГУ МЧС России по Самарской области в лице Отдела надзорной деятельности <...>, <...>

об оспаривании постановления № 422 от 30.05.2012 года

при участии в заседании, протокол которого вела помощник судьи Шарапова Л.Н.:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 05.09.2011;

от заинтересованного лица – ФИО3, удостоверение, доверенность № 457-2-1 от 20.01.2012;

Установил:

Заявитель - ООО «ПЖРП №11» (далее – общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения по ст.49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г.о.ФИО4 МЧС России по Самарской области № 422 от 30.05.2012 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ПЖРП №11" к административной ответственности предусмотренной ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Заинтересованное лицо - Главное управление МЧС России по Самарской области (далее – административный орган) считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, т.к. факт административного правонарушения подтверждается материалами дела при соблюдении процедуры привлечении к административной ответственности .

В соответствии с ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

При оценке доводов сторон суд исходит из пункта 4 ст. 210 АПК РФ, возлагающего приоритет доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, что в силу ст. 65 АПК РФ не освобождает другую сторону от обязанности доказывать свои доводы.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.04.2012 г. на основании распоряжения № 283 от 09.04.2012, начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара ФИО5 (главного государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору), проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ПЖРП № 11» по адресу: <...> Б.

Данная проверка проведена по требованию прокуратуры Промышленного района в связи с обращением гр. ФИО6 о нарушении законодательства о пожарной безопасности в жилом доме по адресу: <...> Б.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований установленных законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки № 283 от 28.04.2012 года.

В отношении общества за выявленные нарушения требований установленных законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности составлены протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении № 420 от 28.04.2012года, в котором были отражены следующие нарушения: клапаны мусоропровода находятся в неисправном состоянии, открытом положении (Основание: ППБ 01-03 п. 86); на фасаде дома отсутствует указатель месторасположения пожарных гидрантов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (Основание: ППБ 01-03 п. 90); отсутствует информация о месте хранения ключей от замков дверей, ведущих в помещение технического этажа и выхода на кровлю (Основание: ППБ 01-03 п. 44); за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 421 от 28.04.2012года, в котором отражены следующие нарушения: эксплуатируется электропровода и электрокабели с поврежденной изоляцией в электрощитах (Основание: ППБ 01-03 п. 60); в корпусах поэтажных электрощитов располагаются горючие материалы (бумага, бумажные пачки из сигарет, пластиковые бутылки) (Основание: ППБ 01-03 п. 60); за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 422 от 28.04.2012года, в котором отражены следующие нарушения: произведены изменения объемно - планировочных решений (смонтированы дополнительные двери, отделяющие общие карманы квартир от лестничной клетки; закрыты на замки, заложены кирпичом дверные проемы, ведущие на наружные эвакуационные лестницы), в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, загромождены мебелью и другими предметами выходы на наружные эвакуационные лестницы (Основание: ППБ 01-03 п.40, 53); на лестничных клетках и поэтажных коридорах, являющихся путями эвакуации, хранятся мебель домашние вещи и другие горючие материалы, загромождая эвакуационные пути (Основание: ППБ 01-03 п. 40, 53); наружные пожарные лестницы не подвергаются эксплуатационным испытаниям (Основание: ППБ 01-03 п. 41); за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения проверки главным государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору ФИО5 вынесено постановление № 422 от 30.05.2012года о назначении административного наказания и привлечения к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Производственное жилищно-ремонтное предприятие № 11» в виде наложения административного штрафа в размере 150000 руб.

Заявитель в обоснование своей позиции при оспаривании данного постановления, ссылается на малозначительность правонарушения, поскольку частично нарушения устранены, а в отношении ограничения доступа к наружным пожарным лестницам, считает отсутствие своей вины в связи с тем, что данные ограничения допущены жильцами.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечении) пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу ст.38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества: руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение 'требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Из вышеуказанных норм, при наличии у заявителя договора управления многоквартирными домами от 04.12.2009г., в отношении жилого дома по адресу: <...> следует, что ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в данном случае правомерно возложена на заявителя, поскольку согласно п. 2.2.1 «Договора», именно управляющая организация обеспечивает и несет ответственность за противопожарное состояние общего имущества в Многоквартирных домах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, с введением штатных должностей инструкторов по пожарной безопасности.

Нарушения, указанные в протоколах об административных правонарушениях № 420 от " 28 "апреля 2012г., № 421 от " 28 "апреля 2012г., № 422 от " 28 "апреля 2012г., выявлены в местах, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома.

Административным органом обоснованно не приняты доводы заявителя о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности уже имели место быть на момент заключения договора управления многоквартирными домами, т.е. на 2009год, поскольку из материалов административного дела следует, что общество которое осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <...>, с 2009 года не предприняло всех, исчерпывающих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которые несут общественно опасный характер.

Объективная сторона правонарушения в области пожарной безопасности заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом требований, правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности.

Таким образом, вышеперечисленные нарушения в жилом доме по адресу: <...>, управление которым осуществляет заявитель, непосредственно влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы массового отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью.

Каждое из выявленных нарушений, как в отдельности, так и в совокупности, образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, вменяемых обществу.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Обществом не принято всех зависящих от него мер по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности.

Оценивая обстоятельства дела, суд находит, что в соответствии с требованиями статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом доказан факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения. Наказание назначено административным органом с соблюдением положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, суд принимает во внимание, что правонарушение допущено в условиях особого противопожарного режима.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, связанного с угрозой причинения вреда жизни людей, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и количества и характера допущенных нарушений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 102, 110-112, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г.о.ФИО4 МЧС России по Самарской области № 422 от 30.05.2012 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ПЖРП №11" к административной ответственности предусмотренной ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

/

ФИО1